УИД 77RS0016-02-2021-032438-49

Судья: Еременко Д.А.                                                                     Дело № 2-40/2023

Докладчик: Никифорова Е.А.                                                       № 33-5184/2024

                                  АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

        председательствующего Александровой Л.А.,

        судей Крейса В.Р., Никифоровой Е.А.,

        при секретаре Филоненко П.В.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «30» мая 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Валетовой Н.Н. на решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 28 декабря 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить действия, которым постановлено:

        Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить частично.

    Возложить на ответчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) обязанность в течение 12 месяцев с момента выступления решения в законную силу выполнить следующие действия:

привести защитное сооружение гражданской обороны № 2-15/56 по адресу: <данные изъяты>, в нормативное состояние, соответствующее требованиям правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. № 583, в том числе:

-    разработать необходимую проектно-сметную документацию по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

- провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения;

-    восстановить гидроизоляцию помещений;

-    устранить систематические подтопления;

-    производить техническое обслуживание оборудования;

-    заменить масляные противопыльные фильтры;

-    восстановить и проверить герметичность сооружения;

-    укомплектовать инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами в соответствии с приложением № 18 к приказу МЧС от 15.12.2002 № 583, а именно: нарами в количестве 150 штук; столом – 1шт.; стульями – 5 штук, шкафом металлическим – 1 штука, баком для питьевой воды вместимостью 15 – 20 литров с кружкой – 1 штука, мешками для сбора сухих отбросов на 300 кг., термометром комнатным – 1 штука, психометром (гигрометром) 1 штука, прибором для определения содержания двуокиси углерода – 1 штука, тягонапорометром – 1 штука, аппаратурой оповещения – 1 штука, радиоприемником 1 штука, радиостанцией – 1 штука, телефонным аппаратом – 1 штука, радиотрансляционной точкой с приемником – 1 штука, комплектами медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны – 7 комплектов, комплектом врача -1 штука, комплектом фельдшера – 1 штука, огнетушителем углекислородным - 1 штука, ящиком с песком – 1 штука, для организации питания столом - 1 штука, ножом поварским – 1 штука, ножом консервным – 1 штука, стеллажом для размещения продовольствия- 0,45 м.кв., спецодеждой для персонала (куртка, халат, фартук хлопчатобумажный) и полотенцами вафельными – 1 комплект, пакетами полиэтиленовыми или бумажными – 150 штук, или бумагой оберточной (0,5*0,5) – 37,5 кв.м.

- привести защитное сооружение гражданской обороны № 2/12-56 по адресу: <данные изъяты>, в нормативное состояние, соответствующее требованиям правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в том числе:

-    разработать необходимую проектно-сметную документацию по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

-    произвести ремонт объекта 2/12-56: ремонтно – восстановительные работы несущих строительных конструкций; восстановление коммуникаций (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция), восстановление гидроизоляции, монтаж электрических сетей, восстановление внутренней отделки, восстановление коммуникаций внутренних (смесители, унитазы, умывальники, баки металлические, розетки, выключатели, лампочки, радиаторы стальные, воздуховоды, воздухораспределители);

-    провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения;

- заменить масляные противопыльные фильтры;

-    восстановить и проверить герметичность сооружения;

-    укомплектовать инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами в соответствии с приложением № 18 к приказу МЧС от 15.12.2002 № 583, а именно: нарами в количестве 150 штук; столом – 1шт.; стульями – 5 штук, шкафом металлическим – 1 штука, баком для питьевой воды вместимостью 15 – 20 литров с кружкой – 1 штука, мешками для сбора сухих отбросов на 300 кг., термометром комнатным – 1 штука, психометром (гигрометром) 1 штука, прибором для определения содержания двуокиси углерода – 1 штука, тягонапорометром – 1 штука, аппаратурой оповещения – 1 штука, радиоприемником 1 штука, радиостанцией – 1 штука, телефонным аппаратом – 1 штука, радиотрансляционной точкой с приемником – 1 штука, комплектами медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны – 7 комплектов, комплектом врача -1 штука, комплектом фельдшера – 1 штука, огнетушителем углекислородным - 1 штука, ящиком с песком – 1 штука, для организации питания столом - 1 штука, ножом поварским – 1 штука, ножом консервным – 1 штука, стеллажом для размещения продовольствия- 0,45 м.кв., спецодеждой для персонала (куртка, халат, фартук хлопчатобумажный) и полотенцами вафельными – 1 комплект, пакетами полиэтиленовыми или бумажными – 150 штук, или бумагой оберточной (0,5*0,5) – 32,5 кв.м.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения представителя прокуратуры Портнягина А.А., представителя ответчика ОАО «РЖД» Валетовой Н.Н., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга к ОАО «РЖД», в котором просит:

1. обязать ОАО «РЖД» привести защитное сооружение гражданской обороны № 2-15/56 по адресу<данные изъяты>, в нормативное состояние, соответствующее требованиям правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. № 583, а именно:

-    разработать необходимую проектно-сметную документацию по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

-    произвести реконструкцию объекта 2/15-56 в объеме работ, указанных в экспертизе;

- провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения;

-    восстановить гидроизоляцию помещений;

-    устранить систематические подтопления;

-    производить техническое обслуживание оборудования;

-    заменить масляные противопыльные фильтры;

-    восстановить и проверить герметичность сооружения;

-    укомплектовать инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами в соответствии с приложением № 18 к приказу МЧС от 15.12.2002 № 583, а именно: нарами в количестве 150 штук; столом – 1шт.; стульями – 5 штук, шкафом металлическим – 1 штука, баком для питьевой воды вместимостью 15 – 20 литров с кружкой – 1 штука, мешками для сбора сухих отбросов на 300 кг., термометром комнатным – 1 штука, психометром (гигрометром) 1 штука, прибором для определения содержания двуокиси углерода – 1 штука, тягонапорометром – 1 штука, аппаратурой оповещения – 1 штука, радиоприемником 1 штука, радиостанцией – 1 штука, телефонным аппаратом – 1 штука, радиотрансляционной точкой с приемником – 1 штука, комплектами медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны – 7 комплектов, комплектом врача -1 штука, комплектом фельдшера – 1 штука, огнетушителем углекислородным - 1 штука, ящиком с песком – 1 штука, для организации питания столом - 1 штука, ножом поварским – 1 штука, ножом консервным – 1 штука, стеллажом для размещения продовольствия- 0,45 м.кв., спецодеждой для персонала (куртка, халат, фартук хлопчатобумажный) и полотенцами вафельными – 1 комплект, пакетами полиэтиленовыми или бумажными – 150 штук, или бумагой оберточной (0,5*0,5) – 37,5 кв.м.

2. обязать ОАО «РЖД» привести защитное сооружение гражданской обороны № 2/12-56 по адресу: <данные изъяты>, в нормативное состояние, соответствующее требованиям правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем, необходимо:

-    разработать необходимую проектно-сметную документацию по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

-    произвести ремонт объекта 2/12-56: ремонтно – восстановительные работы несущих строительных конструкций; восстановление коммуникаций (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция), восстановление гидроизоляции, монтаж электрических сетей, восстановление внутренней отделки, восстановление коммуникаций внутренних (смесители, унитазы, умывальники, баки металлические, розетки, выключатели, лампочки, радиаторы стальные, воздуховоды, воздухораспределители);

-    провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения;

- заменить масляные противопыльные фильтры;

-    восстановить и проверить герметичность сооружения;

-    укомплектовать инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами в соответствии с приложением № 18 к приказу МЧС от 15.12.2002 № 583, а именно: нарами в количестве 150 штук; столом – 1шт.; стульями – 5 штук, шкафом металлическим – 1 штука, баком для питьевой воды вместимостью 15 – 20 литров с кружкой – 1 штука, мешками для сбора сухих отбросов на 300 кг., термометром комнатным – 1 штука, психометром (гигрометром) 1 штука, прибором для определения содержания двуокиси углерода – 1 штука, тягонапорометром – 1 штука, аппаратурой оповещения – 1 штука, радиоприемником 1 штука, радиостанцией – 1 штука, телефонным аппаратом – 1 штука, радиотрансляционной точкой с приемником – 1 штука, комплектами медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны – 7 комплектов, комплектом врача -1 штука, комплектом фельдшера – 1 штука, огнетушителем углекислородным - 1 штука, ящиком с песком – 1 штука, для организации питания столом - 1 штука, ножом поварским – 1 штука, ножом консервным – 1 штука, стеллажом для размещения продовольствия- 0,45 м.кв., спецодеждой для персонала (куртка, халат, фартук хлопчатобумажный) и полотенцами вафельными – 1 комплект, пакетами полиэтиленовыми или бумажными – 150 штук, или бумагой оберточной (0,5*0,5) – 32,5 кв.м.

    Исковое заявление мотивировано тем, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по результатам которой в деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» установлены нарушения закона в части надлежащего содержания защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Омского региона. По результатам проверки установлено, что в Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурном подразделении Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» требования федерального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера не исполняются.

    В Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава имеется защитное сооружение гражданской обороны - убежище № 2/15-56, расположенное по адресу: <данные изъяты>

Начиная с 2018 г. территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ленинскому административному округу г. Омска ГУ МЧС России по Омской области выдавались предписания (от 13.12.2018 № 8, от 10.06.2020 № 3) по проведению мероприятий, направленных на приведение убежища в состояние готовности по приему укрываемых.

До настоящего времени нарушения закона не устранены, должных мер по обеспечению надлежащего технического состояния указанного выше защитного сооружения гражданской обороны не принято, что подтверждено результатами прокурорской проверки. Так, данное защитное сооружение гражданской обороны имеет повреждения основных строительных конструкций, снижающие его несущую способность, наличие в ограждающих конструкциях незащищенных отверстий, через которые возможно сообщение внутренних помещений сооружения с атмосферой, неисправность вентиляционной системы, электроснабжения.

Также на балансе Омской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» состоит защитное сооружение гражданской обороны № 2/12-56, расположенное по адресу: <данные изъяты>, которое также по техническим характеристикам не готово к приему укрываемых, а именно: данное защитное сооружение гражданской обороны имеет повреждения основных строительных конструкций, снижающие его несущую способность, наличие в ограждающих конструкциях незащищенных отверстий, через которые возможно сообщение внутренних помещений сооружения с атмосферой, неисправность вентиляционной системы, электроснабжения.

По данным фактам Омской транспортной прокуратурой 25.02.2021 в адрес руководителей Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава и Омской дистанции гражданских сооружений вносились представления, по результатам рассмотрения которых ответчиком должных мер по устранению выявленных нарушений не предпринято.

За допущенные нарушения ОАО «РЖД» было признано виновным в совершении административных нарушений, привлекалось к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ОАО «РЖД» Валетова Н.Н., в апелляционной жалобе просит решение изменить в отношении ЗС ГО 2/12-56, в удовлетворении исковых требований к ОАО «РЖД» в этой части отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что законом на владельца возложена не только обязанность по содержанию ЗС ГО, но и предоставлено право снятия их с учета.

Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 устанавливает как обязанность владельца по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, так и порядок снятия ЗС ГО с учета при отсутствии потребности в ЗС ГО на данной территории, а также при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно (п.2.5 - п.2.14).

Актами общего весеннего и осеннего осмотров здания (сооружения) №2/12-56 (011676) от 08.05.2018, 13.04.2019, 31.07.2019, 13.04.2020, 17.07.2020, 02.04.2021) по результатам осмотров объекта сделаны выводы: сооружение ЗС ГО законсервировано, необходимо подготовить документы для снятия с учета.

То есть, на протяжении длительного времени потребность в указанном защитном сооружении отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается в том числе письмами органов исполнительной власти субъекта РФ (Министерства региональной безопасности Омской области от №ИСХ-23/МРБ-07-05-112) и органов местного самоуправления (Департамента общественной безопасности Администрации г. Омска от №Исх.-ДОБ/110) (абз. 4 стр. 13 решения).

В соответствии с п. 1.9, п. 2.3 «Методических рекомендаций по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны» утв. МЧС России от 24.02.2022 № 2-4-71-5-11 ОАО «РЖД» 20.03.2023 направило в ГУ МЧС России по Омской области пакет документов для снятия ЗС ГО 2/12-56 с учета в связи с отсутствием потребности в нем на данной территории.

На момент рассмотрения спора по существу решение уполномоченным органом МЧС России по направленной ОАО «РЖД» документации не принято, документация находилась на рассмотрении.

То есть, ОАО «РЖД» в установленном порядке проводит предусмотренную законом процедуру по снятию невостребованного защитного сооружения гражданской обороны с учета. Данное обстоятельство исключает проведение работ по приведению объекта к нормативному состоянию при наличии на территории бывшей станции Омск-Сортировочный действующего защитного сооружения, полностью готового к приему укрываемых.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность до момента реализации законного права об исключении ЗС ГО №2/12-56 из журнала учета МЧС России, при подтвержденном факте отсутствия необходимости в нем.

Суд первой инстанции не правильно применил закон подлежащий применению.

Согласно пункту 3 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» утв. постановлением Правительства РФ №1309 от 29.11.1999 убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей рабочей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей рабочей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.

Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (пункт 4 Порядка создания убежищ»).

На территории бывшей станции Омск-Сортировочный помимо невостребованного ЗС ГО № 2/12-56 (011676), имеется действующее ЗС ГО инв. № 010804 (МЧС № 2/13-56), принадлежащее ОАО «РЖД». ЗС ГО 2/13- 56 готово к приему укрываемых (акт № 13/0 от 07.05.2021г., акт № 9/0 от 12.05.2022г.) и полностью обеспечивает потребность работников в защитных сооружениях.

Потребность в убежище №2/12-56 отсутствует, в том числе и по причине укрытия наибольшей рабочей смены подразделений ОАО «РЖД» в действующем ЗС ГО №2/13-56.

При этом, на ответчика нормативно не возложена обязанность по приему укрываемых на территории станции Омск-Сортировочный не являющихся работниками подразделений ОАО «РЖД».

По итогам Всероссийской инвентаризации 2018 года, проведенной на основании приказа МЧС России № 226 от 28.05.2018, комиссией в составе представителей Омского территориального управления, ГУ МЧС России по Омской области и специальной службы ЗС ГО №2/12-56 предложено к списанию (акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений ГО (убежищ) от 30.07.2018 и 31.07.2018).

Таким образом, уполномоченный орган (МЧС России) еще в 2018 году рекомендовал снять ЗС ГО 2/12-56 с учета. На момент рассмотрения спора решение по предоставленной документации на снятие с учета ЗС ГО как невостребованного не принял. При этом срок рассмотрения документации не зависит от действий ОАО «РЖД».

Фактически ответчик выполняет обязанность по обеспечению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в имеющемся на данной территории ЗС ГО 2/13-56.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о несостоятельности факта наличия достаточного количества действующих ЗС ГО (абз. 2 стр. 15 решения) на данной территории и о формальном характере действий ответчика по снятию ЗС ГО № 2/12-56 с учета (абз. 4 стр. 15 решения) не основаны на представленных доказательства и фактических обстоятельствах.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999г. N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В п. 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с п. 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

МЧС России в силу п. 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно журналу учета (паспорту) защитное сооружение – здание склада (бомбоубежище) №2/12-56 (инвентарный номер 11676), расположенное по адресу: г<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 33-39, 40,67, 50-56).

Из паспорта следует, что год постройки здания 1972, общая площадь здания 130,8 кв.м., материал кровли насыпной, материал стен железобетонные блоки, оконные блоки отсутствуют, материал перекрытия – ж/б плиты, чердак отсутствует, подал отсутствует, ограждение кровли отсутствует, оконные решетки отсутствуют, ограждение объекта отсутствует, пожарная автоматика отсутствует, пожарный водопровод отсутствует (том 1 л.д. 33). Согласно журналу здание подготовлено к снятию с учета в связи с нахождением в неудовлетворительном состоянии, законсервировано (том 1 л.д. 34).

Также согласно актам от 02.04.2021, от 13.04.2020, 31.07.2019, 13.04.2019 защитное сооружение №2/12-56, расположенное по адресу: г. Омск, вагонно-ремонтное депо Омск-Сортировочный, законсервировано, не готово к эксплуатации (т. 1 л.д. 10-13, 14-17,23-24, 25-28). Из актов следует, что отсутствуют: благоустройство территории, отмостка зданий, наружная сеть водопровода, теплоснабжения, электроснабжения, противопожарного водоснабжения, заземление, молниезащита; фундамент, несущие стены в неудовлетворительном состоянии фасад отсутствует, перекрытия в удовлетворительном состоянии, трещин и прочих повреждений не обнаружено, отсутствует кровля, водоотводящие устройства, козырьки над входом; проемы, внутренняя отделка помещений, полы, потолки в неудовлетворительном состоянии; отсутствует в полном объеме внутреннее инженерное оборудование и сети, оборудование пожарной безопасности и автоматики (наличие АУПС, указатели и планы эвакуации, гидранты, пожарные краны, лестницы пожарные, огнетушители, видеонаблюдение и СКУД). В таком состоянии объект находился по состоянию на 2021, 2020г., 2019г., 2018, (том 1 л.д. 19-28, 30-31).

Также судом установлено, что согласно паспорту вместимость здания 130 человек, общая площадь здания 130,8 кв.м.

Принадлежность здания ответчику подтверждается указанием на принадлежность данной организации в паспорте здания – Омская дистанция гражданских сооружений НГС-Ч – 1 – сп Западно – Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Западно – Сибирского филиала ОАО «РЖД» (том 1 л.д. 51). На указанный объект недвижимости признано за ответчиком право собственности 23.03.2004 (том 1 л.д. 64), данные обстоятельства следует из общей площади помещений назначения здания и адреса расположения объекта.

Согласно техническому заключению по техническому обследованию здания склада (бомбоубежища №2/12-56 вагонного депо Омск-Сортировочный, выполненному ООО «СТРОЙТЕХЭКСПЕРТ», сооружению требуется реконструкция, поскольку в нем отсутствуют какие-либо инженерно-технические системы снабжения для автономной эксплуатации (т. 1 л.д. 65-67). Однако стоимость ремонтно-восстановительных работ превышает полное выведение из эксплуатации сооружения с последующим демонтажем в 20 раз. На основании этого даны рекомендации демонтировать сооружения ЗС ГО, не задействовавшегося в производственных целях по укрыванию сотрудников, в связи с тем, что сооружение находится в радиусе более 1000м от мест наибольшего сосредоточения сотрудников (укрываемых). Подвоз сотрудников (укрываемых) автотранспортом, по представленной информации, в сооружении отсутствует. Согласно проверочному расчету по определению защитных свойств несущих и ограждающих конструкций ЗС ГО от воздушной ударной силы, сделан вывод, что несущая способность стены убежища не обеспечена. Максимальный коэффициент использования конструкции равняется 1,02. В связи с этим, конструкции ЗС ГО утратили защитные свойства.

Согласно представленному паспорту убежища № 2/15-56 инвентарный номер 024012 убежище расположено по адресу: г<данные изъяты> постройки, организация, эксплуатирующая убежище: Локомотивное ремонтное депо Московка (том 1 л.д. 58), общая площадь здания 164,5 кв.м., вместимость 150 человек.

Исходя из актов № 6/21 от 20.04.2021, 19.04.2020, 06.12.2019, 25.05.2018 защитное сооружение ГО№2/15-56, расположенное по адресу: г<данные изъяты> длительное время не используется, не готово к приему укрываемых (т. 1 л.д. 9,18,29,32). Право собственности за ответчиком на данное здание зарегистрировано с 25.09.2012г. (том 2 л.д. 131).

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает на ненадлежащее состояние объектов ЗС ГО, не позволяющих их эксплуатацию по прямому назначению. Обстоятельства невозможности эксплуатации по прямому назначению не оспариваются ответчиком и подтверждаются фотоматериалом и иными доказательствами ( том 2 л.д. 73-102).

Ответчику неоднократно выдавались предписания (19.03.2021, 10.06.2020, 13.12.2018, 28.02.2018), согласно которым ответчик ОАО «РЖД» должен устранить нарушения, имеющиеся на спорных объектах (т. 1 л.д. 200, 201-202, 203-205, 206-207).

В качестве недостатков указано не проведение мероприятий по организации мероприятий по подготовке защитных сооружений гражданской обороны к готовности по приему укрываемых, а именно: не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых.

25.02.2021 ОАО «РЖД» выдано представление, из которого следует, что необходимо принять меры к устранению нарушений законодательства по объекту №2/12-56 вагонного депо Омск-Сортировочный (т. 1 л.д. 92-94). Аналогичное представление выдано и по объекту №2/15-56, расположенного в <данные изъяты> (л.д. 95-97).

В ответ ОАО «РЖД» указывает, что объект №2/15-56, расположенный в <данные изъяты>, не находится ни в собственности ОАО «РЖД», ни на балансе ОАО «РЖД» (т. 1 л.д. 99-101). На территории, где расположен объект отсутствуют структурны подразделения ОАО «РЖД», которым необходима и возможна передача указанного защитного сооружения для использования по прямому назначению. С 2004 года сооружение непригодно к использованию по назначению и неоднократно рекомендовано комиссий МЧС к снятию с учета и списанию в связи с непригодностью. ОАО «РЖД» длительное время проводит работу по снятию объекта с учета, как необоснованно поставленного на учет Западно-Сибирской дирекцией по ремонту тягового подвижного состава.

В ответ на представление по объекту №2/12-56 представлен протокол (т. 1 л.д. 103-104), из которого следует, что необходимо продолжать работу по исключению из реестра ЗС ГО и списания объекта с баланса дистанции. Также представлено заключение (т. 1 л.д. 105-114), согласно которому объекту не грозит опасность внезапного разрушения, но эксплуатироваться по прямому назначению, т.е. в качестве бомбоубежища, оно не может. Для восстановления первоначальных эксплуатационных качеств и дальнейшее безопасной и надежной эксплуатации сооружения необходимо выполнить следующие работы: восстановить герметичность и гидроизоляцию сооружения, для чего полностью убрать обваловку грунта, выполнить восстановительные работы по специально разработанному проекту и выполнить обваловку заново (проект восстановительных работ должен быть выполнен специализированной организацией, имеющей соответствующий допуск СРО); оголенную арматуру стен, покрытия и перемычек очистить от коррозии и обработать антикоррозионными составами; восстановить защитные слои бетона стен, покрытия и перемычек; зачеканить трещины в наружных стенах; восстановить перегородки; восстановить все инженерные коммуникации и оборудование (вентиляция, электрические сети, канализация, водопровод и т.п.); восстановить двери; восстановить покрытие входной группы; произвести мероприятия по отводу угарного газа после пожара; выполнить ремонт внутренней отделки. При соответствующем экономическом обосновании сооружение может быть демонтировано и, при необходимости, выполнено новое по специальной разработанному проекту.

Ответчик, в свою очередь, предпринимал попытки обжаловать предписания. Так, ОАО «РЖД» обращался в суд с иском к ГУ МЧС России по Омской области о признании недействительным и отмене предписания №8 от 13.12.2018 в части пункта 23, в котором указано на нарушение ОАО «РЖД» требований установленных п. 1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 №28-ФЗ, п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 1.8 правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 16.4 положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, которое выразилось в не проведении мероприятий по подготовке ЗС ГО к готовности по приему укрываемых – не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых. Решением суда отказано в удовлетворении требований (т. 1 л.д. 68-72), которое оставлено без изменения вышестоящими инстанциями (т. 1 л.д. 73-83, 84-91). Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что ОАО «РЖД» является лицом, эксплуатирующим объекты ЗС ГО, и обязанным содержать таковые в надлежащем состоянии.

При этом, ответчик ОАО «РЖД» неоднократно привлекался к административной ответственности за невыполнение специальных условий использования и содержания средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, в том числе по спорным объектам (т. 1 л.д. 208,209-211, 212-214).

Ответчик на протяжении длительного времени предпринимает попытки к снятию объекта №2/12-56 с учета. Так, 26.04.2022 ОАО «РЖД» направили документы на снятие объекта гражданской обороны №2/12-56 с учета (т. 2 л.д. 18-19), документы приняты ГУ МЧС России по Омской области, направлены в МЧС России (т. 2 л.д. 20). При этом, из заключения ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) от 2016, 2021 и от 2021, 2022 годов следует, что представленные материалы не имеют достаточного обоснования для снятия с учета защитного сооружения ГО по причине утраты защитных свойств и ограждающих и несущих конструкций, рекомендован отказ в согласовании акта о снятии объекта №2/12-56 с учета (т. 2 л.д. 105-110, 111- 119, то м 2 л.д. 105-110). На момент рассмотрения дела вопрос МЧС России по существу не разрешен (том 3 л.д. 185).

Ответчик также обращался к органам власти. Из ответов Администрации г. Омска, Министерства региональной безопасности Омской области следует, что потребность в ЗС ГО №2/12-56 отсутствует (т. 3 л.д. 163-164).

Представитель ОАО «РЖД» указывает, что ведутся работы по реконструкции объекта №2/15-56. Так, в материалы дела представлен договор между ОАО «РЖД» и АО «Росжелдорпроект» от 09.03.2023, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «ЗС ГО №01173 ст. Московка» (т. 3 л.д. 165-174). Дополнительным соглашением от 19.09.2023 срок выполнения работ продлен до 16.10.2023 (т. 3 л.д. 175). Сведений об исполнении указанного договора, материалы дела не содержат.

В связи с наличием разногласий о возможности (технической, экономической целесообразностью) приведения объекта ЗС ГО 2-12-56 в удовлетворительное состояние, судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Согласно выводам судебной экспертизы (т. 3 л.д. 7-144) процент износа строительных конструкций ЗС ГО №2/12-56 составляет: фундамент – 25%, наружные стены – 25 %, перегородки – 65 %, покрытие (перекрытие) – 10 %, полы – 25 %, балки – 15 %, лестницы – 0 %.

При ответе на второй вопрос эксперты указывают, что сводный анализ результатов обследования здания выполнен на основе результатов визуально-измерительного контроля, включавшего визуальный осмотр, обмерные работы, фотофиксацию, выявление дефектов и повреждений строительных конструкций здания, результатов инструментального обследования, анализа технической документации, архитектурных и конструктивных решений, анализа воздействия нагрузок и условий эксплуатации строительных конструкций здания. По результатам инструментального обследования установлено, что прочностные характеристики материалов, примененных в строительных конструкциях здания, удовлетворяют требованиям норм проектирования для данных типов конструкций. Дефектов и повреждений строительных конструкций, связанных с изменениями постоянных и временных нагрузок, не выявлено. Система электроснабжения отсутствует. Дефектов и повреждений, критично влияющих на несущую способность строительных конструкций, связанных с воздействием внутреннего микроклимата помещений здания не выявлено. Выявлены повреждения строительных конструкций, связанные с воздействием внешней окружающей среды. Аварийных несущих строительных конструкций здания, свидетельствующих об исчерпании ими несущей способности и об опасности обрушения, не выявлено. Критичных дефектов и повреждений несущих строительных конструкций здания, возникших в результате отклонений от принятых конструктивных проектных решений, не выявлено. Зафиксированная картина дефектов и повреждений для различных типов строительных конструкций позволяет выявить причины их происхождения и может быть достаточной для оценки технического состояния конструкций. Основными причинами выявленных отклонений строительных конструкций здания от нормативного технического состояния являются отсутствие своевременного ремонта, некачественное на отдельных участках выполнение строительно-монтажных работ, незавершение строительно-монтажных работ.

Также эксперты указали, что произвести ремонтно-восстановительные работы несущих строительных конструкций без демонтажа, а также без разрушения основания (пола и фундаменты), возможно, однако необходимо произвести комплекс мероприятий по устранению дефектов конструкции пола и фундамента.

При ответе на четвертый вопрос эксперт указал, что при ремонтно-восстановительных работах ЗС ГО №2/12-56, при соответствующих проектных решениях, несущие конструкции сооружения могут быть восстановлены полностью. Процент восстановления строительных несущих конструкций: фундамент – 25%, наружные стены – 25 %, перегородки – 65 %, покрытие (перекрытие) – 10 %, полы – 25 %, балки – 15 %, лестницы – 0 %.

Также эксперт указывает, что ориентировочная стоимость работ по восстановлению данного объекта по состоянию на третий квартал 2023 года составляет – 29 014 753 руб. 48 коп. Точная стоимость работ может быть определена только после разработки проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО, в зависимости от требований технического задания на проектирование, выбранного оборудования, материалов и т.п.

Аналогичные пояснения эксперт дал в судебном заседании.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, исходил из того, что спорные объекты в настоящее время находятся на балансе ответчика ОАО «РЖД» и в его эксплуатации, однако данные объекты ЗС ГО находятся в неработоспособном состоянии, в случае возникновения чрезвычайной ситуации граждане не смогут воспользоваться указанными объектами гражданской обороны по их прямому назначению, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора (за исключением требований о проведении реконструкции), установив срок для устранения ответчиком выявленных нарушений – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая его достаточным и целесообразным.

При этом судом изучены и признаны несостоятельными доводы стороны ответчика, который полагал, что в г. Омке имеется достаточное количество ЗС ГО для обеспечения защиты граждан, в том числе представление сведений о работоспособности ЗС ГО № 2-12/56 (том 2 л.д. 132), поскольку вопрос снятия ЗС ГО с учета относятся к компетенции МЧС РФ, данный вопрос до настоящего времени не разрешен, следовательно, в силу вышеприведенных требований закона ответчик как организация, эксплуатирующая объект ЗС ГО, находящийся на его балансе и в собственности, обязан проводить мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов гражданской обороны, принимать меры к поддержанию их в состоянии полной готовности к использованию, вести учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В связи с изложенным не состоятелен, по мнению суда, и довод возражений ответчика о том, что не подлежи удовлетворению требование в части ЗС ГО 2-12/56 в связи с подачей заявления на снятие с учета.

Также судом проверен и отклонен довод ответчика о том, что им длительное время предпринимаются попытки снять объект №2/12-56, поскольку эти попытки не привели к результату в течение длительного времени (более 3 лет)

    Также признаны несостоятельными доводы ответчика о том, что отсутствует обязанность у него как у организации по оборудованию ЗС ГО комплектами врача, фельдшера, поскольку Правила прямо указывают, что комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети в период приведения ЗС ГО в готовность объектов, в то время как на момент рассмотрения иска такой режим не объявлен, прокурором заявлены требования об оснащении объектов ЗС ГО для приведения в надлежащее состояние в период использования в мирное время, т.е. иск в данной части заявлен к надлежащему ответчику.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, верном применении норм материального и процессуального права.

Материалами дела объективно подтверждено, что помещение ЗС ГО № 2/12-56 по адресу: <данные изъяты>, не соответствует предъявляемым к нему требованиям и не готово к его использованию, а необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны, и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что потребность в указанном защитном сооружении отсутствует, не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку данный факт не освобождает от обязанности содержать защитное сооружение в соответствии с требованиями действующего законодательства, норм, правил и требований.

Указание в жалобе на то, что ОАО «РЖД» в установленном порядке проводит предусмотренную законом процедуру по снятию невостребованного защитного сооружения гражданской обороны с учета, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку решение по данному факту не принято, следовательно, существуют основания для возложения соответствующих обязанностей на ответчика.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, были предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки обстоятельств дела у судебной коллегии не имеется.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что факт несоблюдения требований законодательства в области гражданской обороны в отношении спорного ЗС ГО подтвержден материалами дела, доказательств обратного не представлено.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при принятии решения подробно проанализированы все представленные сторонами доказательства по делу, которые получили надлежащую правовую, всестороннюю и полную оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Выводы суда являются мотивированными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

                                               О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-5184/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Омский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
ГУ МЧС России по Омской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
03.05.2024Передача дела судье
30.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Передано в экспедицию
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее