Дело № <...>
№ <...>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 марта 2023 года <адрес>
<адрес>
Ленинградский районный суд <адрес> в составе:
судьи Харченко И.А.,
при секретаре Харыбиной С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Управление ветеринарии <адрес>» к Коваленко И.П. об обязании совершения определенных действий,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику в котором просит обязать Коваленко И.П., по согласованию даты и времени допустить ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление <адрес>» на территорию личного подсобного хозяйства, расположенного <адрес> для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии при содержании сельскохозяйственных животных и обязать Коваленко И.П., по согласованию даты и времени предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, расположенного <адрес> для проведения идентификации, отбора крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации от классической чумы свиней, в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
В обоснование исковых требований указывает, что Коваленко И.П. ведется личное подсобное хозяйство <адрес> в котором содержится свинопоголовье. О содержании Коваленко И.П. свинопоголовья свидетельствуют многочисленные жалобы жителей <адрес> на постоянный неприятный запах во время варки корма, запах свиного навоза, визг и т.п. с территории личного подсобного хозяйства.
В похозяйственных книгах Новоуманского сельского поселения отсутствуют данные о содержании свинопоголовья по <адрес>, так как соответствующая информация владельцем животных не предоставлялась. Специалистами ГБУ «Ветуправление <адрес>» неоднократно проводились выезды в личное подсобное хозяйство Коваленко И.П. для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, однако ввиду не допуска на территорию подворья опросить владельца ЛПХ провести соответствующие мероприятия не представилось возможным, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Представитель истца в судебное заседание не явился, предоставив заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении иска настаивает.
Ответчик Коваленко И.П. в судебном заседании не явился, предоставив заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента ветеринарии <адрес> в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-K3 «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории <адрес>» в целях проведения на территории <адрес> мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарносанитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Согласно п. 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарносанитарного мониторинга на территории <адрес>», утвержденного приказом департамента ветеринарии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -309 учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования, с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал.
Государственным бюджетным учреждением <адрес> Управление ветеринарии <адрес>» (далее - ГБУ «<адрес>») для обеспечения эпизоотического благополучия на территории <адрес> проводится ветеринарно-санитарный мониторинг посредством обходов один раз в квартал личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы, и опроса владельцев таких хозяйств, в том числе сверки фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными, указанными в похозяйственных книгах.
В судебном заседании установлено, что Коваленко И.П. ведется личное подсобное хозяйство <адрес>, в котором содержится свинопоголовье. О содержании Коваленко И.П. свинопоголовья свидетельствуют многочисленные жалобы жителей <адрес> на постоянную вонь во время варки корма, запах свиного навоза, визг и т.п. с территории личного подсобного хозяйства.
В похозяйственных книгах Новоуманского сельского поселения отсутствуют данные о содержании свинопоголовья <адрес> так как соответствующая информация владельцем животных не предоставлялась. Специалистами ГБУ «Ветуправление <адрес>» неоднократно проводились выезды в личное подсобное хозяйство Коваленко И.П. для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга (выезды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), однако ввиду не допуска на территорию подворья опросить владельца ЛПХ провести соответствующие мероприятия не представилось возможным.
В последний раз в адрес Коваленко И.П. заблаговременно направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> о проведении ДД.ММ.ГГГГ ветеринарносанитарного мониторинга его личного подсобного хозяйства. Однако, ДД.ММ.ГГГГ сотрудники ГБУ «Ветуправление <адрес>» снова не были допущены на территорию личного подсобного хозяйства Коваленко И.П., о чем составлен соответствующий акт.
В настоящее время свинопоголовье, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «Ветуправление <адрес>» не состоит. Ветеринарные профилактические мероприятия, в том числе идентификация, отбор крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации от классической чумы свиней, специалистами государственной ветеринарной службы <адрес> в 2022 году не проводились. Ветеринарные сопроводительные документы на животных, животноводческую продукцию специалистами ГБУ «Ветуправление <адрес>» из данного хозяйства не выдавались.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993г. № <...> (далее - Закон № <...>) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона № <...>, владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со ст. 2.4. Закона № <...>, ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.
Вышеуказанные требования ответчиком добровольно не выполняются.
Не предоставление ответчиком животных специалистам госветслужбы для осмотра, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, таких как африканская чума свиней, сибирская язва и др., по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
В случае с ответчиком, осуществляющим разведение свинопоголовья, игнорирование обязательных ветеринарных требований, может привести к неблагоприятным последствиям.
Африканская чума свиней (далее - АЧС) - высококонтагиозная вирусная болезнь, приводящая, как правило, в 100% случаев к гибели домашних и диких свиней всех пород и возрастов в любое время года. Лечение заболевания не предусмотрено. В России впервые зарегистрирована в 2008 году. Болезнь переносят домашние и дикие животные, птицы, грызуны и насекомые. Дикие кабаны являются естественным (природным) резервуаром АЧС. Вспышки среди сельхозпоголовья в основном регистрируются в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), которые нередко пренебрегают правилами биобезопасности.
Согласно письму Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> на ДД.ММ.ГГГГ установлено 2 инфицированных вирусом африканской чумы свиней (далее - АЧС) объекта, в том числе: 1 инфицированный вирусом АЧС объект среди домашних свиней в <адрес>; 1 инфицированный вирусом АЧС объект в дикой природе в <адрес>.
В режиме карантина по АЧС среди домашних свиней находится 31 очаг: по 1 - в <адрес>, <адрес> краях, 2 - в <адрес>, 19 - <адрес> Республике, 7 - в <адрес>, а также 3 инфицированных вирусом АЧС объекта: 1 - в <адрес>, 2 - в <адрес>.
В дикой фауне в режиме карантина по АЧС находятся 16 очагов: по 1 - в <адрес> областях и <адрес> Республике, 4 - в <адрес>, 7 - в <адрес>, а также 14 инфицированных вирусом АЧС объектов: 1 - в <адрес>, по 2 - в <адрес> областях, 4 - в <адрес>, 5 - в <адрес>.
В соответствии с Перечнем заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденным приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...> АЧС является особо опасной болезнью животных.
При установлении АЧС устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин), утверждается перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определяются:
ограниченная территория или помещение, в которых находятся источник возбудителя, факторы передачи возбудителя, и (или) свиньи, или дикие кабаны (далее - эпизоотический очаг), территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет от 5 км до 20 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне, и в эпизоотическом очаге (далее - угрожаемая зона);
территория, прилегающая к угрожаемой зоне, радиус которой составляет от 10 км до 100 км от границ угрожаемой зоны и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне и в эпизоотическом очаге (далее - зона наблюдения).
В эпизоотическом очаге проводится изъятие свиней и продуктов убоя свиней и диких кабанов их убой бескровным методом и уничтожение. Оборудуются дезбарьеры на входе и въезде на территорию (с территории) эпизоотического очага. На дорогах, ведущих из эпизоотического очага к границам угрожаемой зоны выставляются, круглосуточные контрольно-пропускные посты, оборудованные временными дезбарьерами, шлагбаумами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, дезинфекционными установками и контейнерами для сбора изъятой продукции, с круглосуточным дежурством и привлечением сотрудников полиции. Круглосуточная работа на контрольнопропускных постах должна осуществляться до завершения уничтожения и переработки всех свиней (их трупов), изъятия и переработки (уничтожения) всей продукции, полученной от убоя свиней и продукции переработки продуктов убоя свиней в эпизоотическом очаге, угрожаемой зоне, и проведения второй (текущей) дезинфекции в эпизоотическом очаге.
В угрожаемой зоне запрещается вывоз свиней, реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления, вывоз и пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, отходов свиноводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании свиней, заготовка на территории угрожаемой зоны и вывоз кормов, за исключением комбикормов промышленного производства и фуражного зерна, прошедших термическую обработку при температуре не менее 70 °С, обеспечивающую их обеззараживание. Осуществляется: направление свиней на убой и переработку на предприятия по убою и переработке, расположенные в угрожаемой зоне. В случае отсутствия таких предприятий осуществляется изъятие свиней, их убой бескровным методом и уничтожение трупов.
В зоне наблюдения запрещается:
ввоз свиней для воспроизводства, ввоз свиней для откорма, за исключением ввоза свиней, вакцинированных в хозяйстве-поставщике против рожи свиней и классической чумы свиней, не ранее 30 календарных дней до дня ввоза на территорию зоны наблюдения; реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления; проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением свиней; выгульное содержание свиней, в том числе под навесами. В зоне наблюдения владельцы свиней должны обеспечить их содержание, исключающее контакт между свиньями и дикими животными;
Запрещается убой свиней, за исключением убоя на предприятиях по убою и переработке, с отбором Проб для лабораторных исследований на АЧС, вывоз свиней, вывоз продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, охота на дикого кабана, за исключением охоты в целях регулирования численности.
В зоне наблюдения с целью доказательства отсутствия циркуляции вируса АЧС осуществляется: наблюдение за состоянием здоровья свиней; обследование охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания дикого кабана, в целях выявления захоронений павших свиней в природной среде, а также случаев падежа диких кабанов; отбор Проб для проведения лабораторных исследований на АЧС из всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств (не менее одного обследования за период карантина всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств).
Содержание свинопоголовья ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории <адрес>, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина). Существенная угроза охраняемым общественных отношениям также заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению установленных законом публично-правовых обязанностей по соблюдению ветеринарно-санитарных требований
В силу ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст.60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В целях по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
Судом, с учетом требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о возможности удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Управление ветеринарии <адрес>» об обязании совершения определенных действий, удовлетворить.
Обязать Коваленко И.П., по согласованию даты и времени допустить ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление <адрес>» на территорию личного подсобного хозяйства, расположенного <адрес> для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии при содержании сельскохозяйственных животных.
Обязать Коваленко И.П., по согласованию даты и времени предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> для проведения идентификации, отбора крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации от классической чумы свиней, в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>; Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано <адрес> суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись И.А.Харченко
копия верна: судья И.А.Харченко
секретарь с/з С.Г.Харыбина