Судья Линчевская М.Г. |
№ 33-393-2023 УИД 51RS0001-01-2022-003495-22 Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 февраля 2023 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
8 февраля 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Морозовой И.Ю. |
судей |
Муравьевой Е.А. |
Сазановой Н.Н. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4449/2022 по иску Савловой Ю. С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за нарушение срока выплаты
по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы Савловой Ю.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Савлова Ю.С. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску (далее – ИФНС России по г. Мурманску) о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за нарушение срока выплаты.
В обоснование заявленных требований указано, что Савлова Ю.С. в период с 16 февраля 2017 г. замещала различные должности государственной гражданской службы в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, последняя занимаемая должность с 10 сентября 2018 г. - *** * ИФНС России по г. Мурманску.
В 2021 году истцу был предоставлен оплачиваемый отпуск на период с 12 июля 2021 г. по 5 августа 2021 г. в количестве 25 дней, за который начислены отпускные в сумме 44 341 рубль, рассчитанные из дневного содержания в размере 1773 рубля 64 копейки.
Также истцу был предоставлен отпуск с 4 апреля 2022 г. по 22 апреля 2022 г. в количестве 19 дней с выплатой отпускных из расчета дневного содержания в размере 1836 рублей 58 копеек.
Между тем при расчете отпускных ответчиком не учтено получаемое истцом материальное стимулирование и единовременные поощрения, в связи с чем выплаченные истцу суммы подлежат перерасчету.
Просила взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания в сумме 34 087 рублей 50 копеек за период с 12 июля 2021 г. по 5 августа 2021 г., компенсацию за задержку выплаты отпускных в размере 7707 рублей 75 копеек, рассчитанную на 31 мая 2022 г., задолженность по выплате денежного содержания за период с 4 апреля 2022 г. по 22 апреля 2022 г. в сумме 33 418 рублей 25 копеек, компенсацию за задержку выплаты отпускных в размере 2644 рубля 50 копеек, рассчитанную на 31 мая 2022 г., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 1 июня 2022 г. по день фактического расчета.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ответчика ИФНС России по г. Мурманску на Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее – УФНС по Мурманской области) в связи с реорганизацией.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Савловой Ю.С. удовлетворены частично: с УФНС по Мурманской области в пользу Савловой Ю.С. взыскана задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в отпуске в сумме 58 854 рубля 21 копейка, проценты за несвоевременную выплату в сумме 13 334 рубля 69 копеек, компенсация морального вреда 5000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель УФНС России по Мурманской области – Савченко О.Ю., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отнесении средств материального стимулирования к иным дополнительным выплатам, предусмотренным статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации».
Утверждает, что статья 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации», а также Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 предусматривают исчерпывающий перечень дополнительных выплат в составе денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания, к которым материальное стимулирование, не относится.
Анализируя положения частей 5, 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктов 5, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, приводит довод о том, что средства материального стимулирования выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда гражданских служащих и не входят в состав денежного содержания гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Отмечает, что письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7» носит информационно-разъяснительный характер, в нем выражается позиция Министерства по конкретным вопросам на конкретный период, письмо не является нормативно-правовым актом, не содержит норму права, необходимую при разрешении настоящего спора. Полагает, что названным письмом Минфин России скорректировал по временному периоду позицию по конкретному вопросу, при этом указания на то, что обозначенный в письме системный подход распространяется на последующие периоды, письмо не содержит.
Обращает внимание, что природа средств материального стимулирования отлична от премий, поскольку первые не являются фиксированной гарантированной выплатой, устанавливаются каждый год постановлением Правительства Российской Федерации и ежеквартально приказами ФНС России с доведенным механизмом распределения средств, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей, в связи с чем, не входят в состав денежного содержания, предусмотренного пунктами 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, и не учитываются при расчете выплат к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Приводит довод о необоснованном взыскании в пользу истца процентов за задержку выплат, полагая, что ответственность работодателя, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает при нарушении срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы и иных выплат. При этом указанной нормой не регулируются вопросы материальной ответственности работодателя на стадии исполнения решения суда.
Выражая несогласие со взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, указывает, что ответчик при начислении выплат руководствовался нормами Федерального закона № 79-ФЗ и Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также локальными нормативными актами, что исключает виновные действия Управления.
Следовательно, при отсутствии вины ответчика и документального подтверждения физических и нравственных страданий истца, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Кроме того, считает, что судом первой инстанции не приведены мотивы и обоснования определенной ко взысканию суммы компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика УФНС России по Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее по тексту - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных вышеприведенным Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что Савлова Ю.С. в период с 16 февраля 2017 г. состояла в трудовых отношениях с ИФНС России по г. Мурманску (правопредшественник УФНС по Мурманской области).
Согласно служебному контракту от 24 марта 2017 г. № 1623 с учетом дополнительного соглашения от 10 сентября 2018 г. проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации в должности *** * ИФНС России по Мурманску.
Как следует из служебного контракта от 16 февраля 2017 г. № 1609 с учетом дополнительного соглашения от 20 февраля 2017 г. № 1, а также служебного контракта от 24 марта 2017 г. № 1623 с учетом дополнительных соглашений № 1 от 29 сентября 2017 г., от 10 сентября 2018 г., заключенного с Савловой Ю.С., денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, иных надбавок: районный коэффициент к заработной плате, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
Согласно выписке из приказа ИФНС России по г. Мурманску о предоставлении отпусков работникам № 15-08/176 от 5 июля 2021 г., Савловой Ю.С. был предоставлен оплачиваемый отпуск в количестве 25 дней, в период с 12 июля 2021 г. по 5 августа 2021 г. на которые начислены отпускные 44 341 рубль.
Кроме того, как следует из выписки из приказа ИФНС России по г. Мурманску о предоставлении отпусков работникам № 15-08/083 от 22 марта 2022 г., Савловой Ю.С. был предоставлен оплачиваемый отпуск в количестве 19 дней, в период с 4 апреля 2022 г. по 22 апреля 2022 г. на которые начислены отпускные 34 895 рублей.
При этом в расчет отпускных не включены средства материального стимулирования, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования подлежали учету при расчете отпускных, подлежащих выплате истцу.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете опускных, сделанным с учетом исследования и правовой оценки всех юридически значимых обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Также суд в данном случае правильно учел разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Указанное постановление Правительства № 238-7 принято в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году.
Учитывая, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, на Министерство финансов как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правомерно при разрешении данного спора учитывал содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.
При этом выплаченное истцу материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, чем выплаты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика процентов за задержку выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсации за задержку выплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске удовлетворению не подлежат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции обосновано взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда.
Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По настоящему делу суд первой инстанции, установив факт нарушений трудовых прав истца в части несвоевременной и не в полном объеме выплаты заработной платы, правильно исходил из того, что нормы действующего трудового законодательства предусматривают необходимость возмещения морального вреда, причиненного работнику любым нарушением его прав работодателем, и с учетом фактических обстоятельств дела и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав, пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, что соответствует объему и характеру, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требованиям разумности и справедливости.
Оснований для измерения решения суда в части взысканного судом размера компенсации морального вреда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 октября 2022 г. отменить в части взыскания с Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области в пользу Савловой Ю. С. процентов за несвоевременную выплату в размере 13 334 рубля 69 копеек.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Савловой Ю. С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Мурманской области о взыскании процентов за несвоевременную выплату, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Судьи |