Дело № 3а-48/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 8 февраля 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.,
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дроновой Ольги Валентиновны к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дронова О.В. через своего представителя Кондрашину М.К. обратилась 26 декабря 2018 г. в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости двух принадлежащих ей объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что Дронова О.В. является собственником нежилого здания склада арочного типа общей площадью <...> кв.м, количество этажей: 1, кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилого здания склада арочного типа общей площадью <...> кв.м, количество этажей: 1, кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость каждого из указанных объектов недвижимости по состоянию на 4 июля 2013 г. согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости составляет 3935480 руб. 24 коп.
Согласно отчету оценщика - ИП К.О.Н. от 17 декабря 2018 г. рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 4 июля 2013 г. составила: объекта с кадастровым номером № - 1280 400 руб., объекта с кадастровым номером № - 1256300 руб.
Ссылаясь на положения статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец Дронова О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Кондрашина М.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков - Правительства Курганской области и Управления Росреестра по Курганской области, а также заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Курганской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области) соответственно Березовский Я.В., Мясникова М.В. и Вожжикова И.В., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили письменные отзывы на административный иск, в которых не высказали возражений против заявленных истцом требований и ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Представитель Администрации г. Кургана Филюшина Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения административного дела была извещена надлежаще, в представленном письменном отзыве заявила о несогласии Администрации г. Кургана с заявленными административным истцом требованиями на том основании, что уменьшение кадастровой стоимости объекта затрагивает интересы органа местного самоуправления, поскольку бюджет формируется исходя из налогов, просила рассмотреть дело без участия представителя Администрации г. Кургана.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела следует, что Дроновой О.В. на праве собственности принадлежат два объекта недвижимости: с кадастровым номером № - нежилое здание склада арочного типа, общей площадью <...> кв.м, количество этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером № - нежилое здание склада арочного типа, общей площадью <...> кв.м, количество этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес>.
Право собственности Дроновой О.В. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано 15 октября 2018 г. в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 октября 2018 г.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17 октября 2018 г. кадастровая стоимость каждого из двух принадлежащих Дроновой О.В. вышеуказанных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № составляет 3935480 руб. 24 коп.
В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и на основании представления Управления Росреестра по Курганской области постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости по состоянию на 27 июня 2012 г. Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости в утвержденный вышеуказанным постановлением перечень объектов недвижимости не вошли.
Как следует из материалов административного дела, объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, были образованы в 2013 г., поставлены на государственный кадастровый учет 4 июля 2013 г., что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, актами определения кадастровой стоимости б/н от 1 августа 2013 г. и от 29 ноября 2013 г. филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области.
Согласно статье 24.19 (абзац 2) Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшее за собой необходимость определения его кадастровой стоимости.
На основании изложенного, несмотря на то, что при установлении в 2013 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости использовался удельный показатель, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, должна быть определена по состоянию на 4 июля 2013 г.
Согласно отчету об оценке объектов от <...>, подготовленному оценщиком ИП К.О.Н., по состоянию на 4 июля 2013 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 1280 400 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером № - 1256 300 руб.
Представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости и их рыночной стоимости.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности собственника данного имущества Дроновой О.В., поскольку в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 217.1) кадастровая стоимость объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы при продаже недвижимого имущества. Кроме того, представителем административного истца представлена суду копия заключенного <...> между Дроновой О.В. и Ч.В.С. предварительного договора купли-продажи двух вышеуказанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов отчета от 17 декабря 2018 г. № 195/01-18 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленного оценщиком ИП К.О.Н., участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования.
Участвующими в деле лицами, представителями государственных органов власти и местного самоуправления доказательств, опровергающих обоснованность заявленных административных исковых требований, суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Дроновой О.В. административных исковых требований об установлении по состоянию на 4 июля 2013 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и № в размере, равном их рыночной стоимости, определенной согласно отчету от 17 декабря 2018 г. № 195/01-18, соответственно в сумме 1 280 400 руб. и 1 256 300 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Дроновой Ольги Валентиновны, обратившейся в суд 26 декабря 2018 г., об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания склада арочного типа с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 280 400 рублей, по состоянию на 4 июля 2013 г.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания склада арочного типа с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 256 300 рублей по состоянию на 4 июля 2013 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Решение в окончательной форме вынесено 12 февраля 2019 г.
Судья Ю.Л. Дьяченко