Судья Комаров И.Е. Дело № 33-5711/2023
№ 2-849/2023
64RS0004-01-2023-000469-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июля 2023 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Александровой К.А., Гладченко А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Пауковой Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Балаково в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к министерству здравоохранения Саратовской области, государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», третье лицо: ФИО1, об обеспечении изделиями медицинского назначения,
по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 апреля 2023 года, которым исковые требования удовлетворены,
заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя
ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» Мишиной Л.В. и представителя министерства здравоохранения Саратовской области Россошанской О.Ю., поддержавших доводы жалобы, представителя истца прокурора Новопольцевой Ж.Б. и третьего лица ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, возражавших по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,
установила:
Прокурор города Балаково в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Саратовской области, государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника» (далее – ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника») об обеспечении изделиями медицинского назначения.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой города Балаково проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении прав ее ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Установлено, что сын заявительницы — ФИО2, <дата> года рождения, страдает заболеванием «<данные изъяты>» с <дата> года. Диагноз ФИО2 подтвержден в период госпитализации в ГУЗ СО «<данные изъяты>» с 15 октября 2022 года
по 24 октября 2022 года. С <дата> является инвалидом и наблюдается специалистами ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника». Согласно ответу Министерства здравоохранения Саратовской области от 16 сентября 2022 года одной из современных методик контроля уровня глюкозы в организме является непрерывный мониторинг глюкозы. В новом стандарте медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа от 22 января 2021 года № 22н указано не необходимость обеспечения пациентов средствами для непрерывного мониторинга глюкозы крови. Вместе с тем, несовершеннолетний системой непрерывного мониторинга уровня глюкозы обеспечивается непостоянно, с перебоями. Прокурор указывает, что в декабре 2022 года в адрес Министерства здравоохранения Саратовской области по данному факту внесено представление, по итогам рассмотрения которого ребенок до 08 января 2023 года обеспечен необходимыми медицинскими изделиями. Согласно действующему законодательству ребенка необходимо обеспечить на 180 дней, однако данное требование министерством не выполнено. Также, прокуратурой города в представлении в адрес Министерства здравоохранения Саратовской области указано о необеспечении детей-инвалидов с заболеванием «сахарный диабет» изделиями медицинского назначения.
Считая права ФИО2 нарушенными, прокурор обратился в суд, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать Министерство здравоохранения Саратовской области и ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» обеспечивать на постоянной основе ребенка-инвалида ФИО2 средством непрерывного мониторинга глюкозы «Free Style Libre» в необходимом количестве и в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; обязать Министерство здравоохранения Саратовской области осуществить закупку изделий медицинского назначения: расходные одноразовые медицинские изделия - ланцеты (наконечники для ручки-скарификатора), «Глюкагон», тест-полоски для определения кетонов в моче, спиртовые салфетки для дальнейшего предоставления в
ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» с целью обеспечения ребенка-инвалида ФИО2 в необходимом количестве; обязать ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписать соответствующие рецепты и предоставить изделия медицинского назначения: расходные одноразовые медицинские изделия - ланцеты (наконечники для ручки-скарификатора), «Глюкагон», тест-полоски для определения кетонов в моче, спиртовые салфетки; обратить к немедленному исполнению решение суда в части обеспечения медицинскими изделиями.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 06 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника», не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности обеспечить ФИО2 изделиями медицинского назначения: расходными одноразовыми медицинскими изделиями ланцеты (наконечниками для ручки-скарификатора), «Глюкагоном», тест-полосками для определения кетонов в моче, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Просит вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор выражает согласие с постановленным судебным актом, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание явилась представитель ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» Мишина Л.В. и представитель министерства здравоохранения Саратовской области Россошанская О.Ю., поддержавшие доводы жалобы, представитель истца прокурор Новопольцева Ж.Б. и третье лицо ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах ФИО2, возражавшие по доводам жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2, <дата> года рождения, страдает заболеванием «<данные изъяты>».
ФИО2. установлена инвалидность ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро № с <дата> до <дата> 2034 года (т. 1 л.д. 11).
В возражениях на исковое заявление указано, что ФИО2 нуждается в самоконтроле уровня глюкозы в крови глюкометром, в связи с чем осуществляется обеспечение его средствами самоконтроля – тест-полосками для определения уровня глюкозы крови и играми для шприц-ручек. Нуждаемость ребенка в таком средстве диагностики как глюкометр сторонами не оспаривалась (т. 1 л.д. 62-66).
Согласно выписке из протокола № от 24 августа 2022 года заседания подкомиссии врачебной комиссии ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» по рациональному назначению лекарственных средств ФИО2 назначена по жизненным показаниям система непрерывного мониторинга глюкозы (далее – НМГ) «FreeStyle Libre» из расчета 1 сенсор на 14 дней. После чего выписаны рецепты на получение датчиков системы НМГ (т. 1 л.д. 12-13).
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на министерство здравоохранения, а на ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» обеспечивать на постоянной основе ребенка-инвалида ФИО2 средством непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» в необходимом количестве и в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом суд исходил из того, что ребенку рекомендован непрерывный мониторинг глюкозы, а его отсутствие приводит к жизни угрожающим последствиям, что является нарушением приведенных конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Разрешая требования о возложении обязанности на ответчиков обеспечивать и выписывать рецепты на бесплатное получение ланцетов, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Минздравом России. Всесторонне и полно исследовав доводы сторон, представленные доказательства, учитывая состояние здоровья ребенка, исходил из доказанности того факта, что, ФИО2 необходим контроль уровня глюкозы в крови с помощью глюкометра, составной частью системы которого являются ланцеты.
Руководствуясь Клиническими рекомендациями и Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о возложении обязанности на министерство здравоохранения обеспечить, а на ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «Глюкагон», тест-полосок для определения кетонов в моче.
Относительно требований о возложении обязанности на министерство здравоохранения обеспечить, а на ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписывать рецепты на спиртовые салфетки суд первой инстанции руководствовался Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890, рекомендациями методического руководства «Техника инъекции и инфузии при лечении сахарного диабета» и инструкцией по применению датчика FreeStyleLibre, из которой следует, что его установка требует спиртовой обработки участка поверхности кожи перед его установкой, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписывать рецепты, а на министерство здравоохранения Саратовкой области обеспечивать на постоянной основе ФИО2 средством непрерывного мониторинга глюкозы «Free Style Libre» в необходимом количестве и в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, а также спиртовыми салфетками судебной коллегией не проверяется в соответствии
со ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку в данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на министерство здравоохранения Саратовской области осуществить закупку ланцетов и препарата «Глюкагон» для дальнейшего предоставления ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» с целью обеспечения ФИО2 в необходимом количестве, а на
ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписать соответствующие рецепты и предоставить их ФИО2
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2
ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43).
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики (далее – Перечень № 890).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (п. 9 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»)
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом
от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года
№ 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета, в том числе «Глюкагон» (код H04AA).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с действующим законодательством, суд апелляционной инстанции также должен предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Реализуя указанные полномочия, суд апелляционной инстанции должен учитывать, что выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания, а также оказать содействие в собирании и истребовании доказательств.
Судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств приняты показания свидетеля – заведующей ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» ФИО10, поскольку она в настоящий момент осуществляет контроль за выдачей рецептов детям, больным сахарным диабетом. ФИО10 в судебном заседании пояснила, что лекарственный препарат «Глюкагон» – это средство экстренной помощи. Он предназначен для предотвращения и лечения тяжелых гипогликемических состояний у детей. По своему действию является противоположным препарату «Инсулин» и соответственно он вызывает повышение уровня сахара. Данное состояние крайне критическое, поэтому амбулаторно в домашних условиях введение данного препарата требует обязательного последующего вызова скорой медицинской помощи и госпитализации пациента в стационар для того, чтобы определить причину такого тяжелого состояния у пациента, и соответственно принять дальнейшие меры по коррекции лечения. «Глюкагон» используется до приезда скорой помощи, а госпитализация проводится после применения данного препарата.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости обеспечения ФИО2 лекарственным препаратом «Глюкагоном», поскольку при заболевании «диабет» предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами. При этом судебная коллегия обращает внимание, что, согласно пояснениям свидетеля, отсутствие в аптечке такого лекарственного препарата как «Глюкагон», которое отпускается только по рецепту врача, может привести к негативным последствиям при несвоевременной помощи в экстренной ситуации.
В соответствии подразделом 3.3 «Самоконтроль» Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России, рекомендуется проведение у пациентов с сахарным диабетом 1 типа регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях лечебно-профилактических учреждений глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторингом глюкозы (далее также - ФМГ), однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше (комментарии).
Для возможности измерения уровня глюкозы в крови при помощи глюкометра в него вставляется тест-полоска. Ланцеты обеспечивают прокалывание кожи для взятия образца крови.
Подразделом 3.6 «Непрерывное мониторирование глюкозы» установлено, что в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя данные ФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или если симптомы не соответствуют показателям системы.
Несмотря не то, что ФИО2 рекомендован самоконтроль уровню глюкозы при помощи глюкометра, в 2022 году принято решение врачебной комиссии об обеспечении датчиками «FreeStyle Libre» для непрерывного мониторирования глюкозы, решение о необходимости ребенка ланцетами не принималось, что послужило основанием для приобретения указанных расходных материалов за собственный счет.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены. Поскольку обеспечение расходными материалами, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, такое обеспечение должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Отклоняя доводы ответчика о том, что предоставление истцу медицинских изделий - ланцетов не предусмотрено нормативными актами, судебная коллегия обращает внимание на то, что предоставление необходимого медицинского оборудования для измерения уровня глюкозы в крови предполагает и обеспечение необходимыми одноразовыми расходными материалами к нему, иное фактически лишает ребенка-инвалида права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.
Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предусмотренными стандартами оказания медицинской помощи, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим заболеваниями эндокринной системы, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение.
Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и применение средств диагностики (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890).
Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом «Глюкагон» и ланцетами, а также ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата и изделий медицинского назначения бесплатно.
Судом установлено, что ФИО2 страдает сахарным диабетом, в связи с чем ему неоднократно был показан мониторинг уровня глюкозы в крови с помощью глюкометра. Вместе с тем возможность реализации такого права ФИО2 предоставлена не была ввиду того, что ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника», несмотря на рекомендации, рецепты на выдачу ланцетов не выписывались.
С учетом изложенного, при разрешении вопроса об обеспечении ребенка лекарственным препаратом «Глюкагон» и одноразовыми медицинскими изделиями - ланцетами суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Саратовской области и ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» обеспечить ФИО2 изделиями медицинского назначения тест-полосками для определения кетонов в моче, при этом исходит из следующего.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление истцу игл инсулиновых (игл для автоинъектора), тест-полосок для определения уровня глюкозы, шприц-ручек и др. (далее – Перечень № 3053-р).
Исходя из действующего законодательства тест-полоски для определения кетонов в моче как изделие медицинского назначения не включены ни в Перечень № 3053-р, ни в Перечень № 890.
На основании ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи ежегодно утверждается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно раздела III постановления Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезнях эндокринной системы. В разделе V указано, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляются: в том числе обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Аналогичные положения содержались в ранее действующих (в 2019, 2020, 2021 годах) программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 (далее – Федеральная программа), постановлением Правительства РФ от 6 мая 2003 года № 255
«О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и письмом Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 года
№ 11-7/И/2-20700 в Саратовкой области разработана Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Программа).
Вместе с тем, в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, тест-полоски для определения кетонов в моче также не входят (Приложение № 5 к Программе).
Кроме того, согласно показаниям свидетеля ФИО10 тест-полоски для определения кетонов в моче не являются средством самоконтроля для пациентов, страдающих сахарным диабетом. Сам метод использования тест полосок для определения кетонов в моче является диагностическим тестом для пациентов, которые имеют состояние <данные изъяты>. По данным выписных листов у пациента в данный момент было зафиксировано состояние отсутствия <данные изъяты>.
Учитывая, что тест-полоски для определения кетонов в моче не входят ни в один действующий в настоящее время Перечень бесплатно предоставляемых изделий медицинского назначения, рекомендации по их назначению ФИО2 отсутствуют, решение врачебной комиссии по данному вопросу не принималось, основания для удовлетворения исковых требований в части обеспечения ребенка указанными тест-полосками у суда первой инстанции отсутствовали.
Таким образом, на основании ст. 330 ГПК РФ, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заместителя прокурора города Балаково в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Саратовской области осуществить закупку изделий медицинского назначения тест-полосок для определения кетонов в моче для дальнейшего предоставления ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» с целью обеспечения ФИО2 в необходимом количестве, возложении обязанности на ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» выписать соответствующие рецепты и предоставить ФИО2 изделия медицинского назначения тест-полоски для определения кетонов в моче – подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 апреля 2023 года в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Саратовской области осуществить закупку изделий медицинского назначения тест-полосок для определения кетонов в моче для дальнейшего предоставления государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника» с целью обеспечения ребенка-инвалида ФИО2, <дата> года рождения, в необходимом количестве, возложения обязанности на государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника» выписать соответствующие рецепты и предоставить ребенку-инвалиду ФИО2, <дата> года рождения, изделия медицинского назначения тест-полоски для определения кетонов в моче – отменить. В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Балаковского районного суда Саратовской области
от 06 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи