РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Кадыровой П.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-3754/2020 по административному иску Морковкина Василия Михайловича к УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России об оспаривании действий (бездействия) и взыскании денежных средств,
установил:
административный истец Морковкин В.М. обратился в суд с иском к УФСИН России по Астраханской области об оспаривании действий (бездействия) и взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что он отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области с 06.03.2015 года. По прибытию в ИК-2 при сверке личных данных в отряде «карантин» он поставил сотрудника отдела специального учета колонии в известность, что является военнообязанным, службу проходил во внутренних войсках МВД СССР (1990-1992 г.г.), воинская часть №.
19.06.2019 года по уголовному делу по обвинению по ч. 2 ст. 321 УК РФ, он был этапирован в порядке ст. 77.1 УИК РФ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области. Приговором Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.08.2019 года он осужден по ч. 2 ст. 321 УК РФ и ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении строгого режима.
Учитывая, что ранее административный истец имел конфликтные ситуации с осужденными по причине его службы во ВВ МВД СССР, а также то, что потерпевшим по уголовному делу является сотрудник ФКУ ИК-2, он направил из СИЗО-2 ряд обращений в УФСИН России по Астраханской области по вопросу ненаправления его в ФКУ ИК-2 и направления в исправительное учреждение, соответствующее требованиям ч. 3 ст. 80, ч. 2 ст. 81 УИК РФ.
Однако ответчиком никаких мер принято не было, в связи с чем 25.11.2019 года он был этапирован в ФКУ ИК-2, где к нему применили дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, а 26.11.2019 года по распоряжению УФСИН России по Астраханской области он был этапирован в ЛИУ № 7, хотя медицинских показаний к направлению его в медицинское учреждение туберкулезного профиля не имелось.
02.12.2019 года решением врачебной комиссии он постановлен на ГДУ -4 «контактный по туберкулезу».
Все это время он обращался в УФСИН России по Астраханской области, в прокуратуру Астраханской области по вопросу направления его в исправительное учреждение, соответствующее требованиям ч. 3 ст. 80, ч. 2 ст. 81 УИК РФ.
14.02.2020 года принято решение предоставить административному истцу с 14.02.2020 года безопасное место в соответствии со ст. 13 УИК РФ.
В связи с чем просит суд признать действия (бездействие) УФСИН России по Астраханской области, выразившиеся в направлении истца в марте 2015 года отбывать наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, не предназначенное для осужденных категории «бывшие сотрудники правоохранительных органов», в ненаправлении запроса после вступления приговора Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.08.2019 года в законную силу во ФСИН России на предмет получения распоряжения о направлении истца в исправительное учреждение для осужденных бывших сотрудников правоохранительных органов, в необоснованном направлении истца 25.11.2019 года в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, 26.11.2019 года в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области без медицинских показаний, в непринятии своевременных и надлежащих мер к обеспечению истцу безопасности в период с 06.03.2015 года по 24.04.2020 года, а также мер, исключающих угрозу здоровью в период с 26.11.2019 года по 24.04.2020 года – незаконными, взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В судебном заседании Морковкин В.М. иск поддержал, просил удовлетворить, взыскав в его пользу компенсацию в размере 100 000 рублей.
Представитель УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России Григорьева Н.Н. просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, надзорное производство №, суд приходит к следующему выводу.
Ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (ст. 43 УК Российской Федерации). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с нормами статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные (часть 3).
При этом, решение вопроса об определении статуса осужденного как бывшего сотрудника правоохранительных органов возможно только при надлежащем документальном подтверждении указанного факта.
Согласно части 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, т.е. защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела Морковкин В.М. согласно приговору Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.08.2019 года осужден по ч. 2 ст. 321 УК РФ с назначением наказания в порядке ст. 70 УК РФ в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным постановлением Астраханского областного суда приговор изменен, смягчено назначенное наказание до 4 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ранее судим 09.12.1994 года Володарским районным судом Астраханской области по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 5 лет; 27.06.1997 года Советским районным судом г. Астрахани по ст. 158 ч.2 п. «а,б,в,г» УК РФ наказание - лишение свободы на срок 3 года с присоединением приговора от 09.12.1994, общий срок 4 года лишения свободы; 09.02.2001 года Володарским районным судом Астраханской области по ст. 158 ч. 3 п. «в» УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет 6 месяцев, постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 25.03.2004 года считать осужденным по ст. 158 ч.3 УК РФ на срок 2 года 6 месяцев, освобожден по отбытию наказания 02.04.2004 года; 05.06.2007 года Володарским районным судом Астраханской области по ст. 158 ч.3 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев, постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 01.04.2011 года изменен срок к отбытию на срок 3 года 5 месяцев; 03.07.2007 года Володарским районным судом Астраханской области по ст.158 ч.2 п. «б», 158 ч.1 УК РФ, наказание - лишение свободы на срок 3 года 6 месяцев, на основании ст.70 УК РФ присоединен приговор от 05.06.2007 года, общий срок 6 лет лишения свободы, постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 01.04.2011 года изменен срок к отбытию на срок 5 лет 11 месяцев, освобожден 13.02.2013 года по отбытию наказания из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области; 28.08.2014 года Советским районным судом г. Астрахани по ст. 159 ч.2 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года; 09.09.2014 МС СУ № 2 Советского района г. Астрахани по ст. 158 ч.1 УК РФ к лишению свободы на срок 8 месяцев, на основании ст.70 УК РФ присоединен приговор от 28.08.2014 года, общий срок 2 года 6 месяцев лишения свободы; 23.10.2014 года Советским районным судом г. Астрахани по ст.158 ч.2 п. «в» УК РФ к лишению свободы на срок 2 года, на основании ст.70 УК РФ присоединен приговор от 09.09.2014 года, общий срок 2 года 8 месяцев лишения свободы; 05.11.2014 года Кировским pайонным судом г. Астрахани по ст.105 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет, на основании ст.70 УК РФ присоединен приговор от 23.10.2014 года, общий срок 9 лет лишения свободы.
Из заключения о 11.02.2020 года, утвержденного начальником УФСИН России по Астраханской области следует, что согласно личному делу Морковкина В.М., он 27.03.2014 года прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области г.Нариманов на основании постановления Кировского p/с г.Астрахани от 27.03.2014 года; 16.02.2015 года прибыл в ПФРСИ при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области на основании приказа УФСИН России по Астраханской области от 17.07.2009 № 497; 06.03.2015 года прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области на основании приказа Минюста России от 01.12.2005 № 235; 19.06.2019 года прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области г. Нариманов на основании постановления СО Ленинскому району г. Астрахани СУ СК РФ по Астраханской области от 18.06.2019 года; 25.11.2019 года прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области на основании ст.81 УИК РФ; 26.11.2019 года прибыл в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области г. Камызяк на основании указания УФСИН России от 26.11.2019 № ЗО/ТО/3/1-15416.
При поступлении в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области 28.11.2019 года согласно плану проведения занятий с вновь прибывшими осужденными в карантинном отделении сотрудником группы специального учета ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области у осужденного Морковкина В.М. была отобрана расписка об ознакомлении с положениями Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в которой он указал, что не проходил военную службу. В ходе приема осужденных ШИЗО 13.12.2019 года осужденный Морковкин В.М. заявил о том, что проходил военную службу в части №.
Вместе с тем, в материалах личного дела Морковкина В.М. имеются расписки об ознакомлении с положениями Федерального закона от 20.04.1995г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», отобранная сотрудником отдела специального учета ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, в которой указано, что военную службу не проходил, к категории лиц, подлежащих государственной защите, не относится.
В целях уточнения номера войсковой части, а также принадлежности войсковой части к внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, 13.12.2019 за исх. №/-6575 был направлен запрос в адрес Центрального архива войск национальной гвардии РФ г. Москвы.
04.02.2020 года из Центрального архива войск национальной гвардии РФ г. Москвы поступил ответ о том, что Морковкин В.М. проходил службу в войсковой части № внутренние войска МВД СССР-России в период с 25.12.1990 по 24.12.1992 года.
11.02.2020 года начальником УФСИН России по Астраханской области утверждено заключение инспектора группы СУ ОРН УФСИН России по Астраханской области, согласно которому с целью обеспечения требований ч. 3 ст. 80 УИК РФ перевод осужденного Морковкина В.М. для дальнейшего отбывания срока наказания в исправительную колонию строгого режима для осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов считать целесообразным.
В судебном заседании также установлено, что 08.04.2020 года административный истец направлен и в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в связи с тем, что он в период с 1990 по 1992 года проходил военную службу во Внутренних войсках МВД СССР.
Доводы Морковкина В.М. о необоснованном его направлении 26.11.2019 года в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области без медицинских показаний судом отклоняются, так как согласно материалам дела он направлен в данное учреждение и постановлен на диспансерный учет как контактный по туберкулезу (ГДУ 4).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Морковкина Василия Михайловича к УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России об оспаривании действий (бездействия) и взыскании денежных средств оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021 года.
Судья: