дело № 3а-214/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Роздухова М.Е. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми, Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... равной их рыночной стоимости,
установил:
Роздухов М.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об установлении кадастровой стоимости:
1. земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 37384 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация объекта «Торгово-развлекательный комплекс», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 41885407 (сорок один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч четыреста семь) рублей;
2. земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 19616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки внешнего транспорта, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 18172851 (восемнадцать миллионов сто семьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят один) рубля;
3. земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 2095 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> равной его рыночной стоимости в размере 2122424 (два миллиона сто двадцать две тысячи четыреста двадцать четыре) рублей;
4. земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 7825 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> равной его рыночной стоимости в размере 7631331 (семь миллионов шестьсот тридцать одна тысяча триста тридцать один) рубля;
5. земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 1359244 (один миллион триста пятьдесят девять тысяч двести сорок четыре) рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником данных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... определена в размере 117826143 рублей 52 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... определена в размере 32464283 рублей 84 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... определена в размере 3467204 рублей 05 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... определена в размере 12950296 рублей 75 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... определена в размере 2209411 рублей 65 копеек. Установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлены отчеты <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные ИП ...
Определением судьи от 14.08.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми.
Административный истец Роздухов М.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного соответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми Ерофеев Д.А. против удовлетворения административных исковых требований Роздухова М.Е. не возражал.
Административные ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, заинтересованное лицо администрация МО ГО «Сыктывкар», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела своих представителей для участия в судебном заседании не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного соответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми Ерофеева Д.А., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктами 2, 4, 10 указанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей данного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что Роздухов М.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 37384 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация объекта «Торгово-развлекательный комплекс», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 19616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 2095 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 7825 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>
Административный истец Роздухов М.Е. является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, принятым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 117826143 рублей 52 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... в размере 32464283 рублей 84 копеек, по состоянию на 24 ноября 2014 года, в связи с образованием данных земельных участков при разделении земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 июля 2015 года.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, принятым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 3467204 рублей 05 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... в размере 12950296 рублей 75 копеек, земельного участка с кадастровым номером ... в размере 2209411 рублей 65 копеек, по состоянию на 24 июля 2014 года, в связи с изменением качественных характеристик данных земельных участков (изменение вида разрешенного использования).
Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 февраля 2015 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов. Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом при рассмотрении настоящего дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
В качестве доказательств рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлены: отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ИП ... согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 37384 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация объекта «Торгово-развлекательный комплекс», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 24 ноября 2014 года составляет 41885407 (сорок один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч четыреста семь) рублей; отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ИП ...., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 19616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 24 ноября 2014 года составляет 18172851 (восемнадцать миллионов сто семьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят один) рубль; отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный ИП ...., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 11:05:0103009:34 общей площадью 2095 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 24 июля 2014 года составляет 2122424 (два миллиона сто двадцать две тысячи четыреста двадцать четыре) рубля, земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью 7825 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 24 июля 2014 года составляет 7631331 (семь миллионов шестьсот тридцать одна тысяча триста тридцать один) рубль, земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> по состоянию на 24 июля 2014 года составляет 1359244 (один миллион триста пятьдесят девять тысяч двести сорок четыре) рубля.
Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчетах приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Указанные отчеты составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа. В отчетах изложено подробное обоснование отказа оценщика от использования доходного и затратного подходов к оценке.
Суд, исследовав отчеты <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и сопоставив их содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что данные отчеты соответствуют действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... административными ответчиками в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика З.., поскольку отчеты мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.
Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанные оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., а также свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, при этом с учетом возможности принятия в качестве достоверных и допустимых доказательств отчетов, приложенных административным истцом к административному исковому заявлению, суд приходит к выводу о признании административного иска Роздухова М.Е. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., равной их рыночной стоимости, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Абзацем шестым статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку на момент обращения с административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой в 2018 году, то на основании статей 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости очередных результатов определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Роздухова М.Е. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 37384 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация объекта «Торгово-развлекательный комплекс», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 ноября 2014 года в размере 41885407 (сорок один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч четыреста семь) рублей на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 19616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 ноября 2014 года в размере 18172851 (восемнадцать миллионов сто семьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят один) рубля на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 2095 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2014 года в размере 2122424 (два миллиона сто двадцать две тысячи четыреста двадцать четыре) рублей на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 7825 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2014 года в размере 7631331 (семь миллионов шестьсот тридцать одна тысяча триста тридцать один) рубля на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянка внешнего транспорта, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2014 года в размере 1359244 (один миллион триста пятьдесят девять тысяч двести сорок четыре) рублей на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Роздухова М.Е. о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата обезличена>
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
...
...
...