Решение по делу № 33-956/2014 от 22.07.2014

Судья Ховалыг Ш.А.                             Дело № 33-956/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                 18 сентября 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Дулуша В.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Тулуш Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Ондар З.Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности принять решение о ежемесячной выплате доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплатам к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании ежедневно денежных средств до полного погашения взысканной суммы по апелляционной жалобе истицы Ондар З.Ш. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2014 года,

УСТАНОВИЛА:

Ондар З.Ш. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности принять решение о ежемесячной выплате доплаты к пенсии, к Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплатам к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании ежедневно денежных средств до полного погашения взысканной судом суммы. В обоснование указала на то, что решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 17 ноября 2010 года в соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» и на основании решения государственного органа от 08.10.2010 года №8 ей была назначена доплата к государственной пенсии с 16 октября 2010 года в размере ** руб. ** коп. в месяц, ежемесячная доплата в размере ** руб. ** коп., общая сумма государственной пенсии и доплаты к ней ** руб. ** коп. При этом было учтено, что стаж ее замещения по государственной должности Республики Тыва, а именно в государственной должности заместителя Председателя Комитета Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва составляет 4 года, что являлся достаточным для возникновения права на назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии. В соответствии с принятием и вступлением в действие 22 мая 2012 года Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" протоколом заседания Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от 4 декабря 2012 года №3 Комиссия решила приостановить выплату доплаты депутатам до принятия закона Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» в соответствии с Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва №511 от 04 мая 2012 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва». Выплата назначенной доплаты к пенсии была прекращена постановлением Правительства Республики Тыва № 511 от 18 сентября 2012 года на основании Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва №145 от 04 мая 2012 года. К моменту прекращения выплаты доплаты она получала ежемесячно ** руб. ** коп., в том числе пенсия без учета доплаты - ** руб. ** коп., доплата к пенсии - ** руб. ** коп. Не согласившись с прекращением доплаты, она неоднократно обращалась в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, председателю Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с просьбой выплатить доплату к пенсии, ей устно сказали, что у нее стаж замещения государственной должности Республики Тыва составил 4 года, то есть менее 10 требуемых лет, в связи с чем выплата доплаты к трудовой пенсии прекращена, и ей было отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Письменного ответа ей не выдали, ссылаясь на имеющийся протокол Межведомственной комиссии от 4 декабря 2012 года №3. Считает, что доплата к пенсии была ей установлена в соответствии с ранее действовавшим Указом, а внесенные в 2012 году изменения ее не должны касаться, поскольку закон обратной силы не имеет и ухудшение положения противоречит основному принципу Конституции Российской Федерации, нормативные акты о выплате доплаты к пенсии при условии наличия стажа замещения государственных должностей Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, не должны распространяться на уже возникшие правоотношения. Просила суд обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва принять решение о дальнейшей ежемесячной выплате доплаты пенсии ей, в положенном размере, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней, составляющей 75% месячного денежного содержания, взыскать с Министерства финансов Республики Тыва за счет казны Республики Тыва в ее пользу доплату к пенсии в сумме 153 490 руб. 30 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 153 490 руб. 30 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. и взыскивать 3 517 руб. 48 коп. ежедневно до полного погашения взысканной судом суммы.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2014 года иск Ондар З.Ш. оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истица Ондар З.Ш. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение с удовлетворением исковых требований, указывая на то, что на момент возникновения правоотношений по выплате доплат к пенсии являлся действующим Указ Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года №841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва №78 от 03 сентября 1997 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», соответственно на правоотношения между ней и ответчиком по поводу выплаты уже назначенной до 22 мая 2012 года и выплачиваемой доплаты к пенсии действие Указа №145 от 04 мая 2012 года распространено быть не может и тот факт, что в настоящее время она не имеет достаточного стажа для назначения доплаты к пенсии значения не имеет, поскольку Указ распространяет свое действие на назначение ежемесячных доплат лишь тем гражданам, обратившимся за назначением доплаты впервые после 22 мая 2012 года. Данная позиция разъяснена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А. и Б.", согласно которого, распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Законодательство предусматривает единообразное применение законов всеми судьями Российской Федерации по делам любых лиц.

В судебном заседании истица Ондар З.Ш. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Представители ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Х., Ю. действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Тыва К., по доверенности, с апелляционной жалобой не согласилась.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 1 и 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы, осуществляющие деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, составляют единую систему государственной службы.

При этом единство системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования в силу статьи 6 этого же Федерального закона обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.

Пунктом 1 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.

В соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 № 205 Ондар З.Ш. с 16 октября 2010 года назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы" Указ от 12 ноября 2007 г. № 205 утратил силу.

Пунктом 1 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145 установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.

    В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 лица, замещавшие на постоянной основе государственные должности Республики Тыва не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", если освобождение от замещаемой государственной должности Республики Тыва имело место не ранее 3 сентября 1997 г.

    Пунктом 3 указанного Положения установлено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, указанным в пункте 2 данного Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.

    Межведомственная комиссия на основании заявления принимает решение об установлении доплаты к трудовой пенсии за особые заслуги и многолетний добросовестный труд или отказе в ее установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва от 5 до 10 лет, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий Российской Федерации или Республики Тыва, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, почетными грамотами высшего должностного лица Республики Тыва, имеющим общий трудовой стаж не менее 30 лет, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 55 процентов их месячного денежного содержания (пункт 28 Положения).

Согласно протокола заседания межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от 4 декабря 2012 года № 3, комиссия решила приостановить выплату Ондар З.Ш. доплаты к государственной пенсии в соответствии с Указом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 511.

Решением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2014 года признаны недействующими абзац первый пункта 1 в части слов "не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва", абзац второй пункта 1 в части слов "от десяти до пятнадцати лет" и "свыше пятнадцати лет" Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145, а также абзац первый пункта 2 в части слов "не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва", абзац первый пункта 3 в части слов "от десяти до пятнадцати лет" и "свыше пятнадцати лет" и абзац второй пункта 28 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 с момента принятия настоящего решения.

Таким образом, положения Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145, Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 в части увеличения в несколько раз стажа, необходимого для назначения доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва, по сравнению с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. № 1233, и введения дополнительных требований для назначения указанной доплаты признаны недействующими.

Поскольку Ондар З.Ш., замещала должность государственной гражданской службы Республики Тыва и имеет стаж 3 года 11 месяцев 25 дней, то оснований для прекращения выплат истцу в назначенных доплат к пенсии не имелось.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Ондар З.Ш. об обязании Министерства труда и социальной политики Республики Тыва принять решение о выплате доплаты к пенсии является необоснованным и подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска.

Согласно Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 г. № 229 Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы. Министерство обеспечивает предоставление государственных гарантий государственным гражданским служащим Республики Тыва в части государственного пенсионного обеспечения (п. 9.6), подготавливает в установленном порядке материалы по назначению, перерасчету и выплате доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва (п. 9.11).

Таким образом, по требованиям о взыскании задолженности по доплатам к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, надлежащим ответчиком является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Учитывая, что требований о взыскании задолженности по доплатам к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами истица к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва не предъявляла, требования в этой части удовлетворению не подлежат.

    При этом судебная коллегия принимает во внимание, что отказ в удовлетворении требований к Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплатам к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами не препятствует истице обратиться в установленном законом порядке в суд с исковыми требованиями к надлежащему ответчику - Министерству труда и социальной политики Республики Тыва.

Требование истицы о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 г. № 10, от 15.01.98 г. № 1, от 06.02.2007 г. № 6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической бадью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Таким образом, исходя из приведённой нормы статьи 151 ГК РФ, компенсация морального вреда является способом защиты нематериальных благ (статья 150 ГК). При нарушении имущественных прав компенсация морального вреда применяется лишь в случаях, специально предусмотренных законом.

Поскольку в данном случае имеет место имущественный спор, а каких-либо доводов и доказательств нарушения неимущественных прав не представлено, то при данных обстоятельствах оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Ондар З.Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности принять решение о ежемесячной выплате доплаты к пенсии и принять в этой части новое решение следующего содержания:

«Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва принять решение о выплате Ондар З.Ш. доплаты к государственной пенсии с 22 мая 2012 года».

В остальной части решение оставить без изменения».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2014 года.

Председательствующий

Судьи

33-956/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
19.08.2014Судебное заседание
10.09.2014Судебное заседание
16.09.2014Судебное заседание
18.09.2014Судебное заседание
08.10.2014Дело сдано в канцелярию
09.10.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее