Решение по делу № 2-4611/2024 от 07.08.2024

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

8 октября 2024 года <адрес обезличен>

Свердловский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Жильчинской Л. В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца ФИО3,

представителем ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

УИД 77RS0002-02-2024-006072-09 (производство № 2-4611/2024)

по иску Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отрытому акционерному обществу «Российские железные дороги»» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> по подсудности из Басманного районного суда <адрес обезличен> поступило гражданское дело по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, на железнодорожных станциях Восточно-Сибирской дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона РФ от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности»), Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» утвержденных Постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

В ходе проверки установлено, что железнодорожная станция Ангасолка (реестровый номер – <Номер обезличен>) включена в реестр категорированных объектов <Дата обезличена>, уведомление о категорировании получено субъектом <Дата обезличена>. Железнодорожной станции Ангасолка присвоена 1 категория.

План обеспечению транспортной безопасности железнодорожной станции утвержден <Дата обезличена>, указанным планом предусмотрена привлечение подразделения транспортной инфраструктуры в течении 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, установлено нарушение вышеуказанных требований закона, выраженных в отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.

По фактам допущенных нарушений <Дата обезличена> начальнику Восточно-Сибирской дирекции управления движениям внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения меры прокурорского реагирования <Дата обезличена> получен ответ о привлечении сил обеспечения транспортной безопасности для охраны железнодорожной станции Ангасолка только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

До настоящего времени, на протяжении длительного периода времени, мер по привлечению подразделения транспортной безопасности не принято. Указанные нарушения в виде отсутствия охраны могут повлечь совершения актов незаконного вмешательства и, как следствие, больше количество человеческих жертв, причинение вреда жизни и здоровью людей, возникновении аварий и чрезвычайных ситуацией в транспортной сфере.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд:

- обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» утвержденных Постановлением правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, образовать и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги в соответствие в планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

В судебном заседании помощник Иркутского транспортного прокурора ФИО4 поддержал требования иска, просил их удовлетворить, повторив доводы искового заявления.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В обоснование возражений ответчика указал, что этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на законных основаниях». Ежегодно в соответствии с указаниями Департамента безопасности ОАО «РЖД» формируются перечни объектов, передаваемых для охраны и защиты от актов незаконного вмешательства. Планом обеспечения транспортной безопасности определены системы мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и попыток проведения террористических актов. В соответствии с федеральным законодательством реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, включая оснащение транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В настоящий момент привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры преждевременно, поскольку такое оснащение запланировано на пятый этап, начиная с 2025 года.

Полагал, что требования прокурором заявлены преждевременно, нарушений со стороны ответчика не допущено, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Обсудив доводы искового заявления и возражений ответчика, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и ее реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, приказом ФСТ России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-т «О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте» Общество включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности регламентированы Федеральным законом от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Пунктами 1 и 10 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (часть 9 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Подпунктом «а» части 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

В соответствии с частью 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что железнодорожная станция Ангасолка (реестровый номер – ЖСТ <Номер обезличен>) включена в реестр категорированных объектов 06.07.2021, уведомление о категорировании получено субъектом 08.07.2021. Железнодорожной станции Ангасолка присвоена 1 категория.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу части 1.2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» план обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроков их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно уровни № 1, № 2, №3. При этом определено, что уровень № 1, безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее - Требования №1635).

Обязательные к исполнению требования для субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), направленные на обеспечения транспортной безопасности ОТИ при уровне безопасности № 1, закреплены в п. 5 Требований № 1635, а дополнительные для объектов, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, в п.6 Требований №1635.

Так, подпунктом «в» пункта 5 вышеуказанных Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Подпунктом «ж» пункта 5 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки.

Судом установлено, что план обеспечения транспортной безопасности станции утвержден 24.02.2022, указанным планом предусмотрено привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, проведенными в феврале 2023 года, установлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.

Из информации Восточно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 10.03.2023 № исх-1577/ВСИБ Д следует, что привлечение сил обеспечения транспортной безопасности для охраны ст. Ангасолка предусмотрено только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности в соответствии п. 2 ст. 9, пп. 1 п. 2 ст. 13 ФЗ «О транспортной безопасности». Законодатель не требует одномоментного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам, оснащение объектов проводится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД».

Вместе с тем, из представленных материалов дела судом установлено, что до настоящего времени транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги не обеспечена, подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 для защиты железнодорожной станции Игирма не образованы и не привлечены.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ОАО «РЖД» от 10.03.2023, направленной в адрес Иркутского транспортного прокурора, а равно возражениями представителя ответчика, подтвердившего факт того, что к реализации утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Ангасолка общество до настоящего времени не приступило.

В то же время, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из задач противодействия терроризму (п. п. «д» п. 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009).

Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, ответчиком не образованы и не привлечены для защиты железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги (реестровый номер ЖСТ <Номер обезличен>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

При этом указанное бездействие ответчика создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на иск, о том, что, поскольку, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, поэтому они не могут быть выполнены одновременно в отношении всех объектов транспортной инфраструктуры, суд находит несостоятельными, поскольку указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, а также непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, а также создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, что подтверждает необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер по обеспечению требований транспортной безопасности.

При этом, довод представителя ответчика о преждевременности требования прокурора о возложении обязанности по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности станции отклоняется судом, поскольку распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, на которое ссылается ответчик, вынесено без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, устанавливающего данную обязанность.

Ссылки представителя ответчика на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р, не свидетельствуют о незаконности заявленных прокурором требований, фактически сводятся к зависимости невыполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635, срок исполнения по которым наступил, от финансовой возможности и сроков для использования возможности, тогда как обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться непрерывно в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.

Суд учитывает, что несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, может повлечь за собой осуществление противоправных действии, в том числе совершение террористического акта, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба.

В соответствии со статьей 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд, учитывая характер нарушенных обязанностей, важности защищаемых отношений и объектов, пояснения представителя ответчика о необходимости обеспечения транспортной безопасностью большого количества объектов транспортной инфраструктуры, полагает возможным установить срок для исполнения обязательства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом видов подлежащих выполнению работ.

Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по обеспечению транспортной безопасности спорного объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.

Согласно ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что прокурор освобожден от обязанности уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, и его исковые требования удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования государственная пошлина в размере 6000 руб., исчисленная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2020 г. № 1633, образовать и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции «Ангасолка» Восточно-Сибирской железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) в доход местного бюджета муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л. В. Жильчинская

Решение суда в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена>

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

8 октября 2024 года <адрес обезличен>

Свердловский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Жильчинской Л. В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца ФИО3,

представителем ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

УИД 77RS0002-02-2024-006072-09 (производство № 2-4611/2024)

по иску Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отрытому акционерному обществу «Российские железные дороги»» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> по подсудности из Басманного районного суда <адрес обезличен> поступило гражданское дело по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, на железнодорожных станциях Восточно-Сибирской дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона РФ от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности»), Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» утвержденных Постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

В ходе проверки установлено, что железнодорожная станция Ангасолка (реестровый номер – <Номер обезличен>) включена в реестр категорированных объектов <Дата обезличена>, уведомление о категорировании получено субъектом <Дата обезличена>. Железнодорожной станции Ангасолка присвоена 1 категория.

План обеспечению транспортной безопасности железнодорожной станции утвержден <Дата обезличена>, указанным планом предусмотрена привлечение подразделения транспортной инфраструктуры в течении 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, установлено нарушение вышеуказанных требований закона, выраженных в отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.

По фактам допущенных нарушений <Дата обезличена> начальнику Восточно-Сибирской дирекции управления движениям внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения меры прокурорского реагирования <Дата обезличена> получен ответ о привлечении сил обеспечения транспортной безопасности для охраны железнодорожной станции Ангасолка только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

До настоящего времени, на протяжении длительного периода времени, мер по привлечению подразделения транспортной безопасности не принято. Указанные нарушения в виде отсутствия охраны могут повлечь совершения актов незаконного вмешательства и, как следствие, больше количество человеческих жертв, причинение вреда жизни и здоровью людей, возникновении аварий и чрезвычайных ситуацией в транспортной сфере.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд:

- обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» утвержденных Постановлением правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, образовать и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги в соответствие в планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

В судебном заседании помощник Иркутского транспортного прокурора ФИО4 поддержал требования иска, просил их удовлетворить, повторив доводы искового заявления.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В обоснование возражений ответчика указал, что этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на законных основаниях». Ежегодно в соответствии с указаниями Департамента безопасности ОАО «РЖД» формируются перечни объектов, передаваемых для охраны и защиты от актов незаконного вмешательства. Планом обеспечения транспортной безопасности определены системы мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и попыток проведения террористических актов. В соответствии с федеральным законодательством реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, включая оснащение транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В настоящий момент привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры преждевременно, поскольку такое оснащение запланировано на пятый этап, начиная с 2025 года.

Полагал, что требования прокурором заявлены преждевременно, нарушений со стороны ответчика не допущено, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Обсудив доводы искового заявления и возражений ответчика, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и ее реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, приказом ФСТ России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-т «О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте» Общество включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности регламентированы Федеральным законом от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Пунктами 1 и 10 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (часть 9 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Подпунктом «а» части 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

В соответствии с частью 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что железнодорожная станция Ангасолка (реестровый номер – ЖСТ <Номер обезличен>) включена в реестр категорированных объектов 06.07.2021, уведомление о категорировании получено субъектом 08.07.2021. Железнодорожной станции Ангасолка присвоена 1 категория.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу части 1.2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» план обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроков их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно уровни № 1, № 2, №3. При этом определено, что уровень № 1, безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее - Требования №1635).

Обязательные к исполнению требования для субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), направленные на обеспечения транспортной безопасности ОТИ при уровне безопасности № 1, закреплены в п. 5 Требований № 1635, а дополнительные для объектов, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, в п.6 Требований №1635.

Так, подпунктом «в» пункта 5 вышеуказанных Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Подпунктом «ж» пункта 5 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки.

Судом установлено, что план обеспечения транспортной безопасности станции утвержден 24.02.2022, указанным планом предусмотрено привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, проведенными в феврале 2023 года, установлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.

Из информации Восточно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 10.03.2023 № исх-1577/ВСИБ Д следует, что привлечение сил обеспечения транспортной безопасности для охраны ст. Ангасолка предусмотрено только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности в соответствии п. 2 ст. 9, пп. 1 п. 2 ст. 13 ФЗ «О транспортной безопасности». Законодатель не требует одномоментного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам, оснащение объектов проводится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД».

Вместе с тем, из представленных материалов дела судом установлено, что до настоящего времени транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги не обеспечена, подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 для защиты железнодорожной станции Игирма не образованы и не привлечены.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ОАО «РЖД» от 10.03.2023, направленной в адрес Иркутского транспортного прокурора, а равно возражениями представителя ответчика, подтвердившего факт того, что к реализации утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Ангасолка общество до настоящего времени не приступило.

В то же время, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из задач противодействия терроризму (п. п. «д» п. 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009).

Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, ответчиком не образованы и не привлечены для защиты железнодорожной станции Ангасолка Восточно-Сибирской железной дороги (реестровый номер ЖСТ <Номер обезличен>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

При этом указанное бездействие ответчика создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на иск, о том, что, поскольку, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, поэтому они не могут быть выполнены одновременно в отношении всех объектов транспортной инфраструктуры, суд находит несостоятельными, поскольку указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, а также непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, а также создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, что подтверждает необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер по обеспечению требований транспортной безопасности.

При этом, довод представителя ответчика о преждевременности требования прокурора о возложении обязанности по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности станции отклоняется судом, поскольку распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, на которое ссылается ответчик, вынесено без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, устанавливающего данную обязанность.

Ссылки представителя ответчика на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р, не свидетельствуют о незаконности заявленных прокурором требований, фактически сводятся к зависимости невыполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635, срок исполнения по которым наступил, от финансовой возможности и сроков для использования возможности, тогда как обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться непрерывно в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.

Суд учитывает, что несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, может повлечь за собой осуществление противоправных действии, в том числе совершение террористического акта, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба.

В соответствии со статьей 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд, учитывая характер нарушенных обязанностей, важности защищаемых отношений и объектов, пояснения представителя ответчика о необходимости обеспечения транспортной безопасностью большого количества объектов транспортной инфраструктуры, полагает возможным установить срок для исполнения обязательства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом видов подлежащих выполнению работ.

Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по обеспечению транспортной безопасности спорного объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.

Согласно ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что прокурор освобожден от обязанности уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, и его исковые требования удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования государственная пошлина в размере 6000 руб., исчисленная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2020 г. № 1633, образовать и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции «Ангасолка» Восточно-Сибирской железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) в доход местного бюджета муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л. В. Жильчинская

Решение суда в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена>

2-4611/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Иркутский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Дело на странице суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
07.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.08.2024Передача материалов судье
08.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2024Подготовка дела (собеседование)
29.08.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2024Предварительное судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее