ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.11.2023 г. г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Карповой Д.Д.,
с участием представителя истцов Завадовской А.Ю.,
представителя ответчика Степанова А.А.,
представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Михайлина К.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации МО "<адрес>" о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Шаповалов А.А., Шаповалова О.В. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов». В обоснование иска указали, что согласно договору на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО2 и ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности: часть жилого дома, общей площадью 39,6 кв.м, инв.№, лит.№, адрес объекта: <адрес>
Из решения №387 исполнительного комитета Саратовского областного Совета депутатов трудящихся №15 от 28.07.1966 следует, что Исполкомом областного Совета депутатов трудящихся разрешено научно- исследовательскому институту сельского хозяйства Юго-Востока отнести в постоянное пользование под коллективные сады рабочих и служащих института земельный участок площадью 4.6 гектара, копию прилагаю.
Согласно постановления Администрации МО «Город Саратов» от 23.06.2023 №2479 истцам отказано в предварительном согласовании земельного участка.
Согласно выводам экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ: «Нежилые здания гаража, бани и сарая, расположенные по адресу <адрес>, соответствуют санитарным, экологическим, строительно-техническим, противопожарным,градостроительным и иным нормам и правилам (Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>»). Объекты пригодны для эксплуатации и не создают угрозу для жизни и здоровья.
Фактическая планировка и площадь нежилого здания сарая, расположенного по адресу: <адрес>, соответствую г планировке и площади, указанных в техническом паспорте, выданных Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и Выписке из ЕГРН на сарай № от ДД.ММ.ГГГГ.
Нежилы е здания гаража, бани и сарая (кадастровый №) находятся в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Координаты поворотных точек земельного участка, на котором расположены нежилые здания гаража, бани и сарая (кадастровый № приложении № к данному экспертному исследованию.
Согласно заключению судебной экспертизы № по материалам гражданского дела № по исковому заявлению ФИО2, ФИО4 к администрации муниципального образования «город Саратов» о признании права собственности на земельный участок, подтверждено соответствие площади земельного участка по адресу: <адрес> по отношению к площади объектов недвижимости и необходимость всего земельного участка в существующих границах для эксплуатации объектов недвижимости в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
С момента пользования земельным участком прошло около 19 лет и за все время владения мною указанным земельным участком ко мне никаких требований об освобождении или передаче земельного участка со стороны каких-либо лиц не поступало. Я всегда пользовалась и владела данным земельным участком, сараями, возведенными на данном земельном участке, как своим собственным, также прилагаю копии квитанций и чеков об оплате коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного, просят суд сформировать земельный участок по адресу: <адрес>, Семхоз, <адрес> координатах схемы земельного участка, указанных в судебной экспертизе; поставить на кадастровый учет земельный участок в данных границах; Признать за ФИО4 право собственности на земельный участок площадью 358 кв.м, в данных координатах.
Истцы Шаповалов А.А., Шаповалова О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель истцов Завадовская А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО "Город Саратов" Степанов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Михайлин К.В. возражал против удовлетворения иска, просил в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, причины неявки не известны.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы дел 2-982/2022, 2-1668/2023, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 № 123-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
Данный принцип также закреплен в ст. 35 ЗК РФ, в соответствии с которой при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение и сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пункты 1-2 ст. 39.15 ЗК РФ предусматривают требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Названной нормой также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно договору на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО2 и ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности: часть жилого дома, общей площадью 39,6 кв.м, инв.№, лит.№, адрес объекта: <адрес>.
Из решения № исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполкомом областного Совета депутатов трудящихся разрешено научно- исследовательскому институту сельского хозяйства Юго-Востока отнести в постоянное пользование под коллективные сады рабочих и служащих института земельный участок площадью 4.6 гектара, копию прилагаю.
Согласно постановлению Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истцам отказано в предварительном согласовании земельного участка.
Согласно выводам экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ: «Нежилые здания гаража, бани и сарая, расположенные по адресу <адрес>, соответствуют санитарным, экологическим, строительно-техническим, противопожарным,градостроительным и иным нормам и правилам (Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>»). Объекты пригодны для эксплуатации и не создают угрозу для жизни и здоровья.
Фактическая планировка и площадь нежилого здания сарая, расположенного по адресу: <адрес>, соответствую г планировке и площади, указанных в техническом паспорте, выданных Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и Выписке из ЕГРН на сарай № от ДД.ММ.ГГГГ.
Нежилы е здания гаража, бани и сарая (кадастровый №) находятся в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Координаты поворотных точек земельного участка, на котором расположены нежилые здания гаража, бани и сарая (кадастровый № приложении № к данному экспертному исследованию.
Согласно заключению судебной экспертизы № по материалам гражданского дела № по исковому заявлению ФИО2, ФИО4 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок, подтверждено соответствие площади земельного участка по адресу: <адрес> по отношению к площади объектов недвижимости и необходимость всего земельного участка в существующих границах для эксплуатации объектов недвижимости в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Данные нормы основаны на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Таким образом, законодательно закрепленная неразрывность судьбы объекта недвижимости и земельного участка под ним (ст. 35 ЗК РФ) не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия у приобретателя объекта недвижимого имущества какого-либо права пользования этим земельным участком (собственность или аренда).
Следовательно, само по себе неоформленное право на земельный участок не свидетельствует о том, что этот земельный участок или права на него не должны учитываться.
Приведенные выше нормы права свидетельствуют о том, что, являясь собственником самостоятельных объектов недвижимости, Шаповалова О.В. одновременно приобрела и право пользования земельным участком (собственность или аренда), расположенным как непосредственно под самими объектами, так и необходимым для их обслуживания.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»).
По инициативе представителя истцов была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Оснований не доверять заключению экспертов у суда не имеется, поскольку заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом «Об экспертной деятельности», эксперты были предупреждены об уголовной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ, то есть оценивается судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имеющиеся в материалах дела экспертное заключение, суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы, поскольку выводы, изложенные в заключении, сделаны экспертами, имеющими специальные познания и опыт работы. Как следует из заключения судебной экспертизы, экспертом осмотр домовладения осуществлялся путем экспертного осмотра с фотофиксацией и проведением необходимых замеров, заключение экспертизы мотивировано, в нем указано: кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даны развернутые и обоснованные объективные ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
В связи с этим данное заключение является допустимым доказательством.
Рассматривая исковые требования о признании за ФИО4 права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, имеющий адресные данные: <адрес>, имеющий координаты поворотных точек земельного участка, указанного в приложении № в заключении судебного исследования, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ст.39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, данным в п.5 постановления Пленума ВАС РФ от 24 03.2005 № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в ст. 39.14 ЗК РФ. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в ст. 39.17 ЗК РФ.
Судом установлено, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами № находятся в собственности ФИО4, право ее собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанности предоставить ФИО10 земельный участок площадью 284 кв.м, имеющий адресные данные: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов.
Суд полагает необходимым установить границы вышеуказанного земельного участка площадью 284 <данные изъяты>.м, необходимого для обслуживания объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, согласно заключению эксперта, в координатах поворотных точек, представленных в приложении № к экспертному заключению (<данные изъяты>).
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4, надлежит отказать.
Исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок надлежит оставить без удовлетворения, поскольку в его интересах исковые требования не заявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3, ФИО4 к администрации МО "<адрес>" о признании права собственности на земельный участок к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок удовлетворить частично.
Сформировать земельный участок по адресу: ДД.ММ.ГГГГ в координатах земельный участок площадью <данные изъяты>.м, имеющий адресные данные: <данные изъяты>
<данные изъяты> границах.
В остальной части исковые требования ФИО4 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Судья О.В. Стоносова