Дело № 2-2300/2019
43RS0003-01-2019-003378-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 15 октября 2019 года
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Сапожникова А.Ю.,
при секретаре Казаковой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что в период с октября по ноябрь 2012 года находился в одиночной камере ФКФИО5 {Номер} ФИО5 по Кировской области. Полагает, что условия содержания в камере являлись бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство и не отвечающим требованиям правил внутреннего содержания подозреваемых и обвиняемых следственного изолятора, а именно: площадь камеры была всего 3 кв.м., в связи с чем спальное место расположено рядом с умывальником и туалетом, камера находится на цокольном этаже, в связи с чем мало дневного света, постельное белье выдавалось плохого качества, вместе с тем в камере отсутствовали: уборочный инвентарь, предметы первой необходимости и личной гигиены, шкаф, стол, скамейка, урна, полка для питьевого бочка, бачок с питьевой водой, радиоприемник. При этом камера не оборудована краном горячей воды, санитарным экраном, вентиляцией и радиоточкой. Кроме того, истец ссылается, что кормили скудно, при этом кормили меньше трех раз в день. Также истец указывает, что на его жалобы сотрудники ФИО5 {Номер} не реагировали, игнорировали, письменные жалобы не принимали.
ФИО4 считает, что условия содержания являлись ненадлежащими, чем ему причинены нравственные страдания.
Истец просил взыскать с ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области денежную компенсацию в размере 355000 руб. за причиненный ему моральный вред.
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний ФИО6.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи ФИО4 на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что в период нахождения в камере {Номер}, инвентарь, который указан на фотографии представленной сотрудником ФИО5-1 в период его нахождения отсутствовал, камера, изображенная на фотографии, похожа на камеру {Номер}, где он содержался.
Представитель ответчиков ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области, ФИО2 на основании доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признала, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области направило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просило в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В соответствии со ст.10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Согласно части 1 статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом, ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что осужденный ФИО4, {Дата} г.р. в период с {Дата} по {Дата} находился в качестве транзитно-пересыльного в камере {Номер} ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области (л.д. 36).
ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от {Дата} N 204-дсп утверждена Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
На основании п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от {Дата} N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ", суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Как следует из п.10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в {Адрес} в 1955 году, указано, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от {Дата} N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от {Дата} N 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 ФИО3).
Пунктом 14.28 ФИО2 ГУИН ФИО3 от {Дата} {Номер} предусмотрены нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем ФИО3, в камерных помещениях следует предусматривать рабочее и дежурное освещение. Для дежурного освещения предусматривается использование ламп накаливания, для рабочего освещения могут предусматриваться светильники с люминесцентными лампами или с лампами накаливания.
Номенклатура, нормы обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждены ФИО2 от {Дата} N 512.
Статьей 4 Федерального закона от {Дата} N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 Закона).
Статьей ст.23 указанного федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м.
Согласно п.9 ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", осужденные имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии со ст.99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец полагает, что в камере {Номер}, он содержался в ненадлежащих условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а именно: площадь камеры не соответствует нормам международных стандартов, камера находится на цокольном этаже, в камере плохое освещение, спальное место расположено рядом с умывальником и туалетом, при этом в камере отсутствовали: стол и лавка, уборочный инвентарь, предметы первой необходимости и личной гигиены, шкаф и урна, радиоточка и радиоприемник, кран с горячей водой и вентиляция, полка для бочка с питьевой водой и бачок с питьевой водой, санитарный экран. Вместе с тем истец ссылается, что постельное белье выдавалось грязным, качество еды не соответствовало нормам, кормили реже трех раз в день, еда была скудной, сотрудниками ФИО5-1 письменные жалобы не принимались, устные жалобы игнорировались.
Судом установлено и подтверждено материалами, что в 2012 году камера {Номер} находилась на первом этаже 4 внутреннего поста 1 режимного корпуса. Камера {Номер} является одноместной камерой. Площадь камеры составляет 4,1 кв.м. Все камеры поста {Номер} первого режимного корпуса следственного изолятора имеют естественную вентиляцию воздуха. Рамы в оконном проеме установлены и остеклены, находятся в исправном состоянии, размером 600*900 мм.
В камерах режимных корпусов косметический ремонт проводится в соответствии со сроками проведения ремонтных работ установленных ФИО2 Министерства юстиции РФ от {Дата} N 276 "Об утверждении Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы".
Текущий косметический ремонт камер режимных корпусов учреждения проводится ежегодно при подготовке учреждения к работе в осенне-зимний период.
В силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной ФИО2 Министерства юстиции РФ от {Дата} N 189, установлены требования к оборудованию камер ФИО5, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
В соответствии с пунктом 8.57 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем ФИО3 СП 15-01 от 2001 года в камерах ФИО5 столы и скамейки оборудуются с числом посадочных мест по количеству мест в камере из расчета периметра столов и длины, скамеек по 0,4 погонных метра на одного человека.
Из материалов дела следует, что камера 193 является одноместной камерой, в которой имеется: индивидуальное спальное место на 1 человека, стол и табурет, шкаф для продуктов, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, зеркало, монтированное в стену, бачок с питьевой водой и подставка для него, радиодинамик для вещания общегосударственной программы, урна для мусора, таз для гигиенических целей, светильник дневного и ночного освещения, унитаз, умывальник, нагревательный прибор (радиатором) системы водяного отопления, штепсельная розетка для подключения бытовых приборов, вызывная сигнализация, стенд для информации.
Все оборудование камеры и инвентарь находятся в исправном состоянии. Для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло, сода.
Довод истца, что в камере {Номер} отсутствует санитарный экран, в связи с чем ему причинены нравственные страдания, суд отклоняет, поскольку соответствии с ФИО2 МЮ РФ ГУИН {Номер} от {Дата} санузлы оборудуются санитарным экраном в камерах на два и более мест. Поскольку камера 193 является одноместной, сотрудниками ФИО5-1 не нарушены права ФИО4
Таким образом, камера {Номер} оборудована в соответствии с п.42 ФИО2 от 14.10.2005г. {Номер} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и ФИО2 МЮ РФ ГУИН от {Дата} {Номер} «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ ФИО6», о чем свидетельствуют представленные в дело справки.
Коммунально-бытовое обеспечение учреждений УИС осуществляется на основании ФИО2 Министерства юстиции РФ от {Дата} N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", в котором предусмотрено, что его действие распространяется на оборудование исправительных учреждений, независимо от даты постройки помещения и принятия данного нормативного акта.
Таким образом, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
В соответствии с п.42 ФИО2 {Номер} от {Дата} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры оборудуются: радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; настольными играми (шахматы, шашки, нарды и т.д.).
Согласно представленным справкам ФИО5-1, камера в период нахождения ФИО4 в ФИО5-1 проверялась медицинскими работниками учреждения ежедневно на предмет соблюдения санитарного состояния - во время приема сдачи дежурств. В камере были установлены и остеклены рамы, в окнах имелись форточки, которые находились в исправном состоянии, вытяжная вентиляция воздуха находилась тоже в исправном состоянии. Все оборудование и инвентарь камеры находится в исправном состоянии, в том числе радиоточки. Вещание общегосударственной программы осуществляется в дневное время с 6:00 до 22:00 с оптимальной для спецконтингента громкостью. Жалоб от ФИО4 на неисправное оборудование или инвентаря, либо его отсутствия не поступало.
Кроме этого ФИО4 ссылается, что сотрудниками ФИО5-1 не выдавались индивидуальные средства гигиены, чистящие и моющие средства, а постельное белье выдавалось некачественным и в камере отсутствовала водопроводная горячая вода.
Данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Пунктом 40 ФИО2 {Номер} от {Дата}г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. Отсюда следует, что весь спецконтингент обеспечивается постельными принадлежностями: постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Целостность и их чистота проверяется НКО при выдаче, после чего подозреваемый, обвиняемый или осужденный расписывается в камерной карточке в соответствующей графе.
В соответствии с ФИО2 ФИО3 от {Дата} {Номер} «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных лиц содержащихся в следственных изоляторах» сроки эксплуатации вещевого имущества соблюдались. Смена постельного белья происходила один раз в неделю после проведения санобработки спецконтингента. Постельные принадлежности (простыни, наволочка, полотенце) еженедельно стираются в день помывки спецконтингента, матрацы и подушки прожариваются по медицинским показаниям, одеяла прохлопываются еженедельно по выходным, стираются по мере загрязнения. Стирка личных вещей производиться осужденными в камерах учреждения, все камеры ФИО5 оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды в соответствии с п. 42 ФИО2 {Номер} от {Дата} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Согласно п. 42 ФИО2 от {Дата} {Номер} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы» для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды и камеры вдаются чистящие средства, хозяйственное мыло. Дезинфекция и дератизация объектов ФИО5 проводиться ежемесячно.
Согласно п.43 ФИО2 ФИО3 от {Дата} {Номер} «об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченная вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Из представленных справок и копий журнала учета предложений, заявлений и жалоб граждан за соответствующий период следует, что жалоб от ФИО4 на отсутствие водопроводной горячей воды не поступало.
Как следует из материалов дела медицинскими работниками учреждения ежедневно, во время приема сдачи дежурств контролируется санитарное состояние камер режимных корпусов, разрешаются все возникающие у спецконтингента вопросы, касающиеся медико-санитарного обеспечения ФИО4 за время содержания в ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области к медицинским работникам на плохое санитарное состояние камеры и отсутствие вентиляции не обращался.
В 2012 году камеры следственного изолятора имели естественную и принудительную вытяжную вентиляцию воздуха, которая находилась в исправном состоянии.
Вместе с тем, суд учитывает, что за время содержания в ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области от ФИО4 жалоб на плохое санитарное состояние камер, неисправный инвентарь, заявок на получение индивидуальных средств гигиены, на плохое качество белья, об отсутствии горячей воды не поступало, что подтверждается представленными в дело справками.
Доводы истца, об отсутствии радиоприемника в камере судом отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с п.42 ФИО2 {Номер} от {Дата} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры оборудуются радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, телевизором при наличии возможности.
Наличие и исправность камерного инвентаря, радио контролируется сотрудниками администрации, в случае выявления данных недостатков принимаются меры к их своевременному устранению. Из материалов дела не усматривается, что от осужденного поступали заявления или жалобы на отсутствие радиодинамика.
Довод истца о несоответствии качества еды санитарным нормам, подлежат отклонению.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} N 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.
Согласно пункту 3 Положения, специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} N 205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время. А так же ФИО2 {Номер} от {Дата} «Об утверждений Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых содержащихся в учреждения уголовно-исполнительной системы» и ФИО2 ФИО3 от {Дата} {Номер} « Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Из материалов дела следует, что прием пищи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области производится с учетом распорядка дня, а также проведения необходимых режимных мероприятий по выполнению внутреннего распорядка дня, согласно требованиям ст.16 Федерального закона {Номер} от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ФИО2 МЮ РФ {Номер} от {Дата} «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Так, установлено, что осуждённый получал продукты питания в полном объеме. Заявлений и жалоб на качество пищи, продуктов питания и хлеба в администрацию ФИО5-1 от осужденного ФИО4 не поступало.
В соответствии с ФИО2 от {Дата} N 787 «Об обеспечении столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами столовых учреждений и органов ФИО3» осуществляется обеспечение спецконтингента, содержащегося в учреждении столово-кухонной посудой, в том числе и в алюминиевой.
Установлено, что осужденный ФИО4 содержался в камере {Номер} на общих основаниях, в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона {Номер}-Ф3 от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
То обстоятельство, что сотрудниками ФИО5-1, велось визуальное наблюдение в дверной глазок и дверную форточку за ним, не свидетельствует о причинении нравственных страдании.
В соответствии с р. 8.80 ФИО2 МЮ РФ ГУИН {Номер} от {Дата} для лучшего обзора камер в центре на высоте 1,5 м от уровня пола оборудуются смотровые глазки с размерами отверстий со стороны камер 140*240 мм, а из коридора 35*40 мм. Конструкция глазка должна обеспечивать полный обзор камеры. В соответствии с пп. 17.2 ФИО2 МЮ РФ от {Дата} {Номер} –дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, Обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» младший инспектор по посту у камер обязан контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей и правил внутреннего распорядка. В соответствии с пп. 17.3 ФИО2 МЮ РФ от {Дата} {Номер}-дсп «Об утверждени инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» надзор за поведением лиц, содержащихся в камерах, младший инспектор осуществляет бесшумно, наблюдая через «глазки». В период содержания ФИО5-1 от осужденного ФИО4 жалоб и заявлений по данному вопросу не поступало.
При оценке доводов ФИО4 в части отказа в принятии заявлений и жалоб, суд находит несостоятельными, поскольку со стороны истца доказательств этому не представлено. Следует также отметить, что на личный прием к администрации ФКФИО5 {Номер} ФИО5 по Кировской области ФИО4 не обращался и это обстоятельство в судебном заседании не оспаривал.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Степень нравственных и физических страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от {Дата} N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина".
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности: сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Исходя из указанных норм права, компенсация морального вреда подлежит взысканию, если моральный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на другие материальные блага, принадлежащие потерпевшему. Право на компенсацию морального вреда, причиненного иными действиями, может возникнуть у потерпевшего лишь в случаях, специально предусмотренных законом.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от {Дата} {Номер} «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате содержания ФИО4 в ФИО5-1, а также вины государственных органов и их должностных лиц в нарушении личных неимущественных прав или нематериальных благ, в материалах дела не имеется. Доказательств нравственных страданий для подтверждения права на компенсацию морального вреда с ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области в заявленном размере не представлено.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате содержания ФИО4 в ФИО5-1, а также вины государственных органов и их должностных лиц в нарушении личных неимущественных прав или нематериальных благ, в материалах дела не имеется.
Доказательств нравственных страданий для подтверждения права на компенсацию морального вреда с ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области за счет казны РФ в заявленном размере не представлено.
Факты несоблюдения ответчиком ФКФИО5-1 ФИО5 по Кировской области требований ст.4 Федерального закона от {Дата} N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не нашли своего подтверждения. Само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у него право на компенсацию морального вреда.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела правовых оснований для удовлетворения исковых требований не установлено.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Определением Первомайского районного суда г.Кирова от {Дата} истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
С учетом того, что решение состоялось не в пользу истца, на основании статьи 103 ГПК РФ с ФИО4 в доход МО «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. за рассмотрение дела в суде. Оснований для освобождения его от несения судебных расходов суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО4 в доход МО «Город Киров» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Ю.Сапожников
Решение в окончательной форме принято 20.10.2019 г.