УИД 03RS0005-01-2022-010697-65
Решение
Именем Российской Федерации04 мая 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Интегра Траст» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
установил:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обратилось в Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Интегра Траст» об устранении нарушений природоохранного законодательства ( л.д.4-5).
В обоснование требований истец указал, что постановлением Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 19 мая 2021 года №422-ГР/2021 ООО автоцентр «Интегра Траст» ( далее- ООО «Интегра Траст») привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ. Нарушение природоохранного законодательства выражено в неисполнении требований федерального законодательства в части обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) (или обоснование отсутствия такой необходимости). Данное постановление вступило в законную силу 11 мая 2021 года. В целях устранения нарушения 11 мая 2021 года в ООО «Интегра Траст» внесено представление №422-ГР/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Названное представление вручено ООО «Интегра Траст» 19 мая 2021 года, ответчиком не обжаловано и в соответствии с ч.2 ст.29.13 КоАП РФ должно было быть исполнено в срок до 19 июня 2021 года.
Как указывает в своем исковом заявлении Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, ООО «Интегра Траст» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее- ОНВ), которому присвоена III категория по степени воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №2398 (код объекта - 80-0202-010490-П), расположенном по адресу: 450071, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Лесотехникума, 49/1а.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Между тем, ООО «Интегра Траст» в нарушение пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» не обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
В своем исковом заявлении истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью автоцентр «Интегра Траст» в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить его на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости).
Определением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2023 года гражданское дело по иску Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью автоцентр «Интегра Траст» об устранении нарушений природоохранного законодательства, передано для рассмотрения по подсудности в Канашский районный суд Чувашской Республики ( л.д. 67).
Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился,
Представителю ответчика - ООО «Интегра Траст» судебная повестка направлялась по месту нахождения юридического лица по адресу: <адрес>.
Однако указанное судебное извещениеООО «Интегра Траст» не приняты, в связи с чем судебная повестка по истечении срока ее хранения почтовой организацией возвращена в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 67 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть названное дело в отсутствие представителя ответчика.
Кроме этого, участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Изучив исковое заявление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Интегра Траст» является мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ( л.д. 13-16).
Постановлением Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года №422-ГР/2021 ООО «Интегра Траст» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения ( л.д.6-7).
Из указанного постановления следует, что ООО «Интегра Траст» с 03 апреля 2013 года эксплуатирует объект III категории негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес>; основной ОКВЭД - мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг; указанный объект имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ. Между тем, по состоянию на 22 апреля 2021 года юридическим лицом не разработан план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ на объектах в период неблагоприятных метеорологических условий. Заявление для согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий или документов, подтверждающих отсутствие необходимости разработки таких мероприятий, в Минэкологии Республики Башкортостан не поступило.
Пленум Верховного Суда РФ в абзаце 4 пункта 8 Постановления от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснил, что на основании части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч.2 ст.61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вина ответчика в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объекта, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Лесотехникума, д.49/1 а, основным видом деятельности которого является мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг, подтверждается вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела.
11 мая 2021 года главным специалистом-экспертом Республики Башкортостан отдела государственного контроля Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан по результатам рассмотрения административного дела внесено представление директору ООО «Интегра Траст» с требованием в течение месяца со дня получения представления принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, проведению мероприятий по разработке плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в период неблагоприятных метеорологических условий ( л.д.8).
В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения которого направлены в том числе на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (преамбула).
Для реализации данных задач названным Федеральным законом закреплено понятие вреда окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1), и указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11).
Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ( далее - Федеральный закон №96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (абзац 4 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абз.3 пункта 3 статьи 19 Федерального закона №96-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий ( далее по тексту - НМУ).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 Требований).
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 2 Требований).
Пунктами 4, 5 Требований определено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам»; разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Согласно пунктам 22, 23 Требований в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии). Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям); передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Принимая во внимание, что атмосферный воздух является одним из жизненно важных элементов природы, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, а ответчик, получив 19 мая 2021 года представление Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства ( л.д. 9), в установленный срок (в течение месяца со дня получения представления) в нарушение положений п.3 ст.19 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране окружающего воздуха» и Приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» не разработал и не согласовал с Минэкологии Республики Башкортостан мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объекте негативного воздействия на окружающую среду III категории, расположенном по адресу: <адрес> (основным видом деятельности которого является мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг), суд приходит к выводу о том, что иск Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст.45 ГПК РФ, по правилам ч.1 ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
ИскМинистерства природопользования и экологии Республики Башкортостан удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Интегра Траст» ( ИНН 2123013035, КПП 212301001, ОГРН 1132134000129) в течение 1 ( одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объекте негативного воздействия на окружающую среду III категории, расположенном по адресу: <адрес>, и направить их на согласование с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Интегра Траст» ( ИНН 2123013035, КПП 212301001, ОГРН 1132134000129) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено 05 мая 2023 года.