Дело № 2-25/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2022 года поселок Эвенск
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Осокиной Н.Н., помощнике судьи Велиевой Л.Я.,
с участием истца – помощника прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Перминова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц в здание,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, первоначально обратился в суд с иском к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу лиц в многоквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Магаданская область, Северо-Эвенский район, поселок Эвенск, ул. Марии Амамич, д. 7, общей площадью 713,3 кв.м., с кадастровым номером 49:03:010115:62, а именно установить заграждение, исключающее проникновение посторонних лиц на указанный объект недвижимости.
В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о противодействии терроризму, о несовершеннолетних, безопасности объектов капитального строительства установлено, что последним не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства при содержании здания (дома), расположенного по адресу: Магаданская область, поселок Эвенск, улица Марии Амамич, д. 7. Здание является нежилым, дверные и оконные проемы в здании не заполнены, здание отключено от всех инженерных коммуникаций. Данное здание находится в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ».
По мнению прокурора, отсутствие заполненных оконных и дверных проемов способствует намоканию ограждающих и несущих конструкций здания, что может повлечь коррозию монтажных узлов и креплений, привести к разрушению здания в целом, а также способствует свободному проникновению в здание посторонних лиц.
В связи с выявленными фактами нарушения закона 3 февраля 2021 года в адрес главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» внесено представление, которое на момент предъявления иска в суд ответчиком не исполнено, указанные нарушения не устранены. 27 декабря 2021 года главе округа повторно внесено представление по выявленным нарушениям, которое также оставлено без исполнения. На дату предъявления иска в суд доступ в здание посторонних лиц не ограничен.
Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ, Федеральные законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», прокурор просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность принять меры, препятствующие свободному доступу лиц в вышеуказанное здание.
На основании определения судьи от 21 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа (далее – КУМИ Северо-Эвенского городского округа).
В ходе рассмотрения дела прокурор, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и окончательно просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность в срок до 1 июля 2022 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу лиц в многоквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск, ул. Марии Амамич, д. 7, общей площадью 713,3 кв.м., с кадастровым номером 49:03:010115:62, а именно заполнить оконные и дверные проемы на первом этаже здания с целью исключения проникновения посторонних лиц на указанный объект недвижимости.
В судебное заседание администрация Северо-Эвенского городского округа, КУМИ Северо-Эвенского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили, в отзывах согласились с исковыми требованиями, в том числе после их уточнения прокурором, также просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Прокурор в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, в том числе после их уточнения, по доводам, изложенным в иске.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Согласно положениям пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 5, пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Статьей 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (статья 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ).
Частью 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 9 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В состав работ по консервации объекта входит принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Из вышеприведенных положений действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы противодействия коррупции, безопасности на объектах капитального строительства, следует, что собственник объекта капитального строительства - здания обязан предпринять всю совокупность мер, направленных на предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, которое не эксплуатируется и является нежилым (заброшенным).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в поселке Эвенск Магаданской области по адресу: ул. Марии Амамич, д. 7, расположен объект капитального строительства – здание (бывший жилой дом), общей площадью 713,3 кв.м., с кадастровым номером 49:03:010115:62, который находится в муниципальной собственности. Данное здание является нежилым, заброшенным, не эксплуатируется, отключено от всех инженерных коммуникаций, его реконструкция не ведется. На основании постановления администрации Северо-Эвенского городского округа от 1 октября 2021 года № 423-па «Об утверждении заключений межведомственной комиссии и признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, его снос планируется в 2022 году.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались и подтверждаются актом осмотра от 29 декабря 2021 года и прилагаемой к нему фототаблицей, составленными помощником прокурора Северо-Эвенского района.
По факту выявленных нарушений прокурором района в адрес главы Северо-Эвенского городского округа неоднократно, а именно 3 февраля 2021 года и 27 декабря 2021 года вносились представления, которые на момент рассмотрения дела не исполнены, ответчиком доступ посторонних лиц в указанное здание не ограничен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и.о. прокурора Северо-Эвенского района к администрации Северо-Эвенского городского округа.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц в здание, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность в срок до 1 июля 2022 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу лиц в многоквартирный двухэтажный дом, расположенный по адресу: Магаданская область, Северо-Эвенский район, поселок Эвенск, улица Марии Амамич, дом № 7, общей площадью 713,3 кв.м., с кадастровым номером 49:03:010115:62, а именно заполнить оконные и дверные проемы первого этажа указанного здания с целью исключения проникновения посторонних лиц на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок составления мотивированного решения суда - 28 февраля 2022 года.
Председательствующий Е.А. Леонтьева