3а-193/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2021 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Косачева Андрея Владимировича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Косачев А.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>, в размере рыночной стоимости 4 154 000 рублей.
В обоснование указал, что в результате несоответствия внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости затрагиваются его права арендатора, так как плата за пользование земельным участком и выкупная цена исчисляются исходя из кадастровой стоимости.
Протокольным определением от 27 июля 2021 года заинтересованным лицом привлечено ЗАО «Веста».
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассматривается судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Федерального закона №135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года №515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно указанным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 25 451 756 рублей 56 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что административный истец с 15 мая 2019 года владеет на праве собственности зданием с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящимися по адресу: <Адрес обезличен>.
Названное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., находящемся в муниципальной собственности. Арендная плата за данный земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права и обязанности административного истца.
Пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 11 Федерального закона №135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Административным истцом представлен составленный оценщиком А.Д. отчет от 16 июня 2021 года №144/2021, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> на 1 января 2014 года составляла 4 154 000 рублей.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования. В отчете содержатся ссылки на источники информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Приводятся не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверки выводов и результатов, полученных оценщиком.
При проведении оценки и составлении отчета оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Для определения рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Обоснован отказ от использования доходного и затратного подходов.
Оценщиком проведен анализ сравниваемых объектов-аналогов на основании всех характеристик, произведены необходимые корректировки, приведено обоснование поправок и расчет их значений.
Таким образом, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Административными ответчиками доказательств иной рыночной стоимости земельного участка не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от них не поступало.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Косачева Андрея Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4 154 000 (четыре миллиона сто пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 июня 2021 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 сентября 2021 года.
Судья А.Г. Пешкин