Дело № 2-915/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Фондеркиной В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой Елены Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего М.П.А. к Митрофанову Сергею Геннадьевичу и Орехову Анатолию Геннадьевичу о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Орехова Е. Н., действуя в интересах несовершеннолетнего М.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Митрофанову С. Г. и Орехову А. Г. о восстановлении несовершеннолетнему М.П.А. срока для принятия наследства после смерти М.Н.М. В обоснование требований истец сослалась на то, что 28 июля 2018 года умерла М.Н.М., наследниками по закону после ее смерти являются ответчики, как сыновья умершей, а также несовершеннолетний сын истца М.П.А. по праву представления после смерти своего отца М.А.Г., умершего 27 сентября 2007 года. Ответчики обратились в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства, а истец не успела этого сделать, так как фактически не знала, что у умершей имеется какое-либо наследство. Ввиду данных обстоятельств срок для принятия наследства несовершеннолетним пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
В судебном заседании истец Орехова Е. Н. и ее представитель – адвокат Иванов В. А. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду.
Ответчик Митрофанов С. Г., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на участие в разбирательстве дела через своего представителя Канина Б. А. Принимая участие ранее в судебном заседании, ответчик Митрофанов С. Г. с требованиями иска не согласился.
Представитель ответчика Митрофанова С. Г. – Канин Б. А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что отсутствуют законные и уважительные основания для восстановления срока для принятия наследства.
Ответчик Орехов А. Г. с требованиями иска согласился.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, судом установлено, что 28 июля 2018 года умерла М.Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
После смерти М.Н.М. нотариусом Новочебоксарского нотариального округа Николаевой Н. Л. было заведено наследственное дело №, в рамках которого с заявлением о принятии наследства обратились:
- Митрофанов Сергей Геннадьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подавший заявление нотариусу ДД.ММ.ГГГГ;
- Орехов Анатолий Геннадьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подавший заявление нотариусу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалов наследственного дела, после смерти М.Н.М. открылось наследство в виде:
- квартиры, находящейся по адресу: Чувашская Республика, <адрес>;
- объекта индивидуального жилищного строительства, площадью 40, 8 кв. метра, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>;
- объекта индивидуального жилищного строительства, площадью 74, 2 кв. метра, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>;
- земельного участка, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>;
- 1/1309 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование, находящееся по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Атлашевское сельское поселение;
- прав на денежные средства, хранившиеся в Чувашском отделении № 8613 ПАО Сбербанк, с причитающимися процентами и компенсацией, свободных от завещательных распоряжений;
- прав на денежные средства, хранившиеся в АО «Россельхозбанк», с причитающимися процентами и компенсацией, свободных от завещательных распоряжений.
22 марта 2019 года к нотариусу с заявлением обратился несовершеннолетний М.П.А., действующий с согласия своей матери Ореховой Е. Н. В поданном заявлении М.П.А. просил не выдавать свидетельства о праве на наследство после смерти М.Н.М., указывая на то, что он будет обращаться в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства.
Также судом установлено, что несовершеннолетний М.П.А. родился 14 мая 2004 года. Его родителями являются: отец М.А.Г. и К.Е.Н..
Отцовство Митрофанова Алексея Геннадьевича в отношении несовершеннолетнего М.П.А. было установлено решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 января 2014 года.
Указанным решением суда было установлено, что отец несовершеннолетнего М.П.А. (на момент рассмотрения дела – К.П.А.) – Митрофанов Алексей Геннадьевич являлся сыном М.Н.М..
Сам М.А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что М.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, приходился родным сыном наследодателю М.Н.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как указано в пункте 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Положениями ст. 1146 ГК РФ установлено, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В силу п. 2 ст. 1142 ГК РФ внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследство в соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (абз. первый п. 1 ст. 1155 ГК РФ).
Обстоятельства дела с очевидностью указывают на то, что несовершеннолетний М.П.А., являясь сыном Митрофанова Алексея Геннадьевича, соответственно, приходится внуком наследодателя М.Н.М., а потому, в силу положений п. 2 ст. 1142, ст. 1146 ГК РФ имеет право наследовать после смерти наследодателя М.Н.М. по праву представления.
В силу статьи 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего кодекса.
Согласно статье 28 названного кодекса за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Из содержания абзаца первого п. 1 ст. 1155 ГК РФ следует, что суду, рассматривающему требования о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему ребенку, необходимо оценивать реальную возможность самого несовершеннолетнего заявить о своих правах на наследственное имущество, а не его законного представителя, то есть причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.
На момент открытия наследства 28 июля 2018 года несовершеннолетнему М.П.А. было 14 лет, а потому, в силу своего несовершеннолетнего возраста он не мог в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а также не был правомочен самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку в соответствии со статьей 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте, в котором М.П.А. находился на момент смерти наследодателя (т.е. не достигший восемнадцати лет), совершают сделки только с письменного согласия своих законных представителей.
Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (ст. 64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.
В связи с этим субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетним ребенком, не могут в силу норм статей 26, 28 и пункта 1 статьи 1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследникам, являвшимся несовершеннолетними на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация ими права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу их несовершеннолетнего возраста.
Таким образом, применительно к личности несовершеннолетнего М.П.А. уважительные причины пропуска срока для принятия наследства и основания к восстановлению названного срока имеются, поскольку он на момент открытия наследства совершеннолетия не достиг, а потому не имел возможности самостоятельно, без согласия своего законного представителя – матери Ореховой Е. Н. обратиться в нотариальную контору.
Доводы представителя ответчика Митрофанова С. Г. о том, что законный представитель несовершеннолетнего М.П.А. – Орехова Е. Н. состоит в зарегистрированном браке с ответчиком Ореховым А. Г., а потому ей было известно об открытии наследственного дела, судом отклоняются.
Так, причины пропуска срока для принятия наследства применительно к личности законного представителя – Ореховой Е. Н. в предмет доказывания по данному делу не входят и правового значения, исходя из заявленных исковых требований, в настоящем случае не имеют.
Поскольку дееспособностью в вопросе о принятии наследства как на дату смерти наследодателя, так и на момент обращения законным представителем – Ореховой Е. Н. в суд с указанным иском несовершеннолетний М.П.А. не обладал, постольку установленный ст. 1155 ГК РФ пресекательный шестимесячный срок на обращение в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства после того, как отпали причины пропуска этого срока, признается судом соблюденным, а соответственно, причины пропуска срока для принятия наследства - уважительными.
С учетом изложенного, требования иска Ореховой Е. Н. о восстановлении несовершеннолетнему М.П.А. срока для принятия наследства после смерти М.Н.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить М.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для принятия наследства, открывшегося после смерти М.Н.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 20 мая 2019 года.