дело № 2-420/2021 (10RS0011-01-2021-001016-10)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 26 марта 2021 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Романовой К.В.,
с участием прокурора Кучина Д.А.,
представителя ответчика директора МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи Ботько О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи» об обязании произвести определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи (далее – МКОУ СОШ № 6) по тем основаниям, что в результате проведенной проверки прокуратурой района было выявлено не оснащение медицинского блока учреждения необходимым оборудованием, предназначенным для оказания медицинской помощи воспитанникам, а именно: тонометром с возрастными манжетами 1 шт., стетофонендоскопом 1 шт., секундомером 1 шт., динамоментром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 1 шт., плантографом 1 шт., оториноскопом с набором воронок 1 шт., комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., грелкой медицинской 1 шт., пузырем для льда 2 шт., жгутом кровоостанавливающим резиновым 1 шт., воротником шанца (2 размера) 1 шт., зондом желудочным разных размеров 4 шт., ведром с педальной крышкой 1 шт. и калькулятором 1 шт., в нарушение требований Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». На основании изложенного прокурор просил обязать учреждение в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить медицинский кабинет оборудованием в соответствии с Приложением № 3 к Порядку организации медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 года.
В судебном заседании прокурор Кучин Д.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи Ботько О.И. заявленные требования признала в полном объеме, а также ходатайствовала о снижении размера государственной пошлины.
Третье лицо Администрация Сегежского муниципального района Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направило в адрес суда возражения, в соответствии с которыми просило в удовлетворении заявленных требований отказать, так как в нарушение требований действующего законодательства к исковому заявлению не было приложено решение о проведении проверки с указанием целей, оснований и предмета проверки. Руководитель учреждения не была уведомлена о проведении подобной проверки, за исключением требования от 26 января 2021 года иных документов от Прокурора района не получала. К тому же в обосновании заявленных требований прокурор ссылается на недействительный более документ СанПиН 2.4.2.2821-10, а также не указывает в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, а также не приводит ссылки на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Часть 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусматривает ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико- санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 41 названного Закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Частью 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Исходя из п. 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся (документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631. Документ повторно признан утратившим силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28).
Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).
В силу п. 4 Порядка организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Приложением № 3 к указанному Порядку установлен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
В судебном заседании установлено, что в адрес директоров общеобразовательных организаций Сегежского района 26 января 2021 года за № 21-02-2021 заместителем прокурора района Артемьевым А.А. направлено требование о направлении в прокуратуру района сведений по каждой подведомственной образовательной организации в виде заполненной и заверенной подписью и печатью таблицы об отсутствии или наличии соответствующего оборудования в медицинских блоках в указанных организациях.
Согласно представленным сведениям в отношении МБОУ СОШ № 6 в указанной организации медицинский кабинет учреждения не обеспечен тонометром с возрастными манжетами 1 шт., стетофонендоскопом 1 шт., секундомером 1 шт., динамоментром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 1 шт., плантографом 1 шт., оториноскопом с набором воронок 1 шт., комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., грелкой медицинской 1 шт., жгутом кровоостанавливающим резиновым 1 шт., воротником шанца (2 размера) 1 шт., зондом желудочным разных размеров 4 шт., ведром с педальной крышкой 1 шт. и калькулятором 1 шт.
В соответствии с уставом МБОУ СОШ № 6, утвержденным постановлением администрации Сегежского муниципального района от 3 июня 2016 года № 469 указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Сегежский муниципальный район» для оказания услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «Сегежский муниципальный район» осуществляет администрация Сегежского муниципального района (п. 5, 6 Устава).
Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность – реализация основной общеобразовательной программы по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия ответчика нарушаются права неограниченного круга лиц на право на оказание первичной медико- санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с чем исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, из п. 24 которого следует, что кабинет должен быть оснащен пузырем для льда 2 штуками.
Из сведений, представленных директором МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи 2 февраля 2021 года следует, что школа обеспечена пузырем для льда в количестве 2 штук, в связи с чем в указанной части суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.
В соответствии п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика в части установления срока для исполнения решения суда в размере 6 месяцев, суд полагает разумным и достаточным определить срок для исполнения решения суда в указанном размере.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки в связи с чем доводы третьего лица о необоснованности заявленных Прокурором района требований суд находит не состоятельными.
Доводы Администрации Сегежского муниципального района в части наличия в исковом заявлении ссылок на нормы законодательства, утративших силу, суд находит несостоятельными, не освобождающими ответчика от обязанности создавать условия для охраны здоровья обучающихся, принимая во внимание, что нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 утратили силу с 1 января 2021 года.
Принимая во внимание, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет Сегежского муниципального района. Учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением, суд полагает необходимым в порядке статьи 333.20 Налогового кодекса РФ снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые Прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сегежи в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить медицинский кабинет оборудованием в соответствии с Приложением № 3 к Порядку организации медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 года, а именно: тонометром с возрастными манжетами 1 шт., стетофонендоскопом 1 шт., секундомером 1 шт., динамоментром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 1 шт., плантографом 1 шт., оториноскопом с набором воронок 1 шт., комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., грелкой медицинской 1 шт., пузырем для льда 2 шт., жгутом кровоостанавливающим резиновым 1 шт., воротником шанца (2 размера) 1 шт., зондом желудочным разных размеров 4 шт., ведром с педальной крышкой 1 шт. и калькулятором 1 шт.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 31 марта 2021 года.