Дело № 2-211/2024 (2-3646/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф.
при помощнике судьи Стыцышиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозовой Зинаиды Павловны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном виде, понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Лозовая З.П. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о сохранении жилого помещения в перепланированном виде, понуждении к заключению договора социального найма, ссылаясь на то, что Лозовой З.П. и членам ее семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, кроме указанных комнат, Лозовая З.П. и члены ее семьи занимают без оформления регистрации дополнительно комнаты № и 115-2 в указанном общежитии, в результате перепланировки и переустройства указанных нежилых помещений образовано жилое помещение комната 115. Лозовая З.П. обратилась в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора отказано по тем основаниям, что представлен не полный пакет документов, предусмотренных регламентом. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, Лозовая З.П., просила суд сохранить жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м. в перепланированном виде; признать за Лозовой З.П. право пользования жилым помещением №, №, общей площадью 31,4 кв.м. по адресу: <адрес>, на условиях социального найма; обязать Департамент капитального строительства <адрес> заключить с Лозовой З.П. договор социального найма жилого помещения №, №, общей площадью 31,4 кв.м. по адресу: <адрес>.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.12.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
Истец Лозовая З.П. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судом. Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания возражений на исковое заявление, представитель Департамента против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что Лозова З.П. собственником помещения не является, правом на подачу иска не обладает. Кроме того, указал на необходимость соблюдения требований законодательства (л.д. 98-100).
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Согласно ходатайству, содержащемуся в отзыве на исковое заявление, представитель Департамента просил рассматривать дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания отзыва на исковое заявление, представитель Департамента против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на основания, изложенные в отказе (л.д. 38).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города" в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещено судом надлежащим образом. Согласно ходатайству, содержащемуся в отзыве на исковое заявление, представитель ГУП просил рассматривать дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания отзыва, представитель третьего лица полагал возможным удовлетворение требований Лозовой З.П., поскольку помещения находятся в собственности города, статуса специализированного (служебного) жилого фонда не имеют, находится в пользовании жильцов на условиях социального найма (л.д. 124-125).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.
Как следует из материалов дела, Лозова З.П. и члены ее семьи супруг Лозов В.И., сын Лозов А.В., дочь Лозова А.В. вселены в жилые комнаты №№, 129 по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, Лозовой З.П. и членам ее семьи супругу Лозову В.И., сыну Лозову А.В., дочери Каневецкой (Лозова) А.В. предоставлены жилые комнаты №№, <адрес> (л.д. 54 оборот).
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, 129, 115-1, 115-2, общей площадью 93,1 кв.м., зарегистрированы: Лозова З.П. (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ; Лозов В.И. (муж) с ДД.ММ.ГГГГ; Лозов А.В. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ; Лозова А.В. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ; Канивецкая К.В. (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ. В особых отметках указано о регистрации в ком. 127, 129, 131 (л.д. 53, 183).
ДД.ММ.ГГГГ Лозова З.П. обратилась к управляющему предприятия «Строительного управления ЧФ МО РФ» с заявлением о выделении жилого помещения на 1-ом этаже, поскольку ранее стояла на квартирном учете, однако квартиру не получила, супругу тяжело подниматься на 5-ый этаж (л.д. 26).
Согласно архивной справке Архивного отдела ЦА МО РФ на Черноморском флоте от ДД.ММ.ГГГГ №Г, по документальным материалам войсковой части 33845, с ДД.ММ.ГГГГ - 993 Управление начальника работ - структурное подразделение предприятия «СУ ЧФ», с ДД.ММ.ГГГГ 1321 Хозрасчётный участок - структурное подразделение предприятия «СУ ЧФ МО РФ», находящихся на хранении в Архивном отделе ЦА МО РФ на Черноморском флоте, установлено, что Лозова (Жидкова) Зинаида Павловна. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в указанных предприятиях в должностях ученика маляра, маляра 2-4 разрядов. Принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части 33845 № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ перемещена в управление предприятия «Строительное управление ЧФ МО РФ» приказом начальника предприятия «СУ ЧФ МО РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно записи в Исторической справке - с ДД.ММ.ГГГГ. 1321 хозрасчётный участок - структурное подразделение предприятия «СУ ЧФ МО РФ» расформировано (л.д. 27).
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, Лозова З.П. и члены ее семьи зарегистрированы по комнатам №, 129, 131, в общежитии <адрес>, <адрес>, и кроме указанных комнат занимают без оформления регистрации дополнительно комнаты № и № в указанном общежитии. Оплата за жилую площадь и коммунальные услуги по месту фактического проживания с учетом комнат <адрес> <адрес>. Острякова, <адрес>, осуществлена полностью. Задолженности электроэнергию, отопление. СРЖ не имеет. Факт проживания Лозовой З.П. и членов ее семьи в указанных комнатах в общежитии по <адрес> подтвержден показаниями соседей (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратилась в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма в жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>2 (л.д. 51).
Решением Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/18-598, Лозовой З.П. отказано в заключении (изменении) договора социального найма на основании подпунктов 1, 3, 4, 14 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда <адрес>», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016. Установлено, что сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной услуги, не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных документах, а именно: в заявлении гражданина о заключении договора социального найма по форме согласно приложению № к Административному регламенту в качестве документа, подтверждающего право владения и пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>. <адрес>. При этом регистрация по месту жительства, а также ордер от ДД.ММ.ГГГГ выдан на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>. Также установлено, что заявление и документы поданы лицом, не входящим в перечень лиц, установленный пунктом 2 Административного регламента, а именно заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении.
Согласно представленным паспортам граждан РФ, выписке из домовой книги квартиросъёмщика от 21.06.2018, свидетельствам о регистрации по месту жительства, граждане не зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
Заявителем не представлены документы, предусмотренные Административным регламентом, а именно: документы, подтверждающие право владения и пользования помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>2; технический план жилого помещения и его копию в связи с заключением договора социального найма, объектом которого являются комнаты в общежитии, расположенные по адресу: <адрес> Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Ген. Острякова, <адрес>, ком. 115-1,115-2, не включено в Реестр собственности города (л.д. 24).
Согласно выписке из реестра собственности <адрес>, в реестре собственности города имеются жилые помещения общежития по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты>.м. (л.д. 45).
Согласно выписке из реестра собственности <адрес>, в реестре собственности города имеются жилые помещения общежития по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 44).
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН недвижимого имущества, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют сведения о помещении по адресу: <адрес>, 131, 115-1, 115-2 (л.д. 46).
Как следует из ответа Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 договор социального найма государственного жилищного фонда <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу:. Севастополь, <адрес> не заключался (л.д. 148).
Как следует из технического паспорта помещения, подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> (1 этаж), состоит из следующих помещений: № коридор площадью 4,2 кв.м., № санузел площадью 3,4 кв.м., № жилая комната площадью 17,7 кв.м., № кухня площадью 7,3 кв.м. Общей площадью 32,6 кв.м., жилой площадью 17,7 кв.м. (л.д. 158-159).
Согласно сведениям ГУП «БТИ», в результате перепланировки и переустройства образовано жилое помещение комната 115 из нежилых помещений 115-1 и 115-2 (л.д. 158 оборот, 181).
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 данной статьи).
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 ЖК РФ).
Вместе с тем частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Для разрешения вопросов о соответствии работ, проведённых в спорном жилом помещении требованиям строительных и санитарных норм, требованиям пожарной безопасности, определением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.02.2024 назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Офкадин».
Как следует из исследовательской части заключения № 5673-С от 07.05.2024 с целью идентификации объекта, экспертом, в рамках проведенного экспертного осмотра, выполнено графическое моделирование расположения представленного к исследованию объекта, относительно входной группы в здание, расположенное по адресу: <адрес>, и дальнейшее сопоставление с техническим паспортом общежития по адресу: <адрес>. Представленный к исследованию объект расположен в уровне первого этажа здания по адресу: <адрес>. На основании проведенного сопоставления, эксперт пришел к выводу о том, что представленный к исследованию объект - комната №, по адресу: <адрес>, является помещением №, по адресу: <адрес> согласно техническому паспорту. В комнате №, расположенной по адресу: <адрес>, были произведены следующие работы: выполнено устройство ранее отсутствовавшего дверного проема; выполнена перепланировка помещения 115-2 с устройством помещения 2-санузел, площадью 2,4 кв.м.; выполнена перепланировка помещения 115-2 с устройством помещения 4-кухня, площадью 7,8 кв.м.; выполнена закладка ранее существовавшего дверного проема в помещении 115-1; выполнена закладка дверного проема из помещения 115-1 в помещение 115-3. Выполненные работы, которые относятся к переустройству (переоборудованию): выполнено оборудование помещения 2-санузел, площадью 2,4 кв.м.; выполнено оборудование помещения 4-кухня, площадью 7,8 кв.м. Эксперт, принимая во внимание нормативное техническое состояние строительных конструкций в пределах исследуемого объекта, а также соответствие комнаты № по адресу: <адрес>, требованиям к объемно-планировочным решениям, предусмотренным СП 379.1325800.2020 «Общежития. Правила проектирования», строительно-технический эксперт приходит к выводу о соответствии комнаты № по адресу: <адрес>, требованиям строительных норм и правил. Поскольку выполнение работ в отношении несущих конструктивных элементов помещения и здания в целом не производилось, а также то, что выход из исследуемого помещения, осуществляется наружу, по направлению выхода из здания, эксперт пришел к выводу о соответствии комнаты № по адресу: <адрес>, требованиям противопожарных норм. Во время проведения осмотра установлено, что: работы по изменению световых проемов не производились. Исследуемый объект имеет световые проемы (окна), наличие которых обеспечивает естественное освещение жилой комнаты; исследуемый объект расположен в уровне первого этажа здания, чем обусловлено отсутствие под санузлом и кухней жилых комнат и кухонь, что свидетельствует о соответствии требованиям п.7.20 СП 54.13330.2022. В результате проведенного исследования экспертом установлено, что в результате проведенных работ по переоборудованию кладовой в санузел, комната № по адресу: <адрес>, соответствует строительным нормам, в части: нормативного состояния строительных конструкций в пределах объекта исследования; требований к объемно-планировочным решениям, предусмотренным СП 379.1325800.2020 «Общежития. Правила проектирования»; Противопожарным нормам, в части: выхода из исследуемого помещения, осуществляемого наружу, по направлению выхода из здания; отсутствия выполнения работ в отношении конструктивных элементов помещения и здания в целом; Санитарно-эпидемиологическим нормам, в части: наличия в жилой комнате и кухне светового проема, предназначенного для обеспечения естественного освещения; расположения исследуемого объекта в уровне первого этажа здания, чем обусловлено отсутствие под санузлом жилых комнат и кухонь.
Так, суд признает заключение, выполненное экспертом ООО «Офкадин» № 5673-С от 07.05.2024, допустимым и достоверным доказательством, руководствуется его выводами при разрешении вопросов о соответствии выполненных работ в жилом помещении требованиям строительных и санитарных норм, требованиям пожарной безопасности, поскольку указанное исследование проводилось на основании нормативных документов, а также методических рекомендаций, выводы указанного исследования обоснованы, мотивированы, соответствуют другим имеющимся доказательствам.
С учетом указанного, суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность выводов заключения эксперта, поскольку указанное заключение получило оценку в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами. Сторонами по делу заключение не опровергнуто, в связи с чем, суд находит возможным, положить указанное выше заключение в основу принимаемого решения.
Поскольку в жилом помещении №, расположенном на 1-ом этаже здания по адресу: <адрес>, произведены работы по перепланировке и переустройству (переоборудованию), которые соответствуют строительным нормам, противопожарным нормам, санитарно-эпидемиологическим нормам, ГУП «Центр эффективного использования собственности города», за которым на праве хозяйственного ведения закреплено здание по адресу: <адрес>, против сохранения в перепланированном и переустроенном виде помещения не возражало (л.д. 124-125), выполненные в жилом помещении не создают угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о возможности сохранения помещения №, расположенного на 1-ом этаже здания по адресу: <адрес>, в перепланированном и переустроенном (переоборудованном) виде.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения № 115 к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный жилой дом утратил статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также то обстоятельство что Лозова Н.П. фактически проживала в спорном жилом помещении, несла бремя его содержания, соответственно требования Лозова Н.П. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лозовой Зинаиды Павловны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном виде, понуждении к заключению договора социального найма, удовлетворить.
Сохранить в перепланированном и переустроенном (переоборудованном) виде жилое помещение № (1 этаж), расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из: № коридор площадью <данные изъяты> кв.м., № санузел площадью <данные изъяты> кв.м., № жилая комната площадью <данные изъяты> кв.м., № кухня площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>ю <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за Лозовой Зинаидой Павловной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>а <адрес> (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ФМС, №) право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> (1 этаж), на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) заключить с Лозовой Зинаидой Павловной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>а <адрес> (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ФМС, №) договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> (1 этаж).
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 20 июня 2024 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова