Дело № 2а-2336/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2017 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
с участием:
представителя административного ответчика Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности Мусаелян А.А.,
представителя заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности Волочкина В.С.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатикова С. А. к Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании отказа должностного лица органа местного самоуправления от 07.07.2017года № 335 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Игнатиков С.А. обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области и просил признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области в лице Главы сельского поселения от 07.07.2017года № 335 в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на плане, обязать согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельных участков, расположенных в <адрес>, на плане.
Требования административного иска мотивированы тем, что 08.06.2017года Игнатиков С.А. обратился в администрацию сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, площадью <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по <адрес>. К данным заявлениям были приложены схемы расположения земельных участков. Письмом от 07.07.2017года № 335 администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области за подписью главы сельского поселения, было отказано в предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков со ссылкой на то, что проектом генерального плана сельского поселения Васильевское данные земельные участки не предусмотрены для предоставления под индивидуальное жилищное строительство и ведения личного подсобного хозяйства, поскольку расположены внутри деревни и являются территорией общего пользования. 10.07.2017года Игнатиков С.А. обратился в администрацию сельского поселения Васильевское с заявлением об уточнении причин отказа, но на момент подачи настоящего иска, заявление оставлено без ответа, в связи с чем, административный истец полагает, что нарушен срок рассмотрения названного выше заявления. Административный истец, ссылаясь на положения статей 39,15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации полагает оспариваемый отказ от 07.07.2017года незаконным и необоснованным, поскольку на схемах, которые были приложены к заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельного участка, видно, что испрашиваемые земельные участки находятся вне территории общего пользования; на плане кадастрового квартала <номер> также видно, что имеется свободная земля не очерченная границами, в отношении которой и были сформированы схемы и поданы заявления; на испрашиваемых земельных участках отсутствуют здания, строения, сооружения. Необоснованный отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных ст. 39.18 ЗК РФ, для осуществления жилищного строительства.
Административный истец Игнатиков С.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности Мусаелян А.А., в судебном заседании требования иска не признала, пояснив, что в данном случае администрация сельского поселения Васильевское должна была перенаправить заявление Игнатикова С.А. в администрацию Серпуховского муниципального района, а не давать ответ по существу. Полагала несостоятельными ссылки административного иска о том, что административным ответчиком нарушен срок рассмотрения заявления Игнатикова С.А. от 10.07.2017года, поскольку в установленный законом срок ответ заявителю был дан, в котором сообщалось, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду осуществляется Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности Волочкин В.С., в судебном заседании полагал, что требование истца о признании незаконным отказа администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области в предварительном согласовании земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории является обоснованным, а требование об обязании администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области об обязании устранить допущенное нарушение, путем согласования предоставления земельного участка, утверждения схемы расположения земельных участков на плате территории, - не подлежат удовлетворению, так как признание отказа администрации сельского поселения Васильевское не влечет восстановление прав истца в виду отсутствия у сельского поселения полномочий по принятию решения о предоставлении земельного участка и утверждении схемы его расположения. В материалы дела представлен письменный отзыв на иск (л.д.105-108).
Поскольку неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного административного истца, не заявившего ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью его присутствия по уважительным причинам, не препятствует рассмотрению дела, постольку, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Игнатикова С.А..
Выслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные участниками процесса в материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Игнатикова С.А. по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации решения и действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Одним из принципов земельного законодательства, сформулированного в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Виды земель, относимых в целях разграничения государственной собственности к собственности Российской Федерации (федеральной собственности), собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований (муниципальной собственности), приведены в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ).
В частности, к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Московской области от 25.11.2015 года № 191-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» (далее - Закон МО от 25.11.2015 № 191-03) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по: распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Законом Московской области от 24.07.2014 №106/2014-03 предусмотрено, что с 01.01.2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов с 01.01.2015 года наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как усматривается из материалов дела, 08 июня 2017 года Игнатиков С.А. обратился в администрацию сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, площадью <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по <адрес>. К данным заявлениям были приложены схемы расположения земельных участков (л.д.9-14, 88-90,91-92).
Письмом от 07.07.2017года № 335 администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области за подписью главы сельского поселения, Игнатикову С.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков со ссылкой на то, что проектом генерального плана сельского поселения Васильевское данные земельные участки не предусмотрены для предоставления под индивидуальное жилищное строительство и ведения личного подсобного хозяйства, поскольку расположены внутри деревни и являются территорией общего пользования (л.д.15,93-94).
10.07.2017года Игнатиков С.А. обратился в администрацию сельского поселения Васильевское с заявлением об уточнении причин отказа (л.д.17-19), на которое 17.08.2017года заявителю было сообщено письмом № 417 о том, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду осуществляется Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.86).
В материалы дела представителем административного ответчика и представителем заинтересованного лица представлены: копия Устава сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.36-76); копия постановления администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области № 23 от 19.09.2014года о вступлении в должность Главы сельского поселения Бахмата П.Г. (л.д.77); решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области № 7/39 от 26.01.2017года, № 3/40 от 28.02.2017года о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области (л.д.95-99, 100-102); Устав Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.109-168).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Игнатиков С.А. не согласен с решением должностного лица администрации сельского поселения Васильевское от 07.07.2017года № 335 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что 17.08.2017года в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области поступило аналогичное заявление Игнатикова С.А. от 11.08.2017года, то есть после дня проведения подготовки по настоящему делу о предварительном согласовании предоставления земельных участков (л.д.173-174).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что администрация сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района в лице главы сельского поселения не могла разрешать заявления Игнатикова С.А. от 08.06.2017года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, поскольку Администрация Серпуховского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области» и образование, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, в отношении которых государственная собственность не разграничена, производится органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района, а не сельского поселения.
Таким образом, административный ответчик не является органом по разрешению вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в отношении которых государственная собственность не разграничена.
Само по себе нарушение должностным лицом закона без установления значимого обстоятельства - нарушения прав лица, обратившегося в суд, не влечет в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворения требований о признании оспариваемого отказа незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из того, что нарушений прав административного истца не установлено.
Кроме того, суд принимает во внимание, что из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Поскольку административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав оспариваемым отказом, факт нарушения которых он обязан доказать в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации и наличие которого является обязательным условием для удовлетворения требований административного иска, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Как указано выше, 17.08.2017года в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области поступило заявление Игнатикова С.А. от 11.08.2017года о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по указанным выше адресам, то есть права, которые, по мнению заявителя, были нарушены, восстановлены путем реализации права на обращение с заявлениями в орган, уполномоченный разрешать вопросы о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в отношении которых государственная собственность не разграничена.
При таком положении оспаривание отказа должностного лица не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права Игнатикова С.А..
При таких обстоятельствах, необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Доказательств того, что в результате оспариваемых действий нарушены права административного истца, не представлено.
Доводы иска о том, что административным ответчиком нарушен срок рассмотрения заявления Игнатикова С.А. от 10.07.2017года, не может быть принят судом во внимание, поскольку предметом обжалования действия администрации сельского поселения Васильевское по настоящему спору не являются. Иных требований административным истцом в рамках данного административного дела не заявлялось.
Руководствуясь ст.ст.174-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Игнатикова С. А. к Администрации сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании отказа должностного лица органа местного самоуправления от 07.07.2017года № 335 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на плане, обязании согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельных участков, расположенных в <адрес>, на плане, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2017года.