УИД№21RS0025—01-2019-001067-43 Судья Михайлова А.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ23 октября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Юркиной И.В.,
судей Арслановой Е.А., Степановой Э.А.,
при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Лапина Алексея Валерьевича к начальнику Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» о признании постановления от 13 февраля 2019 года незаконным, поступившее по апелляционной жалобе Лапина А.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лапин А.В. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике -Чувашии» (далее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР), в котором просил признать незаконным постановление от 13 февраля 2019 года о наложении дисциплинарного взыскания в форме выговора за нарушение режима отбывания наказания. В обоснование иска он указал, что осужден приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09.07.2018 по ч.4 ст. 159, ч.3 и ч. 5 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 8 лет 6 мес. с отбыванием наказания в ИК общего режима. В период с 9 июля 2018 года по 8 марта 2019 года он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР, начальником которого 13 февраля 2019 года в отношении него вынесено постановление о применении меры взыскания в виде выговора. Копия постановления ему не вручена. Считает, что принятое постановление не соответствует закону, поскольку указанный в постановлении нормативный акт- приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», отменен. В настоящее время действует приказ №295 от 16.12.2016 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Положения Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на него не распространяются, так как он является «осужденным», а не «подозреваемым» либо «обвиняемым». К нему также не могли быть применены положения приказа Минюста РФ от 18.10.2005 №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС», а должен был быть применен приказ №295 от 16.12.2016 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Кроме того, полагает, что в его действиях отсутствовали признаки самого дисциплинарного проступка, поскольку не он, а А.А., который неадекватно отреагировал на его замечание о необходимости поддержания чистоты в камере, попытался спровоцировать драку. Полагает, что действия начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР Георгиева А.В. при вынесении обжалуемого постановления являются местью за его привлечение к дисциплинарной ответственности в виде выговора объявленного руководителем УФСИН ЧР по результатам представления прокуратуры за отказ в допуске к нему защитника.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 6 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Лапина А.В. к начальнику Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» Георгиеву А.В., Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» о признании постановления от 13 февраля 2019 года о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, отказано.
В апелляционной жалобе Лапин А.В., не согласившийся с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Также как в иске, им вновь указывается на неправомерность применения к нему положений нормативных актов, подлежащих применению к подозреваемым и обвиняемым, в то время как он является осужденным. Указано на то, что в постановлении не раскрыто в чем именно содержалось законное требование администрации исправительного учреждения, которое он не выполнил. Указывает на то, что конфликтную ситуацию с А.А. создал сам А.А., что видно из видеосъемки, и также подтверждается тем, что в отношении А.А. вынесено аналогичное постановление.
В соответствии с ч.6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав с применением видеоконференцсвязи объяснения административного истца Лапина А.В., поддержавшего доводы своей жалобы, представителей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР Гартман Л.Е. и Жукова И.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары от 09 июля 2018 года Лапин А.В. осужден по ч.4 ст. 159, ч. 3 ст. 69, ч. 5 с. 69 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В период с 9 июля 2018 года по 8 марта 2019 года он отбывал наказание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чувашии.
4 февраля 2019 года в 8 часов 45 минут в камере №13 по средствам видеонаблюдения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР зафиксирован конфликт между заключенными Лапиным А.В. и А.А.., в ходе которого они совершили в отношении друг друга действия, угрожающие жизни и здоровью. На требования представителя администрации прекратить противоправные действия не реагировали.
Приказом начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР от 13 февраля 2019 года № 468 за нарушение режима содержания, выразившегося в нарушении 4 февраля 2019 года Правил внутреннего распорядка следственного изолятора уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, на заключенного под стражу Лапина А.В. наложено дисциплинарное взыскание в форме объявления выговора.
13 февраля 2019 года для объявления и ознакомления с дисциплинарным взысканием в форме выговора Лапин А.В. был лично выведен на дисциплинарную комиссию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР, и собственноручно подписался об объявлении ему оспариваемого постановления.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения Лапиным А.В. установленного порядка отбывания наказания подтвержден, взыскание за нарушение установленного порядка содержания под стражей наложено уполномоченным лицом, с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения Лапина А.В., порядок и процедура применения взыскания соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3). Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 4 Правил лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Согласно п. 1 приложения № 1 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, выполнять законные требования администрации СИЗО, не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц.
Аналогичные требования содержатся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295.
Так, пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16 декабря 2016 года № 295, предусмотрено, что осужденные обязаны, в том числе, исполнять требования законов Российской Федерации и настоящих Правил, соблюдать
распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться, в том числе мера взыскания в виде выговора (п. «а» ч. 1 ст. 115 УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (ч. 2 ст. 117 УИК РФ).
Установленный порядок применения к истцу мер взыскания был соблюден.
До наложения дисциплинарного взыскания истец Лапин А.В.04.02.2019 дал объяснения, копия которого имеется в деле. Взыскания наложены в установленные законом сроки. Оспариваемое постановление принято уполномоченным на то должностным лицом и в соответствии с его компетенцией. Вид взысканий определен с учетом обстоятельств совершенных проступков, личности осужденного и его поведения.
Как правильно указал суд первой инстанции, не может служить основанием для отмены принятого в отношении него постановления, довод административного истца о том, что к нему неправомерно применены требования, относящиеся к подозреваемым и обвиняемым, в то время как он относится к категории осужденных, в связи с чем к нему подлежали применению не Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Так, в соответствии с положениями п. 9 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственным изолятором.
В силу п. 1 ст. 74 исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей регламентируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 10 данного порядка осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.
Таким образом, поскольку СИЗО также является исправительным учреждением, требования, предъявляемые к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в указанных учреждениях, являются идентичными.
Поскольку Лапин А.В. на момент совершения нарушения содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР Правила внутреннего распорядка следственного изолятора уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, применены к нему правомерно.
Учитывая, что к Лапину А.В. применено наказание, предусмотренное ст. 115 УИК РФ, вышеназванный приказ от 14 октября 2005 года № 189 поименован в постановлении, как документ, регламентирующий правила поведения лица, содержащегося в исправительном учреждении, оснований для отмены оспариваемого постановления и освобождения нарушителя от наказания по доводам жалобы, не имеется.
Довод Лапина А.В. о том, что к нему применен и указан в оспариваемом постановлении утративший силу Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», не соответствует действительности. Этот нормативный акт, действительно утративший силу, к нему не применялся и в оспариваемом постановлении не фигурирует.
Довод жалобы о том, что Лапин А.В. не получал копию постановления также не может быть принят судом во внимание, поскольку данный документ объявлен ему под личную подпись, копия этого документа имеется в деле, а законом (ч. 2 ст. 117 УИК РФ) предусмотрена устная форма данного вида взыскания. Сведений о том, что Лапину А.В. не была предоставлена письменная копия данного документа для его оспаривания, материалы дела не содержат. Форма наложения взыскания соблюдена, а вопрос о выдаче или отказе в выдаче копии письменного постановления не был предметом административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, решение суда по делу является правильным, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по доводам жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 308 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу Лапина А.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Э.А. Степанова
Е.А.Арсланова