Дело № 2-2292/2019
УИД 78RS0017-01-2019-001793-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2019 года город Санкт – Петербург
Петроградский районный суд города Санкт – Петербурга в составе председательствующего судьи Никитина С.С. при ведении протокола секретарем Лисогурском К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мацкевич Ксении Владимировны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным осуждением,
УСТАНОВИЛ:
Мацкевич К.В. обратилась в суд иском к ответчику, в котором просила о взыскании за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, указав в обоснование заявленных требований на то, что приговором Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2018 года по уголовному делу № 1-23/2018 она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 229.1, частью 1 статьи 30, пункту «г» части 4 статьи 228.1 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 6 месяцев в колонии общего режима. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 ноября 2018 года приговор в отношении истца был отменен, прекращено уголовное преследование по указанным преступлениям на основании пункта 1 части 1 статьи 27 УПК РФ, то есть в связи с непричастностью к их совершению, в связи с чем за ней было признано право на реабилитацию.
В связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, обвинением в совершении преступлений, которых она не совершала, избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, неоднократным их продлением, нахождением в изоляции от общества на протяжении 334 дней под стражей и 563 дней под домашним арестом, ей был причинен существенный моральный вред, выразившийся в тяжелых нравственных переживаниях всего произошедшего с ней, а также послуживший причиной утраты деловых и социальных связей в связи с нарушением её права на доброе имя. Уголовное преследование в отношении нее продолжалось в течение 896 дней, в течение которых она неоднократно привлекалась для участия в следственных мероприятиях, где на нее оказывалось психологическое давление с целью добиться признания вины; в период содержания под стражей она был оторвана от дома, семьи и близких; судебные разбирательства продолжались в судах двух инстанций в течение длительного времени. Причиненный ей моральный вред истец оценивает в 3 500 000 рублей.
Истец Мацкевич К.В. и её представитель адвокат Бертрозов С.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу –Озерова К.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск. По мнению ответчика, истцом не представлены доказательства причинения ей морального вреда в связи с уголовным преследованием, размер требуемой компенсации завышен.
Представитель Северо-Западной транспортной прокуратуры, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, старший помощник прокурора Кузнецова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, требуемый размер компенсации морального вреда считала завышенным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 УПК РФ; осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (часть 2 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, приговором Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2018 года по уголовному делу № 1-23/2018 Мацкевич К.В. была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 229.1, частью 1 статьи 30, пункту «г» части 4 статьи 228.1 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 6 месяцев в колонии общего режима.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 ноября 2018 года приговор в отношении истца был отменен, прекращено уголовное преследование по указанным преступлениям на основании пункта 1 части 1 статьи 27 УПК РФ, то есть в связи с непричастностью к их совершению, в связи с чем за ней было признано право на реабилитацию.
Согласно материалам дела, в ходе расследования уголовного дела в отношении истца избирались меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражей, проводились различные следственные действия, в том числе допросы, очные ставки, обыски, выемки.
Продолжительность уголовного преследования, начиная с момента возбуждения уголовного дела по дату вынесения апелляционного определения составила 896 дней, продолжительность нахождения под стражей 334 дня, под домашним арестом – 563 дня.
Оценивая изложенные обстоятельства дела на основании приведенной выше нормы статьи 1070 ГК РФ, суд считает установленным факт причинения истцу морального вреда, так как уже само по себе незаконное уголовное преследование причиняет нравственные страдания человеку, затрагивая его честь и достоинство и, в конечном счете, нарушая его право на доброе имя как положительную социальную оценку моральных и иных качеств личности.
В связи с этим доводы ответчика об отсутствии оснований для компенсации морального вреда судом не принимаются.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая обстоятельства привлечения Мацкевич К.В. к уголовной ответственности, продолжительность уголовного преследования и применения мер процессуального принуждения, категорию преступлений, в которых обвинялась истец, характер и степень нравственных страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием, а также требования разумности и справедливости, сложившуюся практику Европейского Суда по правам человека (постановление Европейского Суда по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от 10 января 2012 года (жалоба № 42525/07, 60800/08) в котором заявители жаловались в соответствии со статьей 3 Конвенции на то, что они содержались (на законных основаниях) в следственных изоляторах (Ананьев - в течение 2 месяцев) и (Баширов - в течение 2 лет и 10 месяцев); постановление Европейского Суда по делу «Горбуля против Российской Федерации» от 6 марта 2014 г., жалоба №31535/09) суд определяет размер компенсации морального вреда в 2 000 000 рублей, полагая, что данный размер компенсации, с учетом установленных по делу обстоятельств, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также будет способствовать восстановлению нарушенных прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мацкевич Ксении Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мацкевич Ксении Владимировны компенсацию морального вреда в связи незаконным осуждением в размере 2 000 000 (Два миллиона) рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 50 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – Петербургский городской суд через Петроградский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2019 года.
Председательствующий подпись С.С. Никитин