Решение по делу № 3а-95/2020 от 10.03.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 24 августа 2020 г. по делу № 3а-95/2020

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Ивановой О.В.

при секретаре Лемех М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «СПЕЦСТРОЙ» к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, заинтересованные лица – администрация муниципального образования «Черняховский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

АО «СПЕЦСТРОЙ» обратилось в суд с вышеназванным административным иском к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, площадью 21068 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для производственной деятельности, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Виноградная, 10.

Кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка определена по состоянию на 1 января 2012 года в размере 19 781 587, 92 руб.

Согласно полученному им отчету № 267-12/2019 ЗАО «Вологодский центр правовой информатизации» рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 3 116 000 рублей.

Ссылается на то, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

    Указывает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца в связи увеличением налоговых платежей, в том числе нарушает права административного истца как плательщика земельного налога на пересчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.

Полагает, что имеются основания для восстановления ему срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, обращая внимание, что по истечении установленного законом периода и до момента обращения в суд с настоящим иском в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, АО «СПЕЦСТРОЙ» просило восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости согласно представленному отчету по состоянию на 1 января 2012 года.

В ходе судебного разбирательства административным истцом уточнены заявленные исковые требования, полагая возможным при разрешении заявленных исковых требований исходить из рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, установленной заключением проведенной по административному делу судебной экспертизы. В этой связи просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, площадью 21068 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для производственной деятельности, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Виноградная, 10, в размере его рыночной стоимости 5 278 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Представитель АО «СПЕЦСТРОЙ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поступило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, заявленный административный иск с учетом его уточнения поддерживает.

Представитель администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» в судебное заседание не явился, от представителя заинтересованного лица – Гаркавой Ю.А. поступило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Также в заявлении обозначена правовая позиция относительно заявленного административного иска, согласно которой по уточненным требованиям АО «СПЕЦСТРОЙ» администрация муниципального образования «Черняховский городской округ» возражений не имеет, в связи с чем полагает возможным установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с учетом экспертного заключения ООО «Независимое агентство оценки» № 088-07-20 от 15.07.2020 года в размере 5 278 000 рублей по состоянию на 1 января 2012 года.

Представители Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «СПЕЦСТРОЙ» является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, площадью 21 068 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Калининградская область, Черняховский район, г. Черняховск, ул. Виноградная, 10 (т. 1 л.д. 6-7, 91).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65 внесены 19 сентября 2013 года (л.д. 8).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 19 781 587, 92 руб. (равно как и иных земельных участков из состава земель населенных пунктов) по состоянию на 1 января 2012 года установлена постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».

Материалами дела подтверждается, что АО «СПЕЦСТРОЙ» 19 декабря 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной, уведомлением которой от 23 декабря 2019 года № 19-36/24856 заявление возращено без рассмотрения со ссылкой на обращение с таким заявлением по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, административным истцом соблюден предусмотренный Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» досудебный порядок урегулирования спора.

На основании части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок на оспаривание кадастровой стоимости соотносился с минимальной периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, установленной частью первой статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ее первоначальной редакции), согласно которой государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части первой статьи 24.12 слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.

Таким образом, на момент подачи административного искового заявления минимальная периодичность проведения государственной кадастровой оценки не установлена законом.

Административное исковое заявление подано в суд 27 декабря 2019 года, то есть по истечении пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, при этом на момент подачи административного искового заявления указанное выше постановление № 641 от 29 августа 2013 года действовало (до 1 января 2020 года) и очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Калининградской области была не завершена.

Учитывая закрепленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принцип достоверности сведений государственного кадастра недвижимости и принимая во внимание актуальность оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения его в суд, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит восстановлению.

    Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788, вступившим в законную силу 1 января 2020 года, утверждены прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года.

    Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав налогоплательщика вследствие увеличения налоговой базы по земельному налогу.

Принимая во внимание актуальность оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд с настоящим иском, поскольку действующее правое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы за предыдущие налоговые периоды, заявленные АО «СПЕЦСТРОЙ» административные исковые требования подлежат рассмотрению по существу.

Разрешая настоящий спор по существу, суд исходит из следующего.

В обоснование административного иска АО «СПЕЦСТРОЙ» представило суду результаты отчета № 267-12/2019 ЗАО «Вологодский центр правовой информатизации» в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65 составляет 3 116 000 рублей (т. 1 л.д. 93-174).

С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу определением суда от 22 июня 2020 года по ходатайству представителя администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, производство которой поручено эксперту ООО «Независимое агентство оценки» Дидуру И.Н.

Согласно полученному по итогам судебной экспертизы заключению эксперта ООО «Независимое агентство оценки» Дидура И.Н. от 15 июля 2020 года № 088-07-20 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, площадью 21068 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Виноградная, 10, по состоянию на 1 января 2012 года составляет – 5 278 000 рублей (т. 2 л.д. 93-157).

Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом ООО «Независимое агентство оценки» Дидуром И.Н., обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 84 настоящего Кодекса.

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» эксперт имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

При оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Таким образом, судебный эксперт вправе самостоятельно выбрать метод проведения оценки.

В исследовательской части экспертного заключения экспертом произведен анализ рынка объекта оценки. Подробно описан процесс оценки объекта, выбор методов расчета, приведены обоснования применения сравнительного подхода определения стоимости земельного участка.

Выводы эксперта, основанные на исследовательской части экспертного заключения, сторонами не опровергнуты. При этом экспертное заключение является полным и не содержит неясностей в выводах.

Данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, по делу не установлено, стороны на наличие таких обстоятельств не ссылались.

Доводов и доказательств, вызывающих сомнение в обоснованности и объективности сделанных выводов, сторонами также не представлено.

Оценивая экспертное заключение в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что оно не вызывает каких-либо сомнений, поскольку отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; выводы экспертного заключения полностью согласуются с его исследовательской частью.

Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.

На основании изложенного суд расценивает заключение эксперта как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Более того, административный истец, согласившись с выводами судебной экспертизы, уточнил заявленные исковые требования, при этом представитель заинтересованного лица выводы судебной экспертизы не оспаривала и также полагала возможным удовлетворить заявленные исковые требования с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением проведенной по административному делу судебной экспертизы.

При вышеприведенных фактических данных суд считает доказанными обстоятельства, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных исковых требований.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником земельного участка, в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, учитывая при этом, что на дату обращения АО «СПЕЦСТРОЙ» в суд с настоящим иском у административного истца в связи с внесенными в налоговое законодательство изменений имелось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

При этом суд исходит из того, что содержание резолютивной части решения должно соответствовать выводам суда о рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, отвечать требованиям статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в связи с чем для определения срока начала применения установленной судом кадастровой стоимости в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях является необходимым и достаточным указание о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая является датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области – 19 декабря 2019 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск АО «СПЕЦСТРОЙ» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, площадью 21068 кв.м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Виноградная, 10, в размере его рыночной стоимости 5 278 000 рублей по состоянию на 1 января 2012 года.

Датой подачи заявления АО «СПЕЦСТРОЙ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области - 19 декабря 2019 года.

    Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости, действующей до даты определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 7 сентября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда                                     О.В. Иванова

3а-95/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Спецстрой"
Ответчики
Правительство Калининградской области
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
Другие
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области
Администрация МО "Черняховский городской округ"
Скорнякова Ирина Алексеевна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Иванова Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация административного искового заявления
10.03.2020Передача материалов судье
12.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
27.07.2020Производство по делу возобновлено
20.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее