Дело № 2-1-436/17г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года город Людиново
Людиновский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.
при секретаре Шлямневой А.А.
с участием истицы Нониной И.И.
представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Людиновсколм районе Калужской области Емельяновой Г.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нониной Ираиды Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Людиновском районе Калужской области о перерасчете размера страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
23 марта 2017 года истица Нонина И.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Людиновском районе Калужской области (далее УПФР в Людиновском районе) и просила обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее ИПК) 3,903 за 2015 год и 3,743 за 2016 год. В обоснование требований указала, что ответчик незаконно занизил ей указанные коэффициенты при расчете ее пенсии.
В судебном заседании истица поддержала свои требования, суду пояснила, что при расчете ее пенсии по старости, на которую она перешла с 1 марта 2017 года, ответчиком занижен ИПК до 3, в то время как частью 19 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при заново произведенном расчете страховой части пенсии максимальное значение ИПК определяется равным 10. В связи с тем, что индивидуальный пенсионный коэффициент определен ответчиком неправильно, размер назначенной ей пенсии занижен.
Представитель ответчика УПФР в Людиновском районе Емельянова Г.П. иск не признала, просила в удовлетворении отказать, суду пояснила, что расчет пенсии по стрости, назначенной истице с ДД.ММ.ГГГГ, произведен верно. Она с ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению была переведена с одного вида пенсии, назначенной ей с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, на другой вид пенсии – пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку Нонина И.И. уже получала пенсию, работала и перешла на другой вид пенсии, при ее расчете размер пенсии определялся заново, при этом за период получения пенсии пенсионные права учитываются в порядке, предусмотренном для перерасчета страховой пенсии согласно пункту 3 части 2 статьи 18 указанного выше федерального закона с применением части 4 указанной статьи и учетом максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3. Обратное повлекло бы за собой двойную индексацию назначенной пенсии, т.к. истица до ДД.ММ.ГГГГ получала другой вид пенсии и она ей индексировалась в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит необходимым в иске отказать.
В суде установлено: Нонина И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, назначенной ей в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истица до настоящего времени осуществляет трудовую деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ истица Нонина И.И. обратилась к ответчику с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой и просила назначить ей пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истице была назначена с ДД.ММ.ГГГГ пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 11 698 рублей 13 копеек, из которых размер страховой пенсии по старости составил 6 893 рубля 02 копейки, фиксированная выплата – 4 805 рублей 11 копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями истицы, представителя ответчика, копиями: писем УПФР в Людиновском районе в адрес истицы от ДД.ММ.ГГГГ., выписки из лицевого счета застрахованного лица, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе на другой вид пенсии, заявлений Нониной И.И. о переводе на другой вид пенсии, копиями документов из пенсионного дела истицы, другими исследованными судом материалами дела.
Суд отказывает в иске по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Таким образом, действующим пенсионным законодательством закреплен принцип самостоятельного выбора вида пенсии для лиц, имеющих право на различные виды пенсии.
На основании части 11 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" и части 3 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия. Такие виды обеспечения введены пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ).
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18).
Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Судом установлено, что истице в соответствии с указанными положениями закона был произведен расчет размера страховой пенсии по формуле СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК- индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. Частью 9 статьи 15 вышеназванного закона предусмотрено, что ИПК на день назначения пенсии складывается из двух индивидуальных пенсионных коэффициентов: ИПК, который был накоплен до 1 января 2015 года (ИПКс) и ИПК, который был накоплен после 1 января 2015 года (ИПКн). Не оспаривая в целом правильность расчета назначенной пенсии, истица не согласна с определением ИПКн указанного расчета за 2015 и 2016 годы и ограничением его до 3, полагая, что он должен быть определен в большем размере, нежели определено ответчиком.
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.
Это означает, что при восстановлении страховой пенсии по старости (назначении ее вновь) учитывается годовая сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за все периоды, имевшие место на момент такого восстановления (назначения вновь), в размере, установленном для назначения страховой пенсии (не более 10 или 6,25 за каждый год соответственно с учетом переходных положений согласно приложению №4 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ), за исключением периодов, имевших место после назначения страховой пенсии впервые, за которые, начиная с 1 января 2015 года, производилась выплата какой-либо пенсии.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №4-00-ФЗ в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости, при ее назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости, предыдущем перерасчете, предусмотренном названным пунктом, производится перерасчет размера страховой пенсии.
При этом согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №4-00-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при таком перерасчете учитывается в зависимости от участия застрахованного лица в формировании пенсионных накоплений за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере не более 3 или 1,875 за каждый год соответственно.
Принимая во внимание, что между назначением страховой пенсии по старости и восстановлением (назначением ее вновь) могло иметь место получение другого вида пенсии, при этом застрахованное лицо могло осуществлять работу и приобрести соответствующие пенсионные права, которые могли бы быть учтены в случае получения страховой пенсии по стрости при перерасчете данной пенсии, суд полагает с учетом изложенных выше положений закона необходимым учитывать их в порядке, предусмотренном для перерасчета страховой пенсии согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №4-00-ФЗ с применением ограниченной, предусмотренных частью 4 указанной статьи, т.к. истица Нонина И.И., являясь получателем трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, осуществляла и осуществляет трудовую деятельность, и ее пенсионные права учитывались при получении ею и перерасчете ранее назначенной пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком правильно были определен индивидуальный пенсионный коэффициент 3 за 2015 и 2016 годы при расчете размера страховой пенсии по старости истице Нониной И.И., ее права при назначении пенсии по старости не нарушены, а поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2017 ░░░░.