Дело № 5-60/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«02» сентября 2021 года г. Змеиногорск
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года
Судья Змеиногорского городского суда Алтайского края Кунанбаева Е.С., рассмотрев материалы дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика», зарегистрированного по адресу<адрес> ИНН №, ОГРН №, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № 7 об административном правонарушении от 23 декабря 2020 г., составленному главным специалистом отдела правового обеспечения управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Сафьянниковой Ю.А., 23.10.2020 управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее - Управление) были проведены мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия на основании задания 22.10.2020 № 02-12/649, в результате которых было установлено, что на объекте «Карьер/разнос/», XVIII-XIX вв. (далее - Объект), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX вв. проводятся земляные работы, производится выемка грунта экскаватором. Снимаемый грунт вывозится грузовиками за территорию Объекта культурного наследия.
Земляные работы на Объекте произведены без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия.
Произведенные земляные работы и нахождение тяжелой техники нарушают объемно-пространственные характеристики Объекта, в результате чего изменяется микрорельеф поверхности, что может привести к повреждению шахт и штолен Змеиногорского рудника, находящихся на данной территории, согласно историческим сведениям, и в настоящее время скрытых под поверхностью грунта, тем самым ухудшают состояние объекта культурного наследия и создают угрозу его целостности, что является нарушением ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-Ф3 (далее- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3) на объекте культурного наследия допустимо проводить только работы по его сохранению, которые включают в себя: меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон 73-ФЗ) земляные, строительные, хозяйственные работы и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
23.10.2020 Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» выдано предписание № 1 о незамедлительной приостановке работ на объекте культурного наследия, которое получено юридическим лицом ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» 09.11.2020.
24.11.2020 в целях контроля исполнения вышеуказанного предписания в соответствии с заданием от 19.11.2020 № 02-12/710 Управлением вновь проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Карьер /разнос/», XVIII-XIX вв., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в. в Сибири горнозаводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX вв., расположенного по адресу: <адрес>.
В результате осмотра установлено, что предписание № 1 от 23.10.2020 не исполняется, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» продолжает проведение работ на объекте культурного наследия, а именно:
на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором:
в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца;
в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки;
в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки.
Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Зафиксированы следы движения тяжелой автомобильной и строительной техники по территории Объекта культурного наследия. В результате земляных работ изменен рельеф в юго-восточной части Объекта, существовавший на момент предыдущего осмотра 29.10.2020. Оборудован съезд с возвышенности для движения тяжелой техники по Объекту. Указанными работами причиняется вред Объекту.
Вина юридического лица, по мнению должностного лица, заключается в том, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» обязанность по приостановлению работ (предписание № 1 от 23.10.2020), проведение которых может ухудшить состояние Объекта не исполнило.
Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Сафьянниковой Ю.А. действия юридического лица ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» квалифицированы по ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неисполнение лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного, наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
14.12.2020 в адрес ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80083355420521 почтовое отправление было вручено адресату 18.12.2020.
Данный протокол был составлен с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, копия протокола об административном правонарушении была получена представителями юридического лица.
Защитник юридического лица ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» по доверенности Нестеренко О.В. в судебном заседании полностью поддержала доводы, изложенные в письменных, просила производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что вина общества во вменяемом административном правонарушении не доказана, предписание было получено ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» 09.11.2021. 24-25 ноября 2020 года проведена повторная проверка исполнения предписания, Согласно протоколу об административном правонарушении, Алтайохранкультура считают нарушениями непосредственно работу экскаватора в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее объекта, то есть ниже объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Вместе с тем, обязанность приостановить работы в пойме реки Змеевка в 100 метрах южнее Объекта (а не на само Объекте), выданное предписание не содержит. Более того, ссылка Управления о том, что им была непосредственно зафиксирована работа экскаватора в пойме реки Змеевки в 100 метрах от южной границы Объекта как на нарушение предписания безосновательна, поскольку ведение земляных работ на столь далеком расстоянии от Объекта не только не нарушает его целостность, но и никаким образом не создает угрозы нарушения таковой. Также из указанного акта осмотра не следует, что в момент осмотра обществом производились работы по выемке грунта на территории Объекта культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX вв.» поскольку зафиксировано только наличие следов земляных работ по выемке грунта, однако в какой временной промежуток (до получения предписания или после) данные работы проводились, сотрудниками Управления установлено не было. К акту осмотра от 30 ноября 2020 года приложено фототаблица, к фото № 11 имеется подпись, что на фото запечатлено движения тяжелой строительной техники по юго-восточной части Объекта, вместе с тем, нельзя сделать однозначный вывод о том, что осуществляются работы по выемке грунта, которые могут ухудшить состояние Объекта культурного наследия, либо нарушить целостность и сохранность объекта культурного наследия. Также из указанного акта не следует, что зафиксировано проведение работ по выемке грунта, осуществленных в период после 09 ноября 2020 года, то есть получения соответствующего предписания, не указано какие именно работы были проведены после получения Обществом предписания о приостановлении работ на Объекте. Какие-либо данные позволяющие сопоставить объем произведенных земляных работ до получения предписания о необходимости приостановить такие работы с объемом, зафиксированным в момент осмотра 24-25 ноября, материалы дела не содержат. Допрошенный в судебном заседании в Алтайском краевом суде в качестве свидетеля ФИО4 непосредственно проводивший осмотр, по результатам которого составлен акт от 30 ноября 2020 года, пояснил, что им были зафиксированы только следы движения тяжелой техники по территории Объекта, что само по себе может нарушить состояние объекта. Иных достоверных данных о том, что Общество после получения 09 ноября 2020 года предписания от 26 октября 2020 года продолжило осуществлять земляные работы по выемке грунта которые могут ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить целостность и сохранность объекта культурного наследия, материал дела об административном правонарушении не содержит. Должностным лицом, при составлении протокола об административном правонарушении, не учтены требования, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а именно: указана дата совершения - 10.11.2020 (следующий день после получения предписания), что противоречит требованию самого предписания, не указано время совершения правонарушения. Просила исключить из материалов дела протокол об административном правонарушении № 8 от 23.12.2020 как недопустимое доказательство.
Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Янина В.В. в судебном заседании указала, что вина ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалах дела, полностью подтвердила свои письменные пояснения на возражения защитника, дополнив, что в рамках задания были осмотрены данные объекты, после чего был составлен акт осмотра, в котором зафиксировали проведение работ на объекте культурного наследия, в том числе на территории прилегающей и непосредственно связанной с объектом культурного наследия, после этого было вынесено предписание № 1 от 23.10.2020 г. и незамедлительно направлено ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» посредством электронной почты. 27.10.2020 года посредством почтовой связи общество проинформировано о незамедлительной приостановке работ на объекте культурного наследия. Кроме того, 10.11.2020 по телефону общество также было проинформировано о необходимости приостановить работы. Таким образом, с 23.10.2020 ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» было уведомлено о запрете поведения всех видов работ на объекте культурного наследия. В результате проведенного мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия 29.10.2020 зафиксировано проведение земельных работ на Объекте, в том числе выемка грунта, что подтверждается актом осмотра № 02-14/656 от 02.11.2020). 24.11.2020 в результате проведенного мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия зафиксировано непосредственно проведение земляных работ бульдозера на объекте культурного наследия, что подтверждается актом осмотра № 02-14/709 от 30.11.2020. Земляные работы нарушают предмет охраны Объекта, тем самым видоизменяя его пространственные характеристики, что является недопустимым. В акте осмотра № 02-14/709 также зафиксировано наличие транспортных средств на объекте культурного наследия, тем самым изменяются объемно-пространственные характеристики и причиняется ущерб памятнику. Объект культурного наследия ярко выражен, на него имеется паспорт, объект передан на государственную охрану, границы объекта определены из исторических данных.
Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании по ходатайству представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО10 в качестве свидетеля – главного специалиста отдела учета и популяризации Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> ФИО4 24 и 25 ноября 2020 года были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия был произведен осмотр Обьекта и зафиксировано его состояние в соответствующих актах. Была зафиксирована работа бульдозера, следы движения техники, сгребание грунта в юго-восточной части Объекта Карьер/разнос/» XVIII-XIX вв.
Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании по ходатайству представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Яниной В.В. в качестве свидетеля – жителя г. Змеиногорска ФИО5, 22.11.2020, поскольку он проживает в непосредственной близости от объекта культурного наследия по <адрес> в <адрес>, он наблюдал процесс выполнения работ по изъятию отходов на вершине сопки в русле <адрес>, не входящих в перечень работ по коренным породам, для обозрения суду были представлены фотографии с сотового телефона свидетеля, на которых зафиксировано движение спецтехники по объекту.
Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании по ходатайству представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Яниной В.В. в качестве свидетеля – главного инженера ООО «Сибгеострой» ФИО6 при демонстрации фототаблиц, приложенным к актам осмотров, он пояснил, что фотографии свидетельствуют о проведении земляных работ на объекте культурного наследия.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетелей суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7.14.2 КоАП РФ неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п.1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 (далее-Закон 73-ФЗ) на Объект допустимо проводить только работы по его сохранению, которые включают в себя: меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности Объекта, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению Объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Закона 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из материалов дела следует, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» обязанность по приостановлению работ (предписание №1 от 23.10.2020), проведение которых может ухудшить состояние Объекта не исполняется, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» продолжает проведение работ на Объекте, а именно:
на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором:
в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца;
в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки;
в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки.
Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Зафиксированы следы движения тяжелой автомобильной и строительной техники по территории Объекта. В результате земляных работ изменен рельеф в юго-восточной части Объекта, существовавший на момент предыдущего осмотра 29.10.2020. Оборудован съезд с возвышенности для движения тяжелой техники по Объекту. Указанными работами ухудшается состояние и причиняется вред Объекту.
Нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении несут непосредственную угрозу состояние объекта культурного наследия.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории объекта культурного наследия разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в совершенных условиях.
Границы территории и режим использования территории вышеуказанных ансамблей не утверждались.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745.
Таким образом, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных в районе и вблизи проведения геолого-разведочных работ, для определения перспективных направлений (участков) отработки, заинтересованные лица вправе разработать и представить на согласование в Алтайохранкультуру проекты границ территорий и предметов охраны ансамблей:
«Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в., в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов» XVIII-XIX вв.», расположенного по адресу: <адрес>;
«Деривационный канал, построенный в 1763-1767 Фроловым Козьмой Дмитриевичем. Плотина и пруд первого в мире гидротехнического каскадного сооружения, построенного им же в 1783-1797 гг. на реке Змеевке», 1763-1767 гг., 1783-1797 гг., расположенный по адресу (местонахождение): <адрес>.
Объект принят на государственную охрану на основании решения Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся «О принятии на государственный учет памятников истории и архитектуры местного значения» от 07.06.1974 № 244.
Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2017 № 129143-р. Регистрационный номер Объекта в Реестре 221711240550035.
Согласно представленной в материалах дела фототаблице по материалам мероприятий по контролю Управлением за объектом культурного наследия 25.11.2020 на фото № 1 ведется работа бульдозера на объекте культурного наследия в его юго-восточной части, на фото № 2 изображен участок проведения земляных работ на объекте культурного наследия.
Так же установлено, что земельные работы на Объекте производились без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия.
Производимые земляные работы и нахождение тяжелой техники нарушают объемно-пространственные характеристики Объекта, в результате чего изменяется микрорельеф поверхности, что может привести к повреждению шахт и штолен Змеиногорского рудника, находящихся на данной территории, согласно историческим сведениям, и в настоящее время скрытых под поверхностью грунта. Тем самым ухудшает состояние объекта культурного наследия и создает угрозу его целостности, что является нарушением ч.3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно проекта разработки техногенного месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики одним из основных источников, видов и объектов воздействия на окружающую среду являются:
изъятие из природной среды полезных компонентов (земельные ресурсы, полезное ископаемое);
изменение рельефа и создание новых форм техногенного рельефа.
В соответствии с п. 4 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ в случае обнаружения в ходе проведения изыскательных, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта.
Суд исключает из числа доказательств предписание от 18.10.2019 № 1, охранное обязательство № 67 от 03.04.2019.
Суд критически относится к пояснениям защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, так как они противоречат установленным по делу обстоятельствам, в частности нормативным актам и не имеют правового значения. Доказательств иного суду не представлено.
Законность указанного предписания и результаты проведенной проверки ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» оспорены не были, следовательно, юридическое лицо должно было выполнить требование данного предписания.
В ходе проверок выполнения требований предписания должностным лицом Управления государственный охраны объектов культурного наследия Алтайского края выявлены факты производства указанных работ, о чем составлены соответствующие акты.
Таким образом, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» несмотря на полученное предписание, работы на земельном участке приостановлены не были.
Выявленные нарушения позволяют сделать вывод о совершении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля – главный специалист отдела учета и популяризации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО4 пояснил, что 24 и 25 ноября
Факт совершения ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» вышеуказанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются пояснениями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица № 8 от 23.12.2020; предписанием от 23.10.2019 № 1 о приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона; актом № 02-14/651 от 26.10.2020 осмотра объекта культурного наследия; письмом от 07.05.2020 года за подписью врио управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО7, адресованного директору ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» ФИО2 о нахождении в зоне работ объектов культурного наследия - «Комплекса памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в. в Сибири горнозаводского производства по добыче драгоценных металлов», свидетельством о внесении записи ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; Уставом ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика»; изменениями к Уставу ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика»; условиями пользования недрами; схемами расположения участка недр; сведениями об участке недр; протоколом № СФО-45 2019/БАР; приказом № 834 от 07.10.2020; охранным обязательством; актом № 02-14/656 от 02.11.2020 осмотра объекта культурного наследия с приложенными материалами фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения; актом № 02-14/709 от 30.11.2020 осмотра объекта культурного наследия с приложенными материалами фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения, картографическими материалами в отношении территории объекта культурного наследия, заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 02-12/649 от 22.10.2020 г.; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 02-12/650/1 от 27.10.2020,; ответом начальника отдела в г. Рубцовске УФСБ России по Алтайскому краю; приказом от 30.11.2020 № 1284 об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия; картографическими материалами в отношении территории объекта культурного наследия; схемой проведения 08.12.2020 работт ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» на объекте культурного наследия».
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам.
Нарушений процессуальных норм при привлечении общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» Сартакова Алексея Иннокентьевича к административной ответственности судом не установлено.
В судебном заседании из исследованных доказательств достоверно установлено, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика», получив 23.10.2020 (посредством электронной почты) и 09.11.2020 посредством почтовой связи предписание № 1 от 23.10.2020 Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края о незамедлительной приостановке работ на объекте культурного наследия, не исполнило данное предписание, продолжило проведение работ на объекте культурного наследия, а именно, в результате осмотра, проведенного 24.11.2020 выявлены следы земляных работ по выемке грунта экскаватором: в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца; в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки; в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки. Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Зафиксированы следы движения тяжелой автомобильной и строительной техники по территории Объекта культурного наследия. В результате земляных работ изменен рельеф в юго-восточной части Объекта, существовавший на момент предыдущего осмотра 29.10.2020. Оборудован съезд с возвышенности для движения тяжелой техники по Объекту. Указанными работами причиняется вред Объекту.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным факт совершения ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» вмененного правонарушения и квалифицирует его действия по статье 7.14.2 КоАП РФ, т.е. неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. Доказательств принятия Обществом всех необходимых, своевременных мер, направленных на исполнение предписания административного органа, юридическим лицом не представлено и судом не установлено.
По мнению судьи, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.
На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не выявлено.
Решая вопрос о наказании, суд, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» отсутствие отягчающих обстоятельств, полагает, что целям административной ответственности будет способствовать назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном пределе, предусмотренном санкцией ст. 7.14.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 Кодекса не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда объектам культурного наследия.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области охраны собственности, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Объектом преступного посягательства в данном случае являются общественные отношения в области охраны собственности.
Объектом охраны являются интересы государства в области культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения. В этой связи оснований для признания данного правонарушения малозначительным не усматривается.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Учитывая совокупность всех обстоятельств, суд считает, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» подлежит наказанию в виде административного штрафа в пределах, предусмотренном санкцией статьи и поэтому полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, полагая, что такой вид и размер наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
Руководствуясь статьями 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 4.2, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика», (место нахождения: <адрес>, ИНН №, ОГРН №), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации); КБК 05411601071019000140; ИНН 7705851331; КПП 770301001; кор. счет 40102810045370000002 в операционном департаменте Банка России//межрегиональное операционное УФК г. Москвы; номер счета получателя платежа 03100643000000019500, БИК 024501901; код ОКТМО 45382000.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в Змеиногорский городской суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Кунанбаева