63 RS0039-01-2022-004013-34
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № – 3394/2022 по исковому заявлению Шабаевой В. Ю., Скребкова С. А. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Шабаевой В. Ю., Скребкову С. А. жилое помещение взамен изымаемого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью не менее 52,19 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья Е.А. Борисова
63 RS0039-01-2022-004013-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 3394/2022 по исковому заявлению Шабаевой В. Ю., Скребкова С. А. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что истцы являются собственниками 17/473 долей в праве общей долевой собственности каждый на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в аварийном состоянии и подлежащем сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 06.07.2010г. №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры АА1, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022г., утвержденную Постановлением правительства <адрес> от 27.11.2013г. №.
Финансирование программы осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.08.2019г. № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1386 кв.м. и расположенные в многоквартирном доме жилые помещения были изъяты для муниципальных нужд.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 26.02.2018г. в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара о выселении отказано.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 11.01.2021г. удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самара об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, с выплатой денежной компенсации.
Апелляционным определением судебной коллегии Самарского областного суда от 03.11.2021г. решение Октябрьского районного суда <адрес> от 11.01.2021г. отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Департаменту управления имуществом городского округа Самара.
Ссылаясь на то, что истцы выбрали способ реализации своих жилищных прав путем предоставления жилого помещения, истцы просили суд обязать Администрацию городского округа Самара предоставить Шабаевой В.Ю. жилое помещение в черте <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящееся в аварийном и подлежащем сносу доме, предоставить Скребкову С.А. жилое помещение в черте <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> находящееся в аварийном и подлежащем сносу доме, предоставление раздельных помещений Шабаевой В.Ю. и Скребкову С.А. будет являться основанием для прекращения права собственности за Шабаевой В.Ю. 17/473 долей, Скребковым С.А. 17/473 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адерсу: <адрес>, находящееся в аварийном и подлежащем сносу доме.
В процессе рассмотрения дела истцы привлекли к участию в качестве ответчика Департамент управления имуществом городского округа Самара, требования уточнили, просили суд обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Шабаевой В.Ю. жилое помещение в черте <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящееся в аварийном и подлежащем сносу доме, предоставить Скребкову С.А. жилое помещение в черте <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящееся в аварийном и подлежащем сносу доме.
В судебном заседании Шабаева В.Ю., Скребков С.А., представитель Бенгин М.Н., действующий на основании доверенности, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Геворгян О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истцов, указала, что в настоящее время подан иск в Октябрьский районный суд <адрес> об изъятии спорного жилого помещения с выплатой выкупной стоимости имущества.
Представитель Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 06.07.2010г. №-р многоквартирный дом по адресу: <адрес>, п<адрес> (литеры АА1), признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Департаменту управления имуществом городского округа Самара было рекомендовано предоставить жилые помещения гражданам до конца 2010г. гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера АА1, включен в государственную программу <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от 27.11.2013г. № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2022г.».
Шабаева В.Ю. и Скребков С.А. являются собственниками 17/473 долей каждый в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН с 17.09.2012г. на основании договора передачи квартир в собственность граждан.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истцов, признан аварийным и подлежащим реконструкции 06.07.2010г. В п. 3 распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара о признании дома аварийным и подлежащим сносу, Департаменту управления имуществом городского округа Самара до 31.12.2010г. рекомендовано предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством, занимающим жилые помещения по договорам социального найма. Собственникам осуществить снос дома в течение 12 месяцев с даты подписания распоряжения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, дом включен в программу переселения граждан из аварийного жилья, проживание в аварийном доме создает угрозу жизни и здоровья истца, суд приходит к выводу о том, что требования истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требования истцов о предоставлении отдельных жилых помещения на каждого истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из договора № передачи квартир в собственность граждан от 17.09.2012г., истцам передано 34/473 доли в праве собственности на 30-комнатную коммунальную квартиру по адресу: <адрес>, что соответствует двум комнатам № и 62. Истцы занимали указанные комнаты на основании лицевого счета, комнаты передаются в долевую собственность по 17/473 долей каждому истцу.
Из лицевого счета № следует, что лицевой счет открыт на Шабаеву В.Ю., комнаты 61, 62, общая площадь составляет 52,19 кв.м., жилая площадь 33,40 кв.м.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истцы имеют право на предоставление равнозначного жилого помещения, имеют в долевой собственности жилое помещение, состоящее из двух комнат площадью 16,5 кв.м. и 16,9 кв.м., доли истцов являются равными, однако площади комнат не одинаковы, истцы являются членами одной семьи, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о представлении двух отдельных жилых помещений не соответствует требованиям действующего законодательства.
Из выписки ЕГРН следует, что общая площадь коммунальной квартиры составляет 676,9 кв.м., доля истцов составляет 34/473, соответственно общая площадь коммунальной квартиры, приходящаяся на истцов равна 48,65 кв.м. (676,9 : 473 х 34).
Требования истцов к Администрации городского округа Самара удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со статьями 27, 47 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления, наделяемым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Шабаевой В. Ю., Скребкову С. А. жилое помещение взамен изымаемого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью не менее 52,19 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Решение изготовлено в окончательном виде 11.10.2022г.
Судья Е.А. Борисова