Дело № 2а-4679/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 года гор. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дмитренко В.М.,
при секретаре судебного заседания Румянцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТ «Экология-2» к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекциио признании предписания ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ годанезаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - СНТ «Экология-2» - обратилось в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекциио признании предписания ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекции№ от ДД.ММ.ГГГГ годанезаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 08.09.2017 года Арбитражным судом Московской области было вынесено решение об установлении бессрочно сервитута на часть земельного участка, принадлежащего ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», для целей проезда и прохода к земельным участкам СНТ «Экология-2».
Решение вступило в законную силу 11.12.2017 г.
Согласно данного решения СНТ «Экология-2» производит плату за пользование данным земельным участком ежемесячно в размере 3 085,92 руб.
При этом, обязанности по содержанию данной дороги на СНТ «Экология-2» возложено не было. Въезд на данную дорогу не ограничен.
27.06.2019 года был совершен неустановленным лицом выброс мусора на данную дорогу.
В этот же день члены СНТ «Экология-2» обратились в полицию по данному факту для установления виновных лиц. Обращение было зарегистрировано.
23.07.2019 года Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО4 было выписано Предписание № об устранении недостатков. Согласно данного Предписания указанные недостатки и нарушения допущены Председателем СНТ «Экология-2» Ивановым ФИО7, которого обязывают убрать строительный мусор, сброшенный вдоль дороги, по которой осуществляется проезд и проход граждан до СНТ «Экология-2», и принять меры для устранения причин возникновения навалов строительного мусора до 30 августа 2019 года. В случае невыполнения настоящего Предписания виновное лицо привлекается к ответственности, согласно ст. 8.39 КоАП РФ. Административный истец считает, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно и просит отменить данное предписание.
На основании изложенного, административный истец - СНТ «Экология-2» просит суд признать предписание ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Административный истец в лице председателя СНТ «Экология-2» Иванова ФИО6 в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Чернышева А.В.. действующая на основании доверенности (копия в деле), с заявленными требованиями административного иска не согласилась, поддержала доводы, изложенные в Отзыве на заявление, (л.д. 68-70), просила отказать в полном объеме в удовлетворении административного иска.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, доводы административного иска, оценив в совокупности представленные письменные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
материалов дела усматривается и судом установлено, что 08.09.2017 года Арбитражным судом Московской области было вынесено решение об установлении бессрочно сервитута на часть земельного участка, принадлежащего ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», для целей проезда и прохода к земельным участкам СНТ «Экология-2».
Решение вступило в законную силу 11.12.2017 г.
Согласно данного решения СНТ «Экология-2» производит плату за пользование данным земельным участком ежемесячно в размере 3 085,92 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
27.06.2019 года был совершен выброс мусора неустановленным лицом на данную дорогу. В этот же день члены СНТ «Экология-2» обратились в полицию по данному факту для установления виновных лиц. Обращение было зарегистрировано, что подтверждается материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО4 было выписано Предписание № об устранении недостатков.
Из содержания данного предписания следует, что указанные недостатки и нарушения допущены Председателем СНТ «Экология-2» Ивановым ФИО8, которого обязывают убрать строительный мусор, сброшенный вдоль дороги, по которой осуществляется проезд и проход граждан до СНТ «Экология-2», и принять меры для устранения причин возникновения навалов строительного мусора до 30 августа 2019 года. В случае невыполнения настоящего Предписания административный истец будет привлечен к ответственности, согласно ст. 8.39 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при проведении в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 того же Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды. Особой охране подлежат национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также иные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценно значение. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и(или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (пункт 2 статьи 59 Федерального закона № 7-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, и право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
В силу части 1 ст. 66 указанного Федерального закона должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям (подпункт б).
В силу положений пункта 23 приказа Минприроды России от 26.03.2012 г. № 82 "Об утверждении Положения о национальном парке "Лосиный остров" (зар. в Минюсте России 20.08.2012 г. № 25218) на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.
Согласно ПриказуМинприроды РФ от 30.06.2010 г. № 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, экологопросветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, в том числе национальные парки.
Статьей 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Согласно части 4 статьи 15 Закона об ООПТ федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Нормы, закрепленные в статье 15 Закона об ООПТ, являются императивными, т.е. обязательными для исполнения.
В силу ст. 25 Федерального закона "Об охране окружающей среды" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Частью 2 статьи 33 того же Федерального закона установлено, что на особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так подпунктом "в" пункта 1 статьи 34 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий.
В силу п. 5 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
Согласно пункту 1 части 1 данной статьи, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устраненияи (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание является мерой государственного принуждения в виде письменного распоряжения органа надзора, обязывающее соответствующее лицо в установленный срок устранить выявленные нарушения законодательства. Следовательно, предписание подлежит выдаче лицу, противоправные действия (бездействие) которого повлекли нарушение законодательства, и должно быть направлено на устранение выявленных нарушений.
Судом установлено, что СНТ «Экология-2» обращалась к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» для получения разрешения на установку шлагбаума на въезд, для предотвращения свалки строительного мусора. Разрешение получено было, однако, установить шлагбаум не представляется возможным в связи с отсутствием электричества на въезде. Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не оспаривались.
Так, СНТ «Экология-2» обратилось в ПАО «МОЭСК» для получения разрешения подключения к сетям, проходивших вблизи с въездом на дорогу. Однако, как выяснилось, данные сети принадлежат РОСАВТОДОР.
ГБУ МО «Мосавтодор» отказало СНТ «Экология-2» в подключении к их сетям.
СНТ «Экология-2» обращалось в Администрацию Щёлковского муниципального района для помощи в проведении электричества к данной дороге для установки шлагбаума.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что СНТ «Экология-2» предприняло все возможные меры для устранения причин возникновения навалов строительного мусора неустановленными лицами, а обстоятельств, подтверждающих вину административного истца в возникновении навалов строительного мусора, сброшенного вдоль дороги по которой осуществляется проезд и проход граждан до СНТ «Экология-2, суду административным ответчиком, на которого в силу закона возложена обязанность доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административным истцом, не представлено, а материалы дела не содержат.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При таких обстоятельствах, проанализировав нормы действующего законодательства, с учетом фактических обстоятельств дела, суд находит требования административного иска СНТ «Экология-2» о признании предписания ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Государственной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-2» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 04.09.2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.09.2019 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.