Уникальный идентификатор дела
№92RS0002-01-2023-001903-50
Производство (дело) №2-2512/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания - Петрушечкиной Е.А.,
с участием представителя истца - Катковой Ю.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Шемчука В.Ф. - Караимовой Я.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гороховой Людмилы Петровны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Шемчук Владимир Федорович, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Горохова Л.П. обратилась в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 20.04.2023 № ГУ-исх-4571/23 об отказе Гороховой Л.П. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 572 кв.м., в г. Севастополь, в районе СТ «Колос»; признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 № 3922-РДЗ о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного<адрес>, площадью 563 кв.м.; признать отсутствующим о погасить в Едином государственном реестре недвижимости право собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью 563 кв.м, (запись в реестре № от 17.05.2023); обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гороховой Л.П. путем возложения обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 572 кв.м., в г. Севастополь в районе СТ «<данные изъяты>».
Исковые требования мотивированы тем, что истец является ребенком войны, одной из мер социальной поддержки для которой предусмотрено первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов. Обратившись с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 572 кв.м., в г. Севастополь в районе СТ «<данные изъяты>» получила отказ по причинам, которые считает неправомерными. На месте испрашиваемого истцом земельного участка Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сформирован земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью 563 кв.м, предоставление которого предварительно согласовано ФИО2 Предварительное согласование предоставления в указанном месте земельного участка истец считает незаконным в связи с чем и вынуждена была обратиться в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя, которая заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя извещен судом надлежащим образом, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом. ФИО2 обеспечил явку в судебное заседание своего представителя, которая просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав участников процесса, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу нижеследующего.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона города Севастополя от 23.03.2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон г. Севастополя от 23.03.2015 № 106-ЗС) одной из мер социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны) является первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Горохова Л.П., ДД.ММ.ГГГГ 1940 года рождения, является ребенком войны.
В целях реализации права на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов Горохова Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 572 кв.м., в г. Севастополь, в районе СТ «<данные изъяты>» (вх. МФЦ от 06.02.2023 № 02/2023/4177 – вх. ДИЗО от 07.02.2023 № ГУ-3541/23).
По результатам рассмотрения заявления административного истца было принято решение об отказе от 20.04.2023 № ГУ-исх-4571/23 на основании абзаца «а» подпункта 28 пункта 2.10 Административного регламента, утвержденного Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 07.12.2021 года № 11-АР «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» (далее – Административный регламент от 07.12.2021 года № 11-АР), поскольку в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствуют условный номер образуемого участка, а также соответствующее условное обозначение.
ФИО2 в целях реализации права на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов также обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 563 кв.м., в г. Севастополь, в районе СТ «<данные изъяты>» от 14.03.2023 и зарегистрировано за № ГУ-6538/23.
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 утверждено распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 № 3922-РДЗ о предварительном согласовании предоставления ФИО2 земельного участка, расположенного: <данные изъяты> площадью 563 кв.м. На основании указанного Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь земельный участок, площадью 563 кв.м. поставлен на кадастровый учет 17.05.2023 с присвоением кадастрового номера №.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Пунктом 4 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Статьей 11.10 ЗК РФ и статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены исчерпывающее основания для отказа в утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Приказ Росреестра).
Согласно п. 6 Приказа Росреестра в схеме расположения земельного участка приводятся:
-условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
-проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
-список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости;
-изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
-сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Как следует из пункта 6 Приказа Росреестра условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка указывается в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков.
С учетом того, что представленная Гороховой Л.П. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривала образование из земель государственной собственности только одного земельного участка площадью 572 кв.м., в г. Севастополе в районе СТ «<данные изъяты>» – внесение условного номера и соответствующего обозначения не требуется.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.04.2023 № ГУ-исх-4571/23 об отказе Гороховой Л.П. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 572 кв.м., в г. Севастополь. в районе СТ «<данные изъяты>» является незаконным и подлежит отмене.
На основании заключения кадастрового инженера ФИО6 судом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером № большей частью пересекается с земельным участком, формируемым Гороховой Л.П. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Площадь пересечения участков составляет 563 кв.м.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации установлено, что равны перед законом и судом.
Частью 4 статьи 39.5 ЗК РФ установлено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В этой связи поскольку судом установлено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынес решение об отказе от 20.04.2023 № ГУ-исх-4571/23 неправомерно и без достаточных к тому оснований, суд приходит к выводу, что Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 № 3922-РДЗ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: <адрес> площадью 563 кв.м, принято преждевременно и подлежит отмене.
Как установлено судом земельный участок с кадастровым номером №, площадью 563 кв.м., поставлен на кадастровый учет 17.05.2023 на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 № 3922-РДЗ о предварительном согласовании предоставления ФИО2 земельного участка, расположенного: <данные изъяты>, площадью 563 кв.м. Одновременно с постановкой на кадастровый учет на земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 17.05.2023 зарегистрировано право собственности города Федерального значения Севастополь, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись №.
В соответствии с частью 1 статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 18 ЗК РФ).
В соответствии с частью 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Поскольку постановка на кадастровый учет и регистрация прав на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью 563 кв.м, осуществлена на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 №-РДЗ восстановление прав истца, в том числе, возможна путем исключения и Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и праве города Севастополя на указанный земельный участок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводку, что решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.04.2023 №ГУ-исх-4571/23 является незаконным, в связи Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязан повторно рассмотреть заявление Гороховой Людмилы Петровны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 572 кв.м., в г.Севастополь, в районе СТ «<данные изъяты>» (вх. МФЦ от 06.02.2023 № 02/2023/4177) в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Гороховой Людмилы Петровны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Шемчук Владимир Федорович, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 20.04.2023 №ГУ-исх-4571/23 об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью 572 кв.м., в г. Севастополь, в районе СТ «<данные изъяты>».
Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 02.05.2023 №3922-РДЗ о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного: <адрес>», площадью 563 кв.м.
Указанное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>, площадью 563 кв.м, (запись в реестре № от 17.05.2023) и снятии его с кадастрового учета.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гороховой Л.П. путем возложения обязанности рассмотреть повторно заявление Гороховой Л.П. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 572 кв.м., в г. Севастополь в районе СТ «<данные изъяты>» в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.09.2023.
Председательствующий –