Дело № 2-1354/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Учалы 11 сентября 2023 г.
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яковлевой Л.С., при секретаре Вазетдиновой Л.Ф., с участием истца Тагирова И.А. и его представителя Мансурова Р.Р., третьего лица Тагирова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1354/2023 по исковому заявлению Тагирова Ирека Анваровича к Отделу Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району, Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и СНТ «Коллективный сад № 1» о признании имущества наследственным и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Тагиров И.А. обратился в суд с иском к Отделу Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по <адрес>, Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> <адрес> наследственным имуществом, оставшимися после смерти отца Тагирова Анвара Гимадетдиновича, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании его принявшим наследственное имущество и признании права собственности на указанное имущество.
В обосновании заявленных требований Ф.И.О.3 указал, что ДД.ММ.ГГГГ скончался его отец Тагиров Анвар Гимадетдинович. После смерти отца открылось наследство. На момент смерти у умершего на праве пожизненного наследуемого владения имелся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район <адрес>, городское поселение <адрес> Указанный земельный участок был предоставлен отцу под ведение садоводства в ДД.ММ.ГГГГ году как члену садоводческого товарищества № <адрес>. Постановлением администрации <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УД «О закреплении за владельцами садовых участков в садовом товариществе № и выдаче им госактов» садовый участок 40Н в садовом товариществе № закреплен за Ф.И.О.1 на праве пожизненного владения землей. Отчество отца – «Ф.И.О.1», однако в книжке садовода его отчество указано в сокращенной форме как «Ф.И.О.2», а в последующем отчество отца в сокращенной форме перенесено в списки членов садоводческого товарищества №, поданного при издании постановления администрации <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № УД «О закреплении за владельцами садовых участков в садовом товариществе № и выдаче им госактов». После смерти отца Ф.И.О.3 фактически унаследовал вышеуказанный земельный участок, пользуясь им и обрабатывая его, внося паевые взносы в качестве члена СНТ, построив на нем садовый домик, но из-за того что сведения о праве на имущество не были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, оно не было включено в состав наследственного имущества. С учетом вышеизложенного полагает о наличии правовых оснований для признания вышеуказанного имущества наследственным с признанием права собственности за истцом.
В судебном заседании истец Тагиров И.А. и его представитель Мансуров Р.Р. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что наследодатель Тагиров А.Г. владел спорным земельным участком на праве наследуемого владения, которое входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Представитель ответчика СНТ «Коллективный сад №», будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв с признанием требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление об оставлении решении вопроса на усмотрение суда.
Представитель ответчика Отдела Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.
Привлеченное к участию в деле третье лицо Ф.И.О.8 в судебном заседании пояснил суду, что истец Ф.И.О.3 является ему родным братом, который после смерти их отца принял наследственное имущество в виде земельного участка в Коллективном саду № <адрес>. Против удовлетворения иска не возражает, на наследственное имущество не претендует, споров между ними нет.
Изучив доводы иска, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, полагая возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Факт владения и пользования Ф.И.О.1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно членской книжке садовода Тагирову А.Г., как члену общества садоводов Учалинского горно-обогатительного комбината БАССР, ДД.ММ.ГГГГ предоставлен садовый участок № в коллективном саду № <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УД «О закреплении за владельцами садовых участков в садовом товариществе № и выдаче им госактов» садовый участок <***> садовом товариществе № закреплен за Ф.И.О.1 на праве пожизненного владения землей.
После смерти Тагирова А.Г., земельный участок перешли в пользование к наследнику Тагирову И.А. и были приняты истцом в фактическое владение.
Тагиров И.А. является наследником по закону после смерти отца Тагирова А.Г., что подтверждается свидетельством о рождении истца, где отцом значится Тагиров А.Г.
Тагиров О.А. суду пояснил, что на наследственное имущество не претендует, фактически в управление наследственным имуществом не вступал, от своей доли отказывается в пользу истца.
Истец на протяжении <***> лет добросовестно пользуется наследственным имуществом, несет бремя по его содержанию, внося паевые взносы в качестве члена СНТ, построив на нем садовый домик, предпринял все меры по сохранению имущества наследодателя, что подтверждается пояснениями участников процесса, свидетеля Гатауллина Р.М., предоставленными квитанциями об уплате паевых взносов и не оспаривается ответчиком. На земельный участок больше никто не претендует. За все время владения и пользования земельным участком не заявлялись права требования и право притязания ни со стороны государственных и муниципальных органов, ни со стороны юридических и физических лиц.
Учитывая изложенное, следует считать, что земельный участок предоставлялся Тагирову А.Г. на праве пожизненного владения для ведения садоводства из земель населенных пунктов. В соответствии с федеральным законом нет ограничений для предоставления такого земельного участка в частную собственность.
В силу статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Тагирову А.Г. спорного земельного участка, земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие 4 Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй данного пункта).
Согласно положениям ст. 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается, что следует из п. 3 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.
Гражданин, у которого в порядке наследования возникло право пожизненного наследуемого владения земельным участком с одним из видов разрешенного использования, указанных в ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который в соответствии с федеральным законом может предоставляться в частную собственность, принимая во внимание, что права наследодателя (в том числе и возможность зарегистрировать право собственности на данный земельный участок) переходят к наследнику в полном объеме, вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок и необходимыми документами (в частности, свидетельством о праве на наследство), то есть это право - право выбора вида вещного права, на котором за указанным гражданином будет зарегистрирован названный земельный участок (собственности или пожизненного наследуемого владения), в силу закона предоставлено такому гражданину.
Следовательно, право собственности или пожизненного наследуемого владения на указанный земельный участок не зависит от факта переоформления правоудостоверяющих документов.
Государственная регистрация права собственности наследника на недвижимое имущество носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. В то же время для возможности совершения юридических действий с указанным земельным участков, в том числе действий по его отчуждению, переоформление необходимо - в противном случае обладатель земельного участка лишен возможности распорядиться им по своему усмотрению.
Отсутствие правоустанавливающих документов товарищества не может служить основанием отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 7 Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад.
За рабочими и служащими, переведенными на другую работу, оставившими работу вследствие инвалидности или перехода на пенсию до истечения 5-летнего срока после получения земельного участка, а также за семьями лиц, призванных в Советскую армию, поступивших в учебные заведения, и за семьями умерших сохраняется право пользования участками, отведенными им под сад.
В п. 10 Типового Устава садоводческого товарищества рабочих и служащих, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР N 161, Минсельхоза РСФСР N 227 от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что членами садоводческого товарищества могут быть рабочие и служащие, достигшие 18-летнего возраста, а также пенсионеры, ранее работавшие данном предприятии, в учреждении, организации.
В примечании указано, что за семьей умершего члена товарищества в каждом конкретном случае по решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профсоюза предприятия, учреждения, организации либо Совета народных депутатов, если товарищество осуществляет свою деятельность под его руководством (по представлению садоводческого товарищества), сохраняется право пользования выделенным под сад земельным участком. При этом один из членов семьи умершего принимается в члены товарищества.
В настоящее время в пользовании Ф.И.О.3 находится земельный участок № площадью <***>. м. На земельный участок составлен межевой план, согласованный МКУ «Архитектура» МР <адрес>.
Ограничений, установленных ст. 27 ЗК РФ и ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", на предоставление земельного участка в собственность в рассматриваемом деле судом не установлено.
Исходя из изложенного, оснований, препятствующих признанию за истцом права собственности на занимаемый им земельный участок № общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тагирова Ирека Анваровича к Отделу Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по <адрес>, Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и СНТ «Коллективный сад №» о признании имущества наследственным и признании права собственности – удовлетворить.
Установить юридический факт, что Тагиров Анвар Гимадетдинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, указанный в книжке садовода, выданной ДД.ММ.ГГГГ, и в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №т из постановления администрации <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УД «О закреплении за владельцами садовых участков в садовом товариществе № и выдаче им госактов», как Тагиров Анвар Гималеевич, являлся одним и тем же лицом.
Признать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район <адрес>, <адрес> наследственным имуществом, оставшимися после смерти Тагирова Анвара Гимадетдиновича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Тагирова Ирека Анваровича принявшим наследственное имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район <адрес>
Признать за Тагировым Иреком Анваровичем право собственности на объект недвижимости в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район <адрес>, <адрес>, после смерти Тагирова Анвара Гимадетдиновича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховном Суде Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Учалинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Л.С. Яковлева
Мотивированное решение изготовлено 18.09.2023 г.