Дело №2-24-2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 года город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Ковтуновича М.Л.,
при секретаре Ситдиковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Ольги Владимировны к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)" о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Смирнова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)" (далее УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении в ее специальный педагогический трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
В обоснование своих требований указывает, что Решением комиссии УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) от <дата> № года ей было отказано во включении перечисленных периодов в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Решение противоречит положениям Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.
Истец просит суд признать Решение комиссии УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) от <дата> № года об отказе в назначении пенсии незаконным, и обязать ответчика включить перечисленные периоды ее трудовой деятельности в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.
Истец в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, дело просила рассмотреть без ее участия.
Представитель ответчика УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу иска не представил.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с <дата>) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 названного закона).
В соответствии с п. п. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного приведенным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно действовавшей ст.112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Судом по обстоятельствам дела установлено, что с <дата> по <дата> Смирнова О.В. обучалась в Мурманском государственном педагогическом институте. После окончания института была принята на работу с <дата> учителем начальных классов работает в <данные изъяты> <дата> она была уволена с работы в связи с уходом за ребенк5ом до 14 лет по ст. 31 КЗоТ РФ. С <дата> по <дата> Смирнова О.В. осуществляла педагогическую деятельность в <данные изъяты>. Приказом от <дата> № уволена с работы в связи с переводом в <данные изъяты>, где и работает по настоящее время.
<дата> Смирнова О.В. обратилась в УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) № от <дата> ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального 25 летнего стажа педагогической деятельности. Ее специальный трудовой стаж был исчислен в размере 23 года 09 месяц 18 дней. При этом в педагогический стаж не были включены периоды :
-нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и период выполнение трудовых обязанностей в летнем оздоровительном лагере «Юнга» с <дата> по <дата>.
Обстоятельства дела в суде подтверждаются материалами гражданского дела и материалами пенсионного дела Смирновой О.В..
При установленных обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования истицы о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, заявленных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода осуществления трудовой деятельности в оздоровительном лагере, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно определению Конституционного суда РФ от 06.03.2003г. №107-О статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие в период исполнения гражданином соответствующей работы, дававшей право на назначение пенсии на льготных условиях.
Истица в период с 15 августа 1991 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными.
В связи с тем, что ранее действующее трудовое законодательство (ст.112 КЗоТ РФ) и ныне действующее трудовое законодательство (ст.187 ТК РФ) гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации, или прохождения аттестации с отрывом от работы, либо на семинарские занятия, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, то все указанные периоды является периодами его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании установлено, что в спорные периоды истица работала учителем и воспитателем в образовательных учреждениях, на курсы повышения квалификации и командировки она направлялась работодателем в соответствии с его приказами, соответственно обучение на курсах повышения квалификации для истицы являлось обязательным. В эти периоды за ней сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Суд считает, что право работника на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения работником обучения на курсах повышения квалификации, семинарах, учебных отпусках, командировках, которые является для него обязательным.
Исходя из вышеизложенного, в специальный трудовой стаж истицы подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Суд также находит обоснованным и требования истца о включении в педагогический стаж периода выполнение ею трудовых обязанностей в летнем оздоровительном лагере «Юнга» с <дата> по <дата> год. Как следует из материалов дела в указанный период истица работала в должности учителя начальных классов <данные изъяты>. Месяцы <дата>, когда истица работала в летнем оздоровительном лагере «Юнга», являлись каникулярным временем, которое действующее законодательство включает в педагогический стаж работников.
Кроме того, согласно приказу образовательного учреждения № от <дата>, для выполнения трудовых обязанностей в качестве воспитателя летнего лагеря отдыха «Юнга», Смирнова О.В. была направлена в командировку, в связи с чем выполнение указанной работы для нее было обязательным. При этом действующее законодательство не предусматривает положений позволяющих исключить из педагогического стажа работника периодов исполнения им трудовых обязанностей находясь в командировке.
В силу указанного суд признает незаконными действия ответчика по исключению спорных периодов трудовой деятельности Смирновой О.В. из педагогического стажа, а ее требования по возложению обязанности по включению данных периодов в педагогический стаж подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, при включении спорных периодов в специальный стаж истца, по состоянию на 4.10.2017 года, ее педагогический стаж составлял 24 года 9 месяцев 16 дней, в силу чего, как на день обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии, так и на день вынесения судом настоящего решения, у Смирновой О.В. отсутствовал необходимый для назначения трудовой пенсии педагогический стаж 25 лет. В силу указанного, решение ответчика об отказе в назначении Смирной О.В. досрочной трудовой пенсии суд признает законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным Решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)" от <дата> № в части отказа включить в специальный трудовой стаж Смирновой Ольги Владимировны дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:
-периодов нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
-периода выполнение трудовых обязанностей в летнем оздоровительном лагере «Юнга» с <дата> по <дата>.
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)" включить в специальный трудовой стаж Смирновой Ольги Владимировны дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:
-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
-период выполнение трудовых обязанностей в летнем оздоровительном лагере «Юнга» с <дата> по <дата>.
В оставшейся части требований Смирновой Ольге Владимировне в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течении 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий :