К делу № 2-611/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 г. г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием представителя истца Богатикова О.П. – Пропорционального Г.Н.,
представителя ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Республики Адыгея» - Рогачева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Богатикова Олега Петровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Адыгея» о восстановлении права на пенсионное обеспечение,
У С Т А Н О В И Л :
Богатиков О.П. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Адыгея» о восстановлении права на пенсионное обеспечение. В обоснование иска указал, что он является пенсионером МО (СССР) РФ с 21.02.1990г. Проходил военную службу в СССР с 03.05.1970г. по 21.02.1990г. С 25.08.1976г. по 31.08.1989г. истец выполнял служебные обязанности (и проживал с семьей), как в районах прилегающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, так и на его территории, являющихся районами с неблагоприятными условиями, где получил заболевания, согласно критериям которым в 1986г. комиссией ВВК САВО был признан ограниченно годным для военной службы в ВС МО СССР.
С 31.03.1989г. истец был откомандирован, (переведен) в составе подразделения в Сибирский ВО ВСУ в/ч 21642 для прохождения дальнейшей службы, но командиром в/ч 21642 в том же году, был направлен в госпиталь Сибирского ВО, для прохождения медицинской комиссии, для определения прохождения дальнейшей службы. В 1989г. комиссией ВВК Сибирского военного округа истец был признан не годным для прохождения военной службы в мирное время и ограниченно годным в военное время. По указанному основания с 21.02.1990г. истец был уволен из ВС МО СССР по болезни на пенсию.
В марте 1990г. истец прибыл для проживания в Украинскую ССР в г. Мариуполь Донецкой области, где в июле 1990г. впервые МЗ УССР на ВТЭК ему была установлена 2 группа инвалидности - при прохождении военной службы, переосвидетельствование которой на ВТЭК (МСЭ) он проходил ежегодно, в 1992г., в 1993г., в 1994гг.
В 1990 г. истцу была начислена пенсия на основании Закона СССР 4467-1 от 20.04.90г., а с сентября того же года ему был произведен перерасчет пенсии по инвалидности 2 группы с 70% от денежного содержания.
С сентября 1994г. был произведен перерасчет пенсии по 2 группе инвалидности пожизненно и выплаты, по которой производились в размере 85 % от денежного содержания согласно Соглашению стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», предусматривающего взаимное принятие странами-участницами документов о пенсионном обеспечении без легализации.
В 1995г. истцу была изменена связь болезни на «при исполнении служебных обязанностей при испытании ядерного оружия», в результате чего, был произведен перерасчет на 80% денежного содержания на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
С 2001г. на МСЭ Украины 2 группа инвалидности была установлена истцу бессрочно
При переезде в июне 2012г. из Украины в РФ истцу уже исполнилось полных 60 лет.
В июле 2012г. военным комиссариатом Краснодарского края был произведён перерасчет пенсии истца, размер которой ему огласили как 80% от денежного содержания, однако на руки истец получает только 40 %.
По переезду в г. Майкоп в мае 2016г. истцу выдали направление в 5 центр ВВЭ г.Пятигорска для уточнения связи болезни на момент увольнения с воздействием ионизирующего излучения при прохождении службы в закрытом гарнизоне «Семипалатинского испытательного ядерного полигона». В заключении ООО «5 центр военно-врачебной экспертизы-СКФО» от 20.05.2016г. в отношении заболевания истца указано - военная травма, степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в пределах от 40 до 60 процентов. Степень тяжести вреда причиненного здоровью истца была определена, как средняя.
По мнению истца ответчик должен был принять в работу для назначения пенсионного обеспечения документы истца без легализации так же и в соответствии с п.1 ст. 13 « Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в г. Минске 22 января 1993 года), подписанной Украиной 21 февраля 1994 года, согласно которой документы, которые на территории одной из договаривающейся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях Договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.
Согласно Федеральному закону №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионных выплатах для граждан, находившихся на военной службе, для служащих органов внутренних дел, уголовной системы…» размер пенсии должен рассчитываться следующим образом : ( ОД + 03 + НВЛ (25%)) х 2 гр. х ПК = размер пенсии, где ОД - должностной оклад, 03 - оклад в соответствии с воинским званием, НВЛ - надбавка за выслугу лет (каждый год, свыше 20 лет), ПК - понижающий коэффициент. (24960р + 11960р+ 9230р) х 85% х 0.7223 = 28334.01 руб.
С учетом уточненных требований просил обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Адыгея» пересчитать и назначить к выплате истцу пенсионное обеспечение как инвалиду второй группы, вследствие военной травмы; - взыскивать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Адыгея» ежемесячную выплату пенсии в размере 28334.01 рублей с последующей индексацией и обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Адыгея» выдать удостоверение соответствующего образца как инвалиду второй группы, вследствие военной травмы.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика против иска возражал, просил в его удовлетворении отказать ввиду необоснованности.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Богатикова О.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец проходил военную службу в МО СССР с 03.05.1970г. по 21.02.1990г., и с 21.02.1990г. является военным пенсионером. С 25.08.1976г. по 31.08.1989г. истец выполнял служебные обязанности (и проживал с семьей), как в районах прилегающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, так и на его территории, являющихся районами с не благоприятными условиями, где получил заболевания, согласно критериям которых в 1986г. комиссией ВВК САВО был признан ограниченно годным для военной службы в ВС МО СССР.
С 31.03.1989г. истец был откомандирован, (переведен) в составе подразделения в Сибирский ВО ВСУ в/ч 21642 для прохождения дальнейшей службы, и в том же году комиссией ВВК Сибирского военного округа был признан не годным для прохождения военной службы в мирное время и ограниченно годным в военное время. По указанному основания с 21.02.1990г. истец был уволен из ВС МО СССР по болезни на пенсию.
В марте 1990г. истец прибыл для проживания в г. Мариуполь Донецкой области УССР, где в июле 1990г. впервые МЗ УССР на ВТЭК ему была установлена 2 группа инвалидности - при прохождении военной службы, и была начислена пенсия на основании Закона СССР 4467-1 от 20.04.90г., а с сентября того же года ему был произведен перерасчет пенсии по инвалидности 2 группы с 70% от денежного содержания.
Из представленных материалов усматривается, что истец неоднократно проходил переосвидетельствование. Так, согласно Экспертному заключению Донецкого регионального межведомственного экспертного Совета от 26.04.1994 г. истцу изменен диагноз на «заболевание связано с воздействием ионизирующего излучения».
Постановлением 15-1 Военно-врачебной комиссии Одесского военного округа от 02.08.1994г. было установлено, что заболевание истца связано с исполнением обязанностей военной службы при испытании ядерного оружия.
В 1995г. истцу была изменена связь болезни на «при исполнении служебных обязанностей при испытании ядерного оружия», в результате чего, был произведен перерасчет на 80% денежного содержания.
С 2001г. 2-я группа инвалидности была установлена истцу бессрочно.
В июне 2012г. истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В 2014г. истцу, на основании акта освидетельствования Бюро № 22 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» от 04.03.2014г. № 337, была установлена третья группа инвалидности, полученная в период военной службы, со сроком переосвидетельствования в 2015г. и была назначена пенсия за выслугу лет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) действие данного Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договора (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей вышеуказанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Соглашение между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г. определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами - участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства - участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживают военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавшим в СССР.
В силу ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 ст. 6 названного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников указанного Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 названного Соглашения (ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территориях государств - участников Содружества без легализации.
Согласно ст. 19 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
В соответствии с пунктом 10.2. порядка "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" для назначения пенсии по инвалидности предоставляются:
а) заявление о назначении пенсии (приложение 1);
б) расчет выслуги лет для назначения пенсии (при необходимости);
в) выписки из приказов об увольнении и исключении военнослужащего из списков личного состава;
г) денежный аттестат (расчетная книжка);
д) заключение ЦВВК ФСБ России (ОВВК, ВВК) (свидетельство о болезни, справка) о состоянии здоровья лица, уволенного с военной службы;
е) выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы о степени ограничения способности к трудовой деятельности (группе инвалидности).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", инвалиды из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, в зависимости от причин инвалидности подразделяются на следующие категории: а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Определение причины инвалидности, имеющей существенное значение для дальнейшего назначения размера пенсии инвалиду и осуществления иных выплат, предусмотрено Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", где приведены следующие формулировки причин инвалидности, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС: заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк", заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В пункте 7 разъяснения указано, что причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность их наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, для возобновления пенсии по инвалидности с формулировкой "военная травма" истцу достаточно было представить ответчику документы, подтверждающие наличие у него такой травмы (заболевания). Из оформленных истцом ранее медицинских документов усматривается наличие у него заболевания связанного с последствиями радиационных воздействий, предусмотренного названным Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17, полученного при прохождении военной службы.
В связи с этим требование ответчика на прохождение истцом медицинского переосвидетельствования для установления группы и причины инвалидности не были основаны на законе.
При этом суд также учитывает и то обстоятельство, что первоначально вторая группа инвалидности была установлена истцу до распада СССР, а то обстоятельство, что пожизненная инвалидность была установлена в то время, когда истец являлся гражданином Украины, не влияет на законность его требования, поскольку наличие указанного заболевания, связанного с военной службой, подтверждается соответствующими заключениями военно-врачебных комиссий.
Кроме того, оценивая представленные доказательства, суд также учитывает и то обстоятельство, что на основании выданного ответчиком направления истец прошел освидетельствование в «5-м центре военно-врачебной экспертизы – СКФО» ООО, согласно заключению которой от 20.05.2016г. полученное истцом при прохождении военной службы заболевание является военной травмой.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Богатиковым О.П. исковых требований о восстановлении его права на пенсионное обеспечение по 2-й группе инвалидности.
В части требований истца о расчете ежемесячного размера пенсии суд соглашается с доводами истца, поскольку они произведены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и сомнений в правильности не вызывают. При этом иного расчета, опровергающего выводы истца, представителем ответчика не представлено.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Богатикова Олега Петровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Адыгея» о восстановлении права на пенсионное обеспечение - удовлетворить.
Восстановить право Богатикова Олега Петровича на пенсионное обеспечение по второй группе инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Адыгея» пересчитать и назначить к выплате Богатикову Олегу Петровичу пенсионное обеспечение как инвалиду второй группы вследствие военной травмы.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Адыгея» производить выплату пенсии Богатикову Олегу Петровичу, 08.01.1952 г.р., в размере 28334, 01 руб., с последующей ее индексацией.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Адыгея» выдать Богатикову Олегу Петровичу удостоверение соответствующего образца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.03.2019г.
Председательствующий Г.А. Зубков