Дело № 2-3622/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2015 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по направлению ресурсоснабжающим организациям заявок о заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирных домов, обязании направить ресурсоснабжающим организациям заявки о заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирных домов,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «КГХ» о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по направлению ресурсоснабжающим организациям заявок о заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирных домов, перечисленных в приложении № 2, обязании ООО «КГХ» в 7-дневный срок со дня вступления в силу решения суда направить ресурсоснабжающим организациям заявки (оферты) о заключении договоров ресурсоснабжения и заключить такие договоры в отношении многоквартирных жилых домов, перечисленных в приложении № 2.
В обоснование своих исковых требований сослался на то, что проверками по обращениям граждан прокуратурой города установлено, что управляющей организацией ООО «Комитет городского хозяйства» заключены договоры управления по форме (приложение № 1) с собственниками 312 многоквартирных жилых домов согласно адресному списку, приведенному в приложении № 2. Согласно действующему законодательству, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов для использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников, и надлежащего исполнения таких договоров. В случае выбора способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Установлено, что управление многоквартирными домами в г. Златоусте по адресам согласно списка (приложение № 2) осуществляет ООО «КГХ» на основании договоров управления многоквартирным домом. Установлено, что договоры поставки, иные договоры, направленные на обеспечение коммунальными услугами собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, им не заключены. Меры, направленные на заключение таких договоров ООО «КГХ» не предпринимает. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Решения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов о сохранении порядка предоставления услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей организации ответчиком не представлены, свое бездействие по непринятию мер к заключению договоров с ресурсоснабжающми организациями он такими решениями не объяснял. Предъявление настоящего иска вызвано необходимостью предотвращения нарушения прав граждан, и рассчитано на применение в отношении неиндивидуализированного, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании пом. прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ООО «КГХ» Коляскина М.С., действующая на основании доверенности(л.д. 233-234), исковые требования прокурора г. Златоуста не признала, суду пояснила, что собственниками помещений в многоквартирных домах обслуживаемых ООО «КГХ» в 2012 году на общем собрании было принято решение о непосредственном способе управления и заключению договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по текущему ремонту общего имущества. При непосредственном управлении договоры на предоставление коммунальных услуг заключаются каждым собственником от своего имени. Поскольку коммунальный ресурс поставлялся потребителю, потребитель его потреблял, оплачивал выставленные ему платежные документы - то есть совершал конклюдентные действия, то договоры на предоставление коммунальных услуг считаются заключенными. Собственниками помещений в многоквартирных домах на общем собрании (протоколы от ДД.ММ.ГГГГ) было принято и реализовано решение о смене способа управления домами - управление управляющей организацией. По условиям заключенных договоров управления многоквартирным домом собственники не поручали Управляющей организации предоставление им коммунальных услуг. Свою позицию ответчик обосновывает ссылкой на п.п. 17,18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагает, что договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные до принятия этого закона между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающими организациям должны действовать до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Представители 3 лиц - МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа, ПАО «Челябэнергосбыт», ООО «Челябинск-Новатэк», ООО «Златоустовский Водоканал», в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 203-207).
В письменном отзыве (л.д. 216) ООО «Златоустовский Водоканал» просит рассмотреть дело в их отсутствие, удовлетворить требования прокурора г. Златоуста, поскольку бездействие ООО «КГХ» нарушает их права в части получения платы за коммунальные услуги, оказанные населению, так как управляющая организация обязана перечислить ООО «Златоустовский Водоканал» полную стоимость коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных населению в управляемых домах, задолженность по оплате данных услуг подлежит взысканию силами управляющей организации. Указанные обязанности ООО «КГХ» не исполняются.
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки не сообщили, представитель ООО «Златоустовский Водоканал» просит рассмотреть дело без их участия.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора г. Златоуста подлежат удовлетворению.
На основании материалов дела, пояснений сторон установлено, что управляющая компания – Общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» (ООО «КГХ») создано ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда (Выписка из ЕГРЮЛ – л.д. 220-225, Выписка из устава – л.д. 226-229).
Согласно предоставленного управляющей компанией ответа на запрос прокурора (л.д. 10-73) ООО КГХ выбрано управляющей компанией в 312 многоквартирных домах г. Златоуста (перечень – л.д. 51-54), в которых избран способ управления – управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 1.1 типового договора управления многоквартирным домом и договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах (л.д.11-50,74-77,83-91,97-98,104-120,135-138,145-147), управляющая организация по заданию Собственников в течение срока действия договора обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно: выполнять функции по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, в порядке, установленном ЖК РФ, жилищным законодательством, в разделе 4.3 договора; осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом, деятельность.
В п.4.3. типового договора и договоров управления многоквартирным домом, указано, что управляющая организация организует предоставление или представляет собственникам и потребителям коммунальные услуги, перечисленные в соответствующем дополнительном соглашении. В случае, если собственники не заключили с Управляющей организацией соответствующего дополнительного соглашения на организацию предоставления или предоставление коммунальных услуг, то считается, что Управляющая организация не обязана организовывать предоставление или предоставлять коммунальные услуги.
Из пояснений представителя ответчика, его отзыва (л.д.191-192), следует, что дополнительных соглашений в соответствии с п. 4.3. договора на организацию предоставления или предоставление коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирных домах с управляющей организацией не заключали.
Из пояснений сторон также следует, что договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме управляющая компания не заключала, заявки на заключение договоров в ресурсоснабжающие организации не подавала.
Стороны в судебном заседании пояснили, что ранее в данных многоквартирных домах был избран способ управления – непосредственное управление собственниками, оплата за коммунальные услуги производилась собственниками непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Согласно части второй ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 года № 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ за № 354 от 06.05.2011 г (далее Правила № 354), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.02. 2012 года N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными услугами для целей оказания коммунальныъх услуг», исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N 124, документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, правовым последствием выбора собственниками данного способа управления домом является передача комплекса полномочий по управлению домом управляющей организации, в том числе функций исполнителя всего перечня коммунальных услуг, ООО «КГХ» на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно п. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Ответчиком ООО «КГХ» не представлено доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных домах такого решения.
Следовательно, бездействие ООО «Комитет городского хозяйства» по неисполнению обязанности по направлению ресурсоснабжающим организациям заявок о заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирных домов следует признать незаконным.
Таким образом, с учетом анализа норм ст. 154, 161, 162 ЖК РФ, п.п. 13, 31, 40 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии принятых общими собраниями собственников решений о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления домом и о выборе управляющей организации, ООО «КГХ» обязано заключить договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Данный вывод соответствует Определению Верховного суда Российской Федерации от 06.07. 2015 года по делу № 310-КГ14-8259.
Суд полагает, что во исполнение положений законодательства на ООО «КГХ» должна быть возложена обязанность в семидневный срок со дня вступления в силу решения суда направить ресурсоснабжающим организациям заявки о заключении договоров энергоснабжения и заключить договоры в отношении многоквартирных домов, в котором избран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией и управляющей организацией избрано Общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства».
Ссылки представителя ответчика на то, что договоры управления многоквартирными домами не предусматривают предоставление управляющей компанией собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, являются незаконными.
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Заключенные управляющей компанией ООО «Комитет городского хозяйства» договоры управления многоквартирным домом в той части, в которой они предусматривают возможность предоставления управляющей компанией собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг только по дополнительному соглашению, нарушает требования, предусмотренные частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 1 и 12 ст. 161, частью 7.1. ст. 155Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме управляющей компанией в случае выбора способа управления многоквартирным домом –управление управляющей компанией.
Так как эти условия договоров посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, они являются ничтожными и не влекут юридических последствий.
Обоснование ответчиком своей позиции о том, что договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные до принятия этого закона между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающими организациям при прежнем способе управления многоквартирным домом должны действовать до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора, ссылкой на п.п. 17,18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", основаны на неправильном толковании норм права.
Каких-либо решений о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании не принимали.
Таких решений ответчик в суд не предоставил.
Доводы представителя ответчика ООО «КГХ» о том, что прокурор не обладает правом на обращение в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельными.
В силу ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.
Определить круг граждан – всех собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа, в которых избран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией и управляющей организацией выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства», и привлечь их к участию в деле затруднительно, поскольку круг собственников и нанимателей постоянно меняется.
При таких обстоятельствах прокурор наделен правом на обращение с подобными требованиями в суд.
Поскольку перечень домов, в которых избран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей компанией и избрана управляющая компания – ООО «КГХ» постоянно меняется, суд полагает, что указание конкретных многоквартирных домов, в отношении которых ООО «КГХ» должно подать заявки и заключить договоры ресурсоснабжения, является нецелесообразным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ре ш и л:
Исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» по неисполнению обязанности по направлению ресурсоснабжающим организациям заявок о заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирных домов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» в семидневный срок со дня вступления в силу решения суда направить ресурсоснабжающим организациям заявки о заключении договоров энергоснабжения и заключить договоры в отношении многоквартирных домов, в котором избран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией и управляющей организацией избрано Общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства».
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Фролова Г.А.
Решение не вступило в законную силу