Решение по делу № 2-662/2017 от 27.03.2017

Дело № 2-662/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.04.2017г.

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова Р.А.

при секретаре Ворончихиной А.М.,

с участием помощника прокурора Суслова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора, заявленному в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о защите нарушенного права на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в границах Чайковского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Пермского края, решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому МР от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени специализированным жилым помещение она не обеспечена, что, по мнению прокурора, свидетельствует о нарушении ее прав, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419.

В судебном заседании представитель Чайковской городской прокуратуры ФИО8 на иске настаивал по изложенным в нем доводам, в то же время, полагал, что единственным надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края. Заявил об отказе от предъявленных к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району исковых требований. В обоснование отказа сослался на то обстоятельство, что данным государственным органом предусмотренные законодательством для целей обеспечения ФИО1 жилым помещением действия совершены, необходимые решения приняты.

ФИО1, будучи извещенной, не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, сообщила, что на удовлетворении предъявленных прокурором в его интересах к Правительству Пермского края исковых требований настаивает, с отказом прокурора от исковых требований, предъявленных к ТУ МСР ПК по Чайковскому МР согласна.

Определением суда производство по делу в части исковых требований Чайковского городского прокурора к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в части.

Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными к доверителю исковыми требованиями по тем мотивам, что последний является ненадлежащим ответчиком. Между тем, подтвердил изложенные в иске доводы о том, что решением уполномоченной комиссии ФИО1 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края, данные о ее постановке на учет в территориальном управлении были переданы в Министерство социального развития Пермского края.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в ответ на извещение направил отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора предоставить жилое помещение конкретно в границах Чайковского муниципального района Пермского края, поскольку федеральное законодательство предусматривает обязанность предоставления жилья в пределах субъекта РФ, то есть на территории всего Пермского края.

Представитель участвующего в деле в статусе третьего лица Министерства социального развития Пермского края не явился, в ответ на судебное извещение представил отзыв, в котором указал, что предоставление жилья такой категории граждан осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список. Предоставление ФИО1 жилья без учета очередности нарушит гарантированные ч. 3 ст. 17 Конституции РФ права иных, включенных в список лиц.

Представитель участвующего в деле в статусе третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не явился, в ответ на судебное извещение представил отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора, пояснив, что поддерживает позицию Правительства Пермского края.

Представитель участвующего в деле в статусе третьего лица Государственного казенного учреждения Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» не явился, о наличии какого-либо самостоятельного мнения по существу заявленных требований не сообщил.

Оценив содержание заявленных доводов и возражений, исследовав представленные в обоснование иска доказательства, суд приходит к выводу о состоятельности исковых требований, предъявленных Чайковским городским прокурором в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из содержания представленных в обоснование заявленных исковых требований доказательств установлено следующее:

ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГг. у одинокой матери ФИО2. Отец ФИО3 в свидетельстве о рождении ребенка записан со слов матери (справка о рождении на л.д. 7, свидетельство о рождении на оборотной стороне л.д.9).

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (оборотная сторона л.д.7-8).

Приказом Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ попечителем ФИО1 назначена ФИО4 (л.д. 11).

Согласно представленному суду свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 30,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.26). Однако, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Какими-либо иными жилыми помещениями на праве собственности, на правах нанимателя по договору социального найма ФИО4 не владеет (справка ГУП «ЦТИ ПК», информации Администрации Чайковского городского поселения на л.д. 20-21).ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и с заявлением об установлении факта невозможности проживания по адресу: <адрес> (л.д.14).

В соответствии с Заключением ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. оборотная сторона л.д. 13).

Решением ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР от ДД.ММ.ГГГГ (оборотная сторона л.д. 12), ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края. О принятом решении ФИО1 была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Из содержания представленного суду письменного отзыва ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР и Минсоцразвития ПК установлено, что до настоящего времени ФИО1 состоит в указанном списке.

Оценивая содержание представленных доказательств, суд признает состоятельными суждения прокурора о том, что ФИО1 в силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладает правом на предоставление ему    во владение и пользование жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения (ст. 109.1 ЖК РФ).

Прокурором заявлено, что ФИО1, несмотря на то, что в соответствующий список она включена с ДД.ММ.ГГГГ и достигла совершеннолетия, жилое помещение из состава специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419, не предоставлено до настоящего времени.

Указанные доводы прокурора участвующими в деле лицами не опровергнуты. Каких-либо доказательств утраты ФИО1 права на социальные гарантии, закрепленные в ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. №1939-419, наличия иных препятствий к удовлетворению заявленных исковых требований, суду не представлено.

Изложенная в отзывах участвующих в деле лиц информация об отсутствии в настоящее время объективной возможности реализовать жилищные права ФИО1, о наличии очереди из лиц, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, иной оценки установленных обстоятельств не влечет.

По мнению суда, реализация детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, равного права на обеспечение жилыми помещениями предполагает отсутствие критериев какой бы то ни было очередности. В силу действующего законодательства органы государственной власти обязаны создать необходимые правовые, организационные и материальные условия для реализации всеми без исключения гражданами своего возникшего на основании закона права.

Суждения представителя ответчика Правительства Пермского края об отсутствии у его доверителя обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение в границах Чайковского МР, суд расценивает в качестве несостоятельных.

Как уже ранее указано, согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации

В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из смысла указанных правовых норм следует, что спорная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.

Местом жительства ФИО1 в соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ является Чайковский муниципальный район, где она зарегистрирована постоянно и где поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Удовлетворяя иск прокурора, предъявленный к Правительству Пермского края, суд руководствуется следующим:

Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Исходя из Постановлений Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 09.09.2013 N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений…», реализация заявленного к судебной защите права ФИО1 предполагает совокупность решений и действий должностных лиц различных исполнительных органов государственной власти и учреждений Пермского края, в том числе, возможно, и не привлеченных к участию в настоящем деле (например, финансовых органов). Конкретный орган власти (учреждение), в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, нормативными правовыми актами Пермского края не определен.

Учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обладающим, в том числе, полномочиями по координации деятельности всех исполнительных органов государственной власти Пермского края, суд возлагает обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, именно на него. Привлечение к гражданско-правовой ответственности данного субъекта властных отношений обеспечит, по мнению суда, оперативное и комплексное восстановление нарушенных прав лица, в интересах которого прокурором заявлен иск.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения расположенное в границах Чайковского муниципального района Пермского края жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия.

Судья:

2-662/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чайковский городской прокурор
Соболева Н.С.
Ответчики
Правительство Пермского края
Территориальное управление Министрества социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району
Другие
Министерство Социального развития Пермского края
Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление капитального строительства»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хазяйства Пермского края
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
27.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2017Передача материалов судье
29.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее