Решение по делу № 2а-3866/2019 от 20.06.2019

    

        Р”ело в„–2Р°-3866/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ УФСГРКиК по МО вынесло решение № о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. Заявление предоставлялось в связи с уточнением местоположения границы вышеуказанного земельного участка. В решении о приостановлении указано, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка площадью 1100 кв.м, что имеются расхождения в представленных документах по площади участка. Административный истец с этим не согласен, так как согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу ГКН, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы территории. Однако документальных подтверждений не сохранилось, тогда как на местности имеются следующие свидетельства пользования участком: участок огорожен, на участке имеются постройки вспомогательного назначения (хоз.блок, водонапорная скважина), посажены плодовые деревья. Так же местоположение участка и его границы подтверждаются подписями соседей в межевом плане. Истец считает, что в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - для ИЖС и исходя из установленных предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, разница в площади земельного участка по сведениям ЕГРН и по фактическому пользованию является допустимой. Не согласившись с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, истец обжаловал его в апелляционную комиссию, но ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия вынесла решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении и признала данное решение соответствующим основаниям, предусмотренным п.5,7,31 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ. Просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 20.05.2019г. № о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № в части сведений об уточнении границы и площади земельного участка, на основании межевого плана от 07.05.2019г., подготовленного кадастровым инженером ФИО9 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности адвокат ФИО5 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Представил дополнительные пояснения (л.д.42-43) и документы. Пояснил, что местоположение участка ФИО3 подтверждается также картографическим материалом, состоящим из выписки из генплана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельного участка ФИО6 и ФИО7 (соседние участки), а также спутниковым снимком, взятым с сервиса Яндекс Карты. Свидетельством о рождении истца ФИО3 подтверждается, что ФИО3 является дочерью ФИО7 Границы участка подтверждаются также расположением дорог, сложившимся порядком пользования, актом о согласовании границ со смежными землепользователями. Просил иск удовлетворить.

    РџСЂРµРґСЃС‚авитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РїРѕ доверенности ФИО8 РІ судебном заседании возражала против заявленных требований РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменных возражениях (Р».Рґ.49-54).

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что административному истцу ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 7-8).

ФИО3 обратилась к кадастровому инженеру ФИО9 за подготовкой межевого плана в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка. Кадастровым инженером ФИО9 подготовлен межевой план (л.д.9-15), который был сдан в УФСГРКиК по МО.

Решением от 20.05.2019 № 50-0-1-329/3001/2019-9354 на основании пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет изменений границ и площади земельного участка был приостановлен, в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (межевого плана), не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д.16-17).

Не согласившись с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, истец обжаловал его в апелляционную комиссию. ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия вынесла решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении и признала данное решение соответствующим основаниям, предусмотренным п.5,7,31 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ (л.д.18).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава межевого плана, требований к его подготовке выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, местоположение границ земельного участка при их уточнении определяется:

- исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;

- исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок);

- в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в случае отсутствия в указанных выше документах сведений о местоположении границ земельного участка);

- в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке).

Позиция относительно документов, обосновывающих местоположение границ земельных участков при их уточнении, изложена в письмах Минэкономразвития РФ от 19 мая 2014 г. N ОГ-Д23-3716, от 27 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4928.

Так, документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18 марта 2013 г. N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. N ОГ-Д23-5470 "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать также:

- из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";

- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".

Кроме того, межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере.

При этом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

Такой порядок подтверждает отсутствие спора о праве или самозахвата земли.

Между тем в межевой план от ДД.ММ.ГГГГ не были включены ни землеустроительная документация либо материалы инвентаризации, ни ситуационные планы БТИ. Представленный представителем истца в судебное заседание картографический материал, состоящий из выписки из генплана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельного участка ФИО6 и ФИО7 (л.д.43-44), также не был предоставлен истцом кадастровому инженеру при подготовке межевого плана и представлен только в судебное заседание.

По сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1000 кв.м. Документов на основании чего была увеличена площадь земельного участка на 100 кв.м. в регистрирующий орган не представлено.

Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Сергиев Посад, Сергиево-Посадского муниципального района (утверждены Советом Депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-МЗ) установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства – 600 кв.м.

Исходя из положений статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Из имеющегося в межевом плане акте согласования местоположения границ земельного участка следует, что согласование границ, смежных с землями неразграниченной государственной собственности, не проводилось (л.д.14 об.), что противоречит вышеприведенным положениям статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При этом увеличение площади земельного участка административного истца произошло именно за счет земель неразраниченной государственной собственности.

Следовательно, в межевом плане не имеется сведений, позволяющих сделать однозначный вывод об отсутствии споров по устанавливаемым границам земельного участка административного истца. В связи с этим в случае установления новых границ земельного участка административного истца могут быть нарушены законные интересы органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен кадастровый инженер ФИО10, подготовивший межевой план, который суду пояснил, что земельный участок истца не был огорожен, стоял забор с одной стороны, который поставил сосед. Взяв указанный забор за ориентир, он подготовил межевой план по фактическому пользованию. Истица сказала ему, чтобы площадь участка составляла 1100 кв.м, поэтому он и подготовил участок на эту площадь. Так как заборов не было, то он ориентировался по тому, как указывала ему истица, где проходит граница ее участка. Указал, что никакая землеустроительная документация, планы БТИ ему не предоставлялись истцом. Согласования с Администрацией по землям нераграниченной собственности, которые являются смежными, им не производились, так как обычно этого не требуется.

    РќР° основании вышеизложенного, СЃ учетом показаний свидетеля, СЃСѓРґ считает, что требования Закона Рѕ регистрации РїСЂРё принятии обжалуемого решения Управлением были соблюдены Рё Сѓ административного ответчика имелись основания для приостановления государственного кадастрового учета изменений РЅР° основании указанного межевого плана, поскольку содержание межевого плана РЅРµ соответствовало требованиям законодательства. РџСЂРё этом административный истец РЅРµ лишен права РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РѕР± установлении границ, если считает, что имеет право РЅР° участок большей площадью, чем указано РІ правоустанавливающих документах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка незаконным, обязании осуществить кадастровый учет изменений – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

РЎСѓРґСЊСЏ         РЎ.Рќ.Пчелинцева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

РЎСѓРґСЊСЏ         РЎ.Рќ.Пчелинцева

2а-3866/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпова Ольга Анатольевна
Другие
Карпова О.А.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Суд
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
sergiev-posad.mo.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Подготовка дела (собеседование)
07.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019Судебное заседание
07.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2019Регистрация административного искового заявления
18.10.2019Передача материалов судье
18.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Подготовка дела (собеседование)
18.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Регистрация административного искового заявления
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Подготовка дела (собеседование)
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
07.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее