Дело №2а-3866/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 августа 2019 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н.,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ4,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ3 Рє Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Рѕ признании решения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ3 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Рѕ признании решения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений. Р’ обоснование РёСЃРєР° указала, что ДД.РњРњ.ГГГГ УФСГРКиК РїРѕ РњРћ вынесло решение в„– Рѕ приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка СЃ кадастровым номером в„– расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. Заявление предоставлялось РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ уточнением местоположения границы вышеуказанного земельного участка. Р’ решении Рѕ приостановлении указано, что РІ межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка площадью 1100 РєРІ.Рј, что имеются расхождения РІ представленных документах РїРѕ площади участка. Административный истец СЃ этим РЅРµ согласен, так как согласно разъяснениям Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё, изложенным РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РїСЂРё подтверждении фактического местоположения границ земельного участка РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ использовать как картографическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ ГКН, так Рё материалы инвентаризации, ситуационные планы БТР, генеральные планы территории. Однако документальных подтверждений РЅРµ сохранилось, тогда как РЅР° местности имеются следующие свидетельства пользования участком: участок огорожен, РЅР° участке имеются постройки вспомогательного назначения (С…РѕР·.блок, водонапорная скважина), посажены плодовые деревья. Так Р¶Рµ местоположение участка Рё его границы подтверждаются РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё соседей РІ межевом плане. Рстец считает, что РІ соответствии СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования земельного участка - для РР–РЎ Рё РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных предельных минимальных Рё максимальных размеров земельных участков, разница РІ площади земельного участка РїРѕ сведениям ЕГРН Рё РїРѕ фактическому пользованию является допустимой. РќРµ согласившись СЃ решением ответчика РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, истец обжаловал его РІ апелляционную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, РЅРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ апелляционная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ вынесла решение РѕР± отклонении заявления РѕР± обжаловании решения Рѕ приостановлении Рё признала данное решение соответствующим основаниям, предусмотренным Рї.5,7,31 С‡.1 СЃС‚.26 ФЗ РѕС‚ 13.07.2015Рі. в„–218-ФЗ. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 20.05.2019Рі. в„– Рѕ приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка СЃ кадастровым номером в„– расположенного РїРѕ адресу: <адрес> Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РІ части сведений РѕР± уточнении границы Рё площади земельного участка, РЅР° основании межевого плана РѕС‚ 07.05.2019Рі., подготовленного кадастровым инженером Р¤РРћ9 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области сообщить РѕР± исполнении решения РїРѕ административному делу РІ СЃСѓРґ Рё Р¤РРћ3 РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Р’ судебном заседании представитель административного истца РїРѕ доверенности адвокат Р¤РРћ5 административный РёСЃРє поддержал РїРѕ изложенным РІ нем основаниям. Представил дополнительные пояснения (Р».Рґ.42-43) Рё документы. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что местоположение участка Р¤РРћ3 подтверждается также картографическим материалом, состоящим РёР· выписки РёР· генплана РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґ РІ отношении земельного участка Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7 (соседние участки), Р° также спутниковым СЃРЅРёРјРєРѕРј, взятым СЃ сервиса Яндекс Карты. Свидетельством Рѕ рождении истца Р¤РРћ3 подтверждается, что Р¤РРћ3 является дочерью Р¤РРћ7 Границы участка подтверждаются также расположением РґРѕСЂРѕРі, сложившимся РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј пользования, актом Рѕ согласовании границ СЃРѕ смежными землепользователями. РџСЂРѕСЃРёР» РёСЃРє удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РїРѕ доверенности Р¤РРћ8 РІ судебном заседании возражала против заявленных требований РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменных возражениях (Р».Рґ.49-54).
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что административному истцу Р¤РРћ3 РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером в„– площадью 1000 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес> граница земельного участка РЅРµ установлена РІ соответствии СЃ требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской РёР· ЕГРН (Р».Рґ. 7-8).
Р¤РРћ3 обратилась Рє кадастровому инженеру Р¤РРћ9 Р·Р° подготовкой межевого плана РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ уточнением местоположения границы Рё площади земельного участка. Кадастровым инженером Р¤РРћ9 подготовлен межевой план (Р».Рґ.9-15), который был сдан РІ УФСГРКиК РїРѕ РњРћ.
Решением от 20.05.2019 № 50-0-1-329/3001/2019-9354 на основании пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет изменений границ и площади земельного участка был приостановлен, в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (межевого плана), не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д.16-17).
Не согласившись с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, истец обжаловал его в апелляционную комиссию. ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия вынесла решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении и признала данное решение соответствующим основаниям, предусмотренным п.5,7,31 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ (л.д.18).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Р’ силу Рї. 70 Приказа Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 08.12.2015 в„–921 «Об утверждении формы Рё состава межевого плана, требований Рє его подготовке выполнение кадастровых работ РїРѕ уточнению местоположения границ земельного участка осуществляется РЅР° основании документов, перечисленных РІ части 10 статьи 22 Закона Рѕ регистрации. Р’ данном случае реквизиты таких документов приводятся РІ реквизите В«1В» раздела В«Рсходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
РџСЂРё этом наименование Рё реквизиты таких документов приводятся РІ разделе "Рсходные данные", указанные документы или РёС… РєРѕРїРёРё РІ состав Приложения РЅРµ включаются.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, местоположение границ земельного участка при их уточнении определяется:
- исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
- исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок);
- в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в случае отсутствия в указанных выше документах сведений о местоположении границ земельного участка);
- в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке).
Позиция относительно документов, обосновывающих местоположение границ земельных участков при их уточнении, изложена в письмах Минэкономразвития РФ от 19 мая 2014 г. N ОГ-Д23-3716, от 27 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4928.
Так, документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18 марта 2013 г. N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. N ОГ-Д23-5470 "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать также:
- из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";
- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Кроме того, межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере.
При этом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Такой порядок подтверждает отсутствие спора о праве или самозахвата земли.
Между тем РІ межевой план РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ были включены РЅРё землеустроительная документация либо материалы инвентаризации, РЅРё ситуационные планы БТР. Представленный представителем истца РІ судебное заседание картографический материал, состоящий РёР· выписки РёР· генплана РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґ РІ отношении земельного участка Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7 (Р».Рґ.43-44), также РЅРµ был предоставлен истцом кадастровому инженеру РїСЂРё подготовке межевого плана Рё представлен только РІ судебное заседание.
По сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1000 кв.м. Документов на основании чего была увеличена площадь земельного участка на 100 кв.м. в регистрирующий орган не представлено.
Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Сергиев Посад, Сергиево-Посадского муниципального района (утверждены Советом Депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-МЗ) установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства – 600 кв.м.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 3.1 Федерального закона РѕС‚ 25 октября 2001 Рі. в„– 137-ФЗ «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ случае если смежные земельные участки находятся РІ муниципальной собственности или РІ государственной собственности РґРѕ ее разграничения Рё такие земельные участки РЅРµ предоставлены гражданам РІ пожизненное наследуемое владение, Р° также гражданам или юридическим лицам (Р·Р° исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) РІ постоянное (бессрочное) пользование либо РІ аренду РЅР° СЃСЂРѕРє более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется СЃ органом местного самоуправления.
РР· имеющегося РІ межевом плане акте согласования местоположения границ земельного участка следует, что согласование границ, смежных СЃ землями неразграниченной государственной собственности, РЅРµ проводилось (Р».Рґ.14 РѕР±.), что противоречит вышеприведенным положениям статьи 3.1 Федерального закона «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
При этом увеличение площади земельного участка административного истца произошло именно за счет земель неразраниченной государственной собственности.
Следовательно, в межевом плане не имеется сведений, позволяющих сделать однозначный вывод об отсутствии споров по устанавливаемым границам земельного участка административного истца. В связи с этим в случае установления новых границ земельного участка административного истца могут быть нарушены законные интересы органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности.
Р’ судебном заседании РІ качестве свидетеля был допрошен кадастровый инженер Р¤РРћ10, подготовивший межевой план, который СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что земельный участок истца РЅРµ был огорожен, стоял забор СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, который поставил сосед. Р’Р·СЏРІ указанный забор Р·Р° ориентир, РѕРЅ подготовил межевой план РїРѕ фактическому пользованию. Рстица сказала ему, чтобы площадь участка составляла 1100 РєРІ.Рј, поэтому РѕРЅ Рё подготовил участок РЅР° эту площадь. Так как заборов РЅРµ было, то РѕРЅ ориентировался РїРѕ тому, как указывала ему истица, РіРґРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ граница ее участка. Указал, что никакая землеустроительная документация, планы БТРему РЅРµ предоставлялись истцом. Согласования СЃ Администрацией РїРѕ землям нераграниченной собственности, которые являются смежными, РёРј РЅРµ производились, так как обычно этого РЅРµ требуется.
На основании вышеизложенного, с учетом показаний свидетеля, суд считает, что требования Закона о регистрации при принятии обжалуемого решения Управлением были соблюдены и у административного ответчика имелись основания для приостановления государственного кадастрового учета изменений на основании указанного межевого плана, поскольку содержание межевого плана не соответствовало требованиям законодательства. При этом административный истец не лишен права на обращение в суд с иском об установлении границ, если считает, что имеет право на участок большей площадью, чем указано в правоустанавливающих документах.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ3 Рє Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Рѕ признании решения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Судья С.Н.Пчелинцева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н.Пчелинцева