Дело № 2а-3210/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2018 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Поповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой А. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести дополнительное обследование основных конструкций многоквартирного дома,
установил:
Попова А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение дополнительного обследования специализированной организацией основных конструкций многоквартирного дома № 7 по ул. Родионова в г. Архангельске с целью принятия межведомственной комиссией соответствующего заключения.
В обоснование указано, что заключением межведомственной комиссии от 25.04.2012 помещения квартир дома № 7 по ул. Родионова были признаны непригодными для проживания. В феврале 2018 года заявитель обратился в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, заявителю разъяснено, что решение о признании дома аварийным подлежащим сносу может основываться только на результатах обследования дома специализированной организацией, заключение которой в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов или истребовать заключение проектно-изыскательской организации независимо от финансово-экономических возможностей. До настоящего времени вопрос о признании жилого дома в целом непригодным (пригодным) для проживания граждан и аварийным не разрешен, решение не принято, что нарушает права граждан.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее - межведомственная комиссия).
В судебном заседании представитель административного истца Иващенко И.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Указала на незаконность бездействия административного ответчика. Представила сведения о том, что дом аварийным до настоящего времени не признан, несмотря на то, что все расположенные в нем квартиры признаны непригодными для проживания еще в 2012 году. Просит взыскать судебные расходы.
Представитель администрации МО «Город Архангельск» Старовойтов А.В. указал на отсутствие оснований для признания бездействия незаконным. Оценку вправе провести истец. Помещения квартир признаны непригодными для проживания, права административного истца не нарушены.
Представитель межведомственной комиссии в суд не явился.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Попова А.В. является нанимателем жилого помещения - <адрес> на условиях договора социального найма. В указанном доме имеются муниципальные квартиры, что подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия провела обследование помещений дома.
По результатам обследования составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания. Помещения квартир дома 7 по ул. Родионова признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не пригодными для проживания, не подлежащими капитальному ремонту (следует из решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
В феврале 2018 года Попова А.В. обратилась в администрацию с заявлением о признании дома № 7 по ул. Родионова в г. Архангельске аварийным и подлежащим сносу.
Письмом от 19.03.2018 заявителю дан ответ на обращение, в котором указано на порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу, необходимость представления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, для решения вопроса о признании дома аварийным.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Абзацем третьим названного пункта предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Положение «О межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «город Архангельск» утверждено постановлением мэрии города Архангельска от 22.05.2015 № 433 (далее - Положение о межведомственной комиссии).
В силу указания п. 17 Положения о межведомственной комиссии организация работы комиссии возлагается на отдел по работе с межведомственной комиссией управления по организации деятельности городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» и включает в себя в том числе подготовку заявок на проведение дополнительных обследований, назначенных межведомственной комиссией.
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принимая во внимание совокупность установленных по данному делу обстоятельств, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что администрация МО «Город Архангельск» в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием требованиям законодательства. Администрация МО «Город Архангельск» как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования многоквартирного дома, оставил решение указанного вопроса на усмотрение иных собственников жилых помещений в доме, а также нанимателей, вынужденных проживать в жилых помещениях, уже признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Необходимая совокупность указанных условий по настоящему делу имеется.
В целях восстановления нарушенных жилищных прав истца на административного ответчика должна быть возложена обязанность в разумный срок организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома с целью обеспечения рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу и принятия межведомственной комиссией соответствующего решения.
Именно бездействие администрации по не проведению дополнительного обследования дома специализированной организацией создает препятствие для рассмотрения межведомственной комиссией заявления о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
С учетом мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, суд полагает разумным установление срока - пять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возражений с указанием на доказательства относительно неразумности указанного срока административным ответчиком не представлено. Отсутствие достаточного финансирования указанных мероприятий не может быть отнесено к обстоятельствам, исключающим удовлетворение заявленных требований. Учитывая техническое состояние дома, а также фактическое проживание в нем граждан, дополнительное обследование необходимо провести в разумные сроки.
Согласно ст. 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В соответствии с п. 15 указанного Постановления расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, например расходы на ознакомление с материалами дела, на использование сети «Интернет», на мобильную связь, на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку в силу статьи 309.2 ГК РФ такие расходы, по общему правилу, входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя административным истцом представлен договор от 16.04.2018, по которому ИП Корякин М.А. обязался оказывать клиенту Поповой А.В. услуги по представлению интересов в суде по административному иску.
Согласно договору стоимость услуг составила 13 000 руб.
В суд представлены договор и квитанция на указанную сумму.
Из материалов дела следует, что интересы истца по административному делу в судебном заседании представлял представитель.
Закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, в частности, при представлении ответной стороной доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Следовательно, управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. В каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.
Ответчиком возражений относительно размера взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя с доказательствами чрезмерности понесенных истцом расходов не заявлено. Своего мнения по существу заявленного размера судебных расходов представитель в судебном заседании не выразил.
Учитывая объем проделанной представителем истца работы, отсутствие возражений со стороны ответчика, расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию в сумме 13 000 руб., данный размер по настоящему делу следует признать разумным и подтвержденным соответствующими доказательствами.
В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Поповой А. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести дополнительное обследование основных конструкций многоквартирного дома удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома № 7 по ул. Родионова в г. Архангельске специализированной организацией.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома № 7 по ул. Родионова в г. Архангельске с целью обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», вопроса о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Поповой А. В. судебные расходы в сумме 13 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2018 года
Председательствующий А.В. Калашникова