Судья И.А. Кулиев Дело № 33-1051/2014
Учет № 27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2014 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей А.С. Гильманова и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Ахметовой И.Х. на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 7 ноября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ахметовой И.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны о включении периода работы в стаж государственной и муниципальной службы, перерасчете размера пенсии и размера единовременной выплаты за выслугу лет отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы Ахметовой И.Х. и ее представителя Хабибуллиной М.Ф., поддержавших жалобу, объяснения представителя ответчика Низамовой Л.Р., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ахметова И.Х. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны о включении периода работы в стаж государственной и муниципальной службы, перерасчете размера пенсии и размера единовременной выплаты за выслугу лет.
В обоснование своих требований истица указала, что письмом от <дата> Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан уведомило ее о том, что продолжительность ее совокупного стажа государственной и муниципальной службы составляет 17 лет 9 месяцев 17 дней. Исходя из этого расчета с <дата> ей назначена пенсия за выслугу лет в размере ... рублей ... копеек. При этом ответчик не включил в данный стаж период ее работы с 1 февраля 1995 года по 1 октября 2001 года в должностях специалиста 1 категории, ведущего специалиста, главного специалиста, начальника отдела в хозрасчетном подразделении мэрии г.Набережные Челны – в Департаменте жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии (далее по тексту – Департамент), как служащей, выполнявшей функции государственного управления в структурном подразделении государственного органа при бюджетном финансировании, указав, что в оспариваемый период Департамент работал на хозрасчетной основе и не был сертифицирован в качестве государственного органа, а ее должность не входила в реестр государственных служащих.
С данным отказом истица не согласна, поскольку он нарушает ее право на должное социальное обеспечение, так как размер пенсии за выслугу лет зависит от продолжительности стажа муниципальной службы.
Также истица указывает, что Департамент создан на базе управления жилищно – коммунального хозяйства мэрии, которое было ликвидировано, а его функции, а также аппарат управления были переданы ему как вновь созданному хозрасчетному подразделению. На основании постановления мэра г.Набережные Челны № 569/1 от 17 апреля 1998 года Департамент был переименован в Департамент жилищно – коммунального хозяйства и энергетики, который постановлением по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан № 187 от 2 августа 2001 года сертифицирован как государственный орган Республики Татарстан, на который распространяется действие Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан». Таким образом, с момента создания Департамент жилищно – коммунального хозяйства и энергетики являлся структурным подразделением мэрии и выполнял функции государственного органа. По мнению истицы, с учетом приведенного выше спорного периода работы по состоянию на 3 июня 2013 года ее стаж государственной и муниципальной службы составит 24 года 2 месяца 18 дней. Однако при ее выходе на пенсию исполнительным комитетом муниципального образования г.Набережные Челны неправильно был произведен расчет полагающейся ей единовременной выплаты из совокупного стажа государственной и муниципальной службы 17 лет 9 месяцев и 17 дней. На основании изложенного истица просила суд признать незаконным решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части подсчета ее совокупного стажа государственной и муниципальной службы, возложить обязанность включить период ее работы с 1 февраля 1995 года по 1 октября 2001 года в стаж государственной и муниципальной службы и произвести перерасчет размера назначенной ей пенсии за выслугу лет исходя из продолжительности данного стажа в 24 года 2 месяца 18 дней, а также обязать исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны произвести перерасчет единовременной выплаты в связи с выходом на пенсию.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан иск не признал.
Представители ответчика исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны и третьего лица Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан в суд не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ахметова И.Х. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее исковых требований. При этом в своей жалобе истица приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражает несогласие с изложенными в решении выводами суда об отсутствии оснований для включения приведенного выше спорного периода работы в ее совокупный стаж государственной и муниципальной службы, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что ее исковые требования должны быть удовлетворены в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель апелляционную жалобу и дополнение к ней поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с доводами жалобы истицы не согласился, считая, что они являются необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 3 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также – граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также – должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Пунктом 2 части первой статьи 6 вышеуказанного Закона Республики Татарстан предусмотрено, что к государственным должностям отнесены должности государственной службы, учреждаемые законами или иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан с учетом положений Федерального закона, настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Татарстан.
В силу пункта 11 части первой статьи 30 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной службы и в порядке компенсации ограничений, установленных федеральными законами, государственным служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
На основании пункта 1 части первой статьи 32 вышеприведенного Закона Республики Татарстан в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями пунктов 1 – 3 части второй данной правовой нормы периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет в следующем порядке:
1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;
2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;
3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в:
а) Аппарате Президента Республики Татарстан;
б) Государственном Совете Республики Татарстан и его Аппарате, Государственном (парламентском) контрольном комитете Республики Татарстан и его аппарате;
в) Кабинете Министров Республики Татарстан и его Аппарате;
г) министерствах, государственных комитетах, иных органах государственного управления Республики Татарстан, в органах государственного управления (органах управления) при Кабинете Министров Республики Татарстан по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан;
д) представительствах Республики Татарстан;
е) местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах;
ж) Комитете конституционного надзора Республики Татарстан;
з) Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан.
Аналогичные положения закреплены в статье 23 Закона Республики Татарстан № 5-ЗРТ от 17 января 2008 года «О муниципальной службе в Республике Татарстан».
Из материалов дела следует, что <дата> Ахметовой И.Х. назначена пенсия за выслугу лет муниципального служащего с учетом совокупного стажа муниципальной службы продолжительностью 17 лет 9 месяцев 17 дней, что соответствует коэффициенту 26 процентов от месячного денежного содержания.
При этом в стаж муниципальной службы для исчисления размера пенсии за выслугу лет не был включен период работы истицы на различных должностях в Департаменте жилищного хозяйства, энергетики и экологии г.Набережные Челны со 2 февраля 1995 года по 30 июня 2001 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ во включении истице в стаж государственной службы спорного периода ее работы в должностях специалиста I категории, ведущего специалиста, главного специалиста и начальника отдела с 1 февраля 1995 года по 1 октября 2001 года является правомерным, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, позволяющих включить данный период в совокупный стаж государственной и муниципальной службы истицы для назначения пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что ее работа в спорный период времени также подлежит включению в совокупный стаж государственной и муниципальной службы, поскольку она протекала в органе государственной власти не могут быть признаны обоснованными.
Как видно из записей в трудовой книжке Ахметовой И.Х., 1 февраля 1995 года она была принята на работу в Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии на должность специалиста первой категории отдела строительства и капитального ремонта, 1 апреля 1996 года переведена на должность ведущего специалиста по благоустройству и озеленению, 1 января 1998 года – на должность главного специалиста по коммунальным вопросам и 1 августа 2000 года переведена на должность начальника жилищно-коммунального отдела с которой была уволена 30 сентября 2001 года в порядке перевода в Департамент строительства и Жилищно – коммунального хозяйства г.Набережные Челны Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и экологии был создан на основании постановления № 205 от 1 февраля 1995 года мэрии г.Набережные Челны на базе Управления жилищно – коммунального хозяйства мэрии.
Согласно Положению о Департаменте жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии г.Набережные Челны, он является подразделением исполнительной власти г.Набережные Челны.
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что Департамент содержится за счет собственных доходов, получаемых от хозяйственной деятельности, дотации из городского бюджета, а также за услуги, оказываемые организациям, предпринимателям, предприятиям и объединениям различных форм собственности.
Постановлением мэрии г.Набережные Челны № 2051 от 1 октября 1995 года в Положение о Департаменте жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии г.Набережные Челны были внесены изменения, в том числе в пункте 2 слова «подразделений исполнительной власти г.Набережные Челны» заменены словами «структурных подразделений мэрии», пункт 7 изложен в следующей редакции «Департамент содержится за счет средств мэрии города и иных источников, определяемых мэром города».
Затем постановлением мэрии г.Набережные Челны № 1623 от 2 июля 1996 года пункт 7 указанного выше Положения изложен в следующей редакции: «аппарат Департамента содержится за счет средств городского бюджета. Структура и штатное расписание аппарата Департамента утверждается мэром города».
Постановлением мэрии г.Набережные Челны № 569/1 от 17 апреля 1998 года Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии переименован в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города.
Согласно Положению о Департаменте жилищно – коммунального хозяйства и энергетики, он является структурным подразделением мэрии и правопреемником Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии.
В пункте 6 данного Положения закреплено, что Департамент содержится за счет собственных доходов, получаемых от хозяйственной деятельности, дотации из городского бюджета, а также за счет услуг, оказываемых организациям, предпринимателям, предприятиям и объединениям различных форм собственности.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, с указанием регистрационного номера должности составляют перечни должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан.
Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан утверждается указом Президента Республики Татарстан с учетом положений Федерального закона, настоящего Закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
При этом судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в период с 1 января 1997 года по 7 августа 2001 года Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан по Департаменту жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и экологии мэрии г.Набережные Челны и по Департаменту жилищно – коммунального хозяйства и энергетики мэрии г.Набережные Челны не велся.
Департамент жилищно – коммунального хозяйства и энергетики мэрии г.Набережные Челны был сертифицирован в качестве государственного органа только с 1 июля 2001 года на основании постановления Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан № 187 от 2 августа 2001 года. Соответственно с указанной даты Ахметова И.Х. была включена в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан в должности начальника жилищно-коммунального отдела Департамента.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, порядок, установленный законом – сертификация в качестве государственного органа и включение должности в реестр государственных гражданских служащих, являются юридически значимыми обстоятельствами, порождающими права на признание лица государственным служащим с соответствующими последствиями в виде установления стажа государственной службы и назначения размеров единовременной и ежемесячных выплат.
Поскольку Департамент жилищно – коммунального хозяйства и энергетики был сертифицирован в качестве государственного органа только 1 июля 2001 года, ответчик обоснованно включил в стаж государственной службы Ахметовой И.Х. период работы с указанной даты.
Принимая во внимание, что требования о перерасчете размера назначенной истице пенсии за выслугу лет и единовременной выплаты в связи с выходом на пенсию взаимосвязаны с требованиями о включении приведенного выше спорного периода работы в ее совокупный стаж ее государственной и муниципальной службы, в удовлетворении данных требований суд также отказал обоснованно.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение основано на анализе законодательства о государственной службе Республики Татарстан, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.
По существу доводы апелляционной жалобы истицы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 7 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахметовой И.Х. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи