Дело № 2а-287/2020
21RS0007-01-2020-000329-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Даниловой О.В., с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики Окружновой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https://m.vk.com/bistronalobnal, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
<адрес> Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https:// m.vk.com/bistronalobnal, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный иск прокурора мотивирован тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
На дату проверки <дата> установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на сайтах: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https://m.vk.com/bistronalobnal, содержится информация (реклама) о возможности обналичивания денежных средств. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий. Обналичивание денежных средств производится в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного дохода, приобретенных другими лицами преступным путем, либо в целях уклонения от уплаты налогов.
Как указано в административном исковом заявлении прокурора, такая информация оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства. Сведений о лице, разместившем информацию, не имеется.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики Окружнова И.Ю. требования административного иска поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Заинтересованное лицо - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике просила рассмотреть административное дело без своего представителя.
Поскольку явка заинтересованного лица судом обязательной не признавалась, административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", при применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
При рассмотрении вопроса о действии ограничений в отношении лиц, занимающихся производством и распространением массовой информации, судам следует определить, установлены ли эти ограничения федеральным законом (абзац 3 пункта 3 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется, в том числе Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1).
Под массовой информацией в силу статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Поскольку к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в информационно-телекоммуникационной сети, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору, положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 могут распространяться на отношения, связанные с распространением информации в такой сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла закона, злоупотребление свободой массовой информации - использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16, федеральными законами не предусмотрено каких-либо ограничений в способах доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (в том числе, через сайты в сети Интернет). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
С учетом вышеприведенных разъяснений, суд находит установленным, что на сайтах с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https://m.vk.com/bistronalobnal размещена информация о возможности оказания посреднических услуг по обналичиванию денежных средств, поскольку данные обстоятельства подтверждаются актом старшего помощника прокурора района от 29.06.2020 и скриншотами интернет-страниц.
На сайтах указаны контактные данные, по которым возможно связаться с поставщиком такой услуги.
Несмотря на то, что обналичивание денежных средств, очевидно, не во всяком случае связано с нарушением закона, используемые в объявлениях выражения, в частности: «Хотите выписать себе или сотруднику премию, но не хотите платить за это 40%?», достаточно убедительно свидетельствуют о том, что на сайтах, указанных прокурором, речь идет об обналичивании денежных средств способами, противоречащими закону.
Статьей 6 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю, к которому в том числе отнесено снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Согласно статье 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, а статьей 199.2 того же Кодекса – за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сайты с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https:// m.vk.com/bistronalobnal могут использоваться для совершения уголовно наказуемых деяний, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
С учетом изложенного суд соглашается с мнением прокурора о том, что информация на таких сайтах оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании информации, размещенной страницах сайтов с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https://m.vk.com/bistronalobnal, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 180 и 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https:// m.vk.com/bistronalobnal, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию о возможности обналичивания денежных средств, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: https//darkmarket.vc/threads/garant-servis-symmy-ot-1rub-do500-000rub-uslovija, https://m.vk.com/bistronalobnal, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2020 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.