Решение по делу № 2-70/2021 от 08.02.2021

Дело № 2-70/2021

УИД № 43RS0031-01-2021-000061-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 г.                         п.Подосиновец

Подосиновский районный суд Кировской области в составе судьи Доника О.М., при секретаре Вязьминовой Т.Г., с участием истца Суслиной М.П., ее представителя Молчанова А.С., представителя ответчика ООО «Система» Чулкиной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суслиной М.П. к ООО «Система» об обязании принять прибор учета, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Суслина М.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском ООО «Система», указывая, что она установила в своей квартире по адресу: <адрес>, прибор учета тепла, приемку которого ответчик не осуществляет, доработанный проект узла учета тепловой энергии не согласовывает, в результате чего ей причинен материальный ущерб и моральный вред. Суслина М.П., с учетом уточнений исковых требований, просит обязать ООО «Система» принять прибор учета тепла, взыскать материальный ущерб, выразившийся в возврате излишне начисленной плате за отопление и оказании услуги ненадлежащего качества за период с сентября по декабрь 2020 в размере 5 566,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 57 000 руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сособственник квартиры Суслин С.В.

В судебном заседании истец Суслина М.П. уточненные исковые требования поддержала, суду объяснила, что в ООО «Система» она получила технические условия на установку узла учета прибора тепла, после чего сделала рабочий проект, который ДД.ММ.ГГГГ представила для согласования ответчику. Поскольку ответчик в установленный срок рабочий проект не согласовал, ДД.ММ.ГГГГ она самостоятельно установила теплосчетчик «<данные изъяты>» и обратилась к ответчику с заявлениями, в которых просила разъяснить причины несогласования рабочего проекта и принять в эксплуатацию теплосчетчик. С января 2021 стала производить оплату услугу за теплоснабжение по показаниям счетчика, которые указывала в платежных квитанциях. Также пояснила, что доработанный проект узла учета тепла непосредственно она ответчику не представляла, об установке теплосчетчика ответчика предварительно не уведомляла, с заявлениями о предоставлении услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества не обращалась. Полагает, что в силу п. 39 (1) Правил от 18.11.2013 № 1034 разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.

Представитель истца Молчанов А.С. в судебном заседании позицию Суслиной М.П. поддержал, дав аналогичные объяснения.

Представитель ответчика ООО «Система» Чулкина О.Г. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ООО «Система» выдало истцу технические условия на установку прибора тепловой энергии, на основании которых последняя разработала рабочий проект и представила его ДД.ММ.ГГГГ для согласования. ДД.ММ.ГГГГ Суслиной М.П. был выдан ответ о несогласовании проекта, ДД.ММ.ГГГГ направлено повторное пояснение с замечаниями по проекту. В последующем ни от Суслиной М.П., ни от проектировщика проекта доработанный рабочий проект не поступал, и Суслина М.П. самостоятельно установила прибор учета тепла в квартире. Указывает, что Суслиной М.П. начисление платы за коммунальную услугу производилось по нормативам и тарифам, установленным для ООО «Система», оплата же производилась истцом по показаниям прибора учета, не принятым в эксплуатацию, с заявлениями о предоставлении услуг ненадлежащего качества истец не обращалась, оснований для компенсации морального и материального вреда при наличии задолженности истца по коммунальным платежам, а также отсутствии незаконных действий ответчика, причинной связи и вины между действиями ФИО1. и нарушением неимущественных прав Суслиной М.П. не имеется.

Третье лицо Суслин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В силу ч. 6 ст. 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого узла учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 3 Правил № 1034 под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

В соответствии с пунктом 17 данных Правил организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) проверку, ремонт и замену приборов учета.

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (п.49 Правил).

Согласно п. 39 Правил проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании: а) технических условий; б) требований настоящих Правил и методики; в) технической документации на применяемые средства измерений.

Требования к содержанию проекта узла учета определены в п. 44 Правил № 1034.

Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным (пункты 50, 51 Правил).

Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию (п.61 Правил).

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией. Комиссия создается владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункты 61, 63, 64, 65 Правил).

В соответствии с п. 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Также согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В заявке указывается следующая информация: предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Суслина М.П. и Суслин С.В. являются сособственниками квартиры, расположенной в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

ООО «Система» является организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса в виде тепловой энергии для данного объекта недвижимости. Основными видами деятельности ООО «Система» являются осуществление производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и ее распределение. Постановлением администрации Демьяновского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчику присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности системы теплоснабжения котельной .

Жилой дом по адресу: <адрес>, общедомовым прибором учета тепла не оборудован.

Из объяснений Суслиной М.П. следует, что на основании полученных в ООО «Система» ДД.ММ.ГГГГ технических условий на установку узла учета тепловой энергии в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ООО «Система» для согласования рабочего проекта установки узла учета теплоэнергии выполненным ООО «<данные изъяты>».

Письмом от 22.12.2020, которое получено истцом 24.12.2020, ответчик уведомил о несогласовании проекта установки узла учета теплоэнергии как выполненного с нарушениями Правил коммерческого учета тепловой энергии и выданных технических условий.

ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно установила в квартире прибор учета тепла - теплосчетчик «Карат компакт 2/223» и ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила разъяснить причины несогласования проекта.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Система» в своем письме указало Суслиной М.П. о несоответствии рабочего проекта техническим условиям , в частности, пункту 4 – прибор учета, указанный в проекте, не обеспечивает регистрацию и учет полученному по подающему трубопроводу и возвращенному по обратному трубопроводу объему теплоносителя (п.95 Правил № 1034); пункту 14 - отсутствует акт разграничения балансовой принадлежности (п.44а Правил), пункту 6 - в проекте отсутствует схема заземления прибора учета (п.44д Правил № 1034), нет схемы пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета (п.71 Правил № 1034), указано, что мероприятия по установке узла учета могут быть осуществлены в летний период.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ Суслина М.П. обратилась в ООО «Система» с заявлением о принятии установленного теплосчетчика и составлении акта, указав снятые показания прибора учета за январь 2021 г.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на данное заявление Суслиной М.П. ответчик уведомил об отсутствии согласованного с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией рабочего проекта узла учета, который не соответствует выданным техническим условиям , и счетчик в эксплуатацию не введен, показания теплосчётчика в эксплуатацию приниматься не будут.

С января 2021 истец производит оплату за услугу по теплоснабжению, исходя из показаний установленного прибора учета тепловой энергии.

В судебном заседании установлено, что Суслина М.П. доработанный рабочий проект узла учета тепловой энергии в теплоснабжающую организацию ООО «Система» не представляла, будучи извещенной о несогласовании рабочего проекта узла учета, на 15 рабочий день с момента первичного представления для согласования рабочего проекта и в отсутствие акта о границе балансовой принадлежности самостоятельно выполнила работы по установке счетчика тепловой энергии в квартире, смонтированный узел учета тепла опытную эксплуатацию не прошел, необходимую документацию для ввода узла учета в эксплуатацию с заявкой о предлагаемой дате и времени ввода заблаговременно в теплоснабжающую организацию не подавала.

Поскольку представленные документы и установленные обстоятельства не свидетельствуют о соблюдении истцом требований вышеназванных норм при установке прибора учета тепловой энергии в квартире, оснований для признания узла учета тепла введенным в эксплуатацию и возложения на ответчика обязанности по принятию прибора учета тепла не имеется.

Вопреки доводам Суслиной М.П. о том, что разработка рабочего проекта узла учета и его согласование в силу п.39 (1) Правил 1034 и исходя из имеющейся максимальной тепловой нагрузки на объекте, составляющей менее чем две десятых гигакалории в час, не требуется, представленные паспорт на теплосчетчик «Карат-Компакт 2-223» и рабочий проект узла учета сведений о максимальной тепловой нагрузке для узла учета тепла, установленного истцом, не содержат, расчет максимальной тепловой нагрузки не предоставлен.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.5 44 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч.2 ст.157 ЖК РФ).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37 Правил № 354).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п.38).

Согласно п. 42 Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.10.2020 N 32/61-тэ-2020 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Система», был установлен экономически обоснованный тариф, который с 20 октября по 31 декабря 2020 года составлял 2 893,1 руб. /Гкал.

Решением Демьяновской поселковой Думы от 05.11.2020 № 43/168 установлен стандарт стоимости коммунальной услуги теплоснабжения для ООО «Система» в период с 15.09.2020 по 31.12.2020 в размере 2 213,43 руб. (тариф для населения), который ответчиком применялся при расчете платы за коммунальный услугу с сентября 2021 по декабрь 2020 г.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, размер платы за коммунальную услугу по отоплению истцом правильно определен по формуле 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и действовавшего в спорный период тарифа на тепловую энергию.

Тариф стоимости коммунальной услуги в размере 2 128,29 руб., на который ссылается истец в своем расчете, был утвержден решением Демьяновской поселковой Думы от 21.01.2020 № 34/139 за коммунальную услугу по теплоснабжению для теплоснабжающей организации - ООО «Тепловик» на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 г., соответственно не мог применяться ответчиком для начисления платы за предоставленную коммунальную услугу.

Согласно выписке из лицевого счета Суслиной М.П. начислена плата за отопление по утвержденным тарифам и нормативам за период с сентября по декабрь 2020 г. в общем размере 26 718,16 руб., за период с сентября 2020 и январь 2021 г. истцом оплачена сумма 24 017,42 руб.

Согласно расчету истца подлежал оплате коммунальный ресурс за период с сентября по декабрь 2020 г. в размере 24 620,71 руб.

В судебном заседании факт оказания услуг ООО «Система» по теплоснабжению ненадлежащего качества достоверными и допустимыми доказательствами истцом не подтвержден.

Поскольку факт переплаты истцом ответчику суммы за оказанную коммунальную услугу по отоплению в период с сентября по декабрь 2020 г., равно как и факт оказания услуг ненадлежащего качества не установлены, требования Суслиной М.П. о взыскании материального ущерба в сумме 5 566,34 руб. не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п.2 ст.1099 ГК РФ).

Учитывая, что факт причинения действиями ответчика нарушений нематериальных благ (здоровью), а также имущественных прав ответчика как потребителя в судебном заседании не нашел своего подтверждения, следовательно, оснований для компенсации морального вреда Суслиной М.П. не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования Суслиной М.П. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Суслиной М.П. к ООО «Система» об обязании принять прибор учета, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Подосиновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.М.Доника

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-70/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Суслина Мария Платоновна
Ответчики
ООО "Система" в лице Шорохова А.М.
Другие
Суслин Сергей Викторович
Суд
Подосиновский районный суд Кировской области
Судья
Доника О.М.
Дело на сайте суда
podosinovsky.kir.sudrf.ru
08.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2021Предварительное судебное заседание
07.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее