Решение по делу № 2а-2251/2020 от 18.05.2020

Дело №2а-2251/2020

УИД №22RS0066-01-2020-002117-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года                             г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи    Тагильцева Р.В.,

при секретаре            Наконечникове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганковой Александры Александровны к Комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Цыганкова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула (далее – Комитет), в котором просит признать незаконным решение заместителя председателя Комитета Бутакова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в уточнении красных линий улицы Главная в г. Барнауле в районе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложить на Комитет обязанность устранить допущенные нарушении посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом искусственных границ (ограждения) данного земельного участка по фасадной меже границ по существующему на местности забору с учетом фактического землепользования, о чем сообщить административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Комитет произвести соответствующие уточнения границ земельного участка с кадастровым номером , зарегистрировав эти уточнения в ЕГРН, о чем сообщить административному истцу в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований в административном иске указано, что Цыганкова А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного в порядке наследования в ДД.ММ.ГГГГ. Расположение земельного участка, на котором расположен этот дом, с его границами, включая красные линии, соблюдены на стадии проектирования и строительства жилого дома. Земельный участок для строительства дома предоставлен органами исполнительной власти г. Барнаула до 1939 года в границах, существующих по настоящее время, имеет кадастровый номер , находится на праве бессрочного пользования, которым административный истец владеет добросовестно, открыто и непрерывно более 25 лет.

На основании предписания заместителя главного государственного инспектора по исполнению и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю М.В. . от ДД.ММ.ГГГГ Цыганковой А.А. предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного законодательства путем изменения существующей с 1941 года фасадной границы земельного участка путем перенесения ее в глубину земельного участка на расстояние 1,14 метра со сносом существующего ограждения. В обоснование предписания указано, что администрацией г. Барнаула в одностороннем порядке изменены границы и размеры земельных участков граждан по улице <адрес> путем установления красной линии, проходящей по их земельным участкам, в том числе и по земельному участку административного истца.

Право собственности на вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за администрацией г. Барнаула, которая в одностороннем порядке в нарушение закона включила земельный участок, принадлежащий Цыганковой А.А., в состав земель общего пользования. При этом администрация в установленном порядке с иском в суд об изъятии части земельного участка шириной 1,14 м не обращалась, о произведенной регистрации никто не был уведомлен.

Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в одностороннем порядке перенес красную линию, что привело к наложению границ красных линий на фасадную межу (со стороны <адрес>) земельного участка Цыганковой А.А. По мнению административного истца, красная линия была проработана без учета существующей застройки территории, фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, содержащихся в статьях 1, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в Инструкции о порядке проектирования и установление красных линий в города и других поселениях Российской Федерации (РДСЗ0-201-98), принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 №18-30, а также в Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждении градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 27.02.2003 №27.

Из содержания вышеприведенных актов следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Красная линия не может проходить через уже отведенный земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственный нужд.

Прохождение красной линии по земельному участку нарушает требования «СП 42.13330.2011. Свод правил, Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», в соответствии с которыми расстояние от границы участка должно быть не менее 3,0 м до стены жилого дома, а в данном случае граница участка стала проходить в непосредственной близи от стены жилого дома (п. 7.1).

Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула преднамеренно создает неблагоприятные условия жизнедеятельности, т.к. мимо окон дома будут маневрировать автомобили, создавая невыносимые условия для проживания и причинение вреда здоровью административного истца и членам его семьи от выхлопных газов в связи с несоблюдением санитарно-защитной зоны и градостроительных отступов от дороги. Часть земельного участка, на котором расположено домовладение Цыганковой А.А., отнесена к землям общего пользования, в связи с чем она лишена права пользования земельным участком, что противоречит ст. 36 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. 2.9 СП 42.13330.2011 актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 №820, в малоэтажной застройке допускается устройство проезда к улице и дороге местного значения шириной не менее 3,5 м (таб. № п.11.5).

Фактический проезд по фасадной меже земельного участка до установления границ красных линий составлял более 4 м, что является больше нормативного значения.

Цыганкова А.А. обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула с просьбой перенести красные линии за пределы ее земельного участка посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом искусственных границ (ограждения, забора) земельного участка по фасадной меже границ по существующему на местности забору с учетом фактического пользования этим земельным участком.

В письме Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в уточнении красной линии отказано, поскольку земельный участок не образован в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют, а территория общего пользования (<адрес>) поставлена на государственный кадастровый учет.

Считая данный ответ незаконным, Цыганкова А.А. обратилась с настоящим административным иском в суд.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Представитель Цыганковой А.А., действующий по ордеру адвокат Шибаев И.В., в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула по доверенности Коломбин П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административный исковых требований, поскольку границы земельного участка, на котором расположен дом Цыганковой А.А., не установлены, красные линии проходят по границе сформированного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, доказательства права собственности на спорный земельный участок Цыганковой А.А. не представлены, нанесение красных линий ею не оспаривается, административным истцом избран неверный способ защиты своего права, которое в настоящий момент Комитетом не нарушено.

Привлеченный к участию в деле по инициативе суда административный ответчик заместитель председателя Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Бутаков В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации Железнодорожного района г. Барнаула по доверенности Завьялова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд с учетом положений ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца Шибаева И.В., представителя административного ответчика Коломбина П.В., представителя заинтересованного лица Завьяловой А.А., изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд, а соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий – незаконность решения, действий (бездействия) органа, должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно положениям ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый Цыганковой А.А. ответ Комитета вынесен ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском в суд она обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), то есть в установленный законом срок, поэтому препятствий для рассмотрения спора по существу не имеется. Однако административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Цыганковой А.А. в порядке наследования 21.07.1995 перешла ? доля жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Дом находится на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону (зарегистрировано в реестре ) (л.д. 24).

Согласно выпискам из ЕГРН Управления Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на дом и земельный участок по вышеуказанному адресу ни за кем не зарегистрировано.

Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Следовательно, Цыганкова А.А. является собственником ? доли на жилой дом по адресу<адрес> Между тем земельный участок в состав наследуемого имущества (наследственной массы) не входил, поэтому доводы представителя Шибаева И.В. о возникшем у Цыганковой А.А. праве собственности на этот земельный участок являются несостоятельными.

Кроме того, по данным ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет номер кадастрового квартала площадь составляет <данные изъяты> кв.м, что превышает площадь участка, указанную в свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ более, чем в два раза (л.д. 24).

При этом границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, доказательства предоставления Цыганковой А.А. спорного земельного участка на каком-либо вещном праве в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данным лицом суду не представлены.

Частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Однако таких документов Цыганковой А.А. в суд не представлено.

Утверждение представителя Шибаева И.В. о том, что земельный участок принадлежит Цыганковой А.А., поскольку она им владеет добросовестно, открыто и непрерывно более 25 лет, не основано на законе.

На основании п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Между тем такая регистрация Цыганковой А.А. не произведена.

Что касается позиции стороны административного истца о том, что Цыганкова А.А. вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, на котором находится жилой дом, право собственности на который у нее возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то суд отмечает следующее.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года). Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, Цыганкова А.А. должна обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации такого права на земельный участок, чего сделано не было. Однако данное обстоятельство правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеет, поскольку Управлением Росреестра по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная и выездная внеплановая проверка соблюдении Цыганковой А.А. требований земельного законодательства в отношении используемого ею земельного участка по адресу: <адрес>. По результатам проверки выявлено нарушение землепользователем статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно Цыганкова А.А. заняла и фактически использует часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, путем размещения части гаража и ограждения.

Должностным лицом Управления Росреестра по Алтайскому краю М.В. . составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ , в адрес Цыганковой А.А. вынесено предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).

Данное предписание обжаловано административным истцом в суд, однако в удовлетворении требований решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (административное дело ).

Судом не принимаются во внимание надуманные доводы представителя Шибаева И.В. о том, что администрация г. Барнаула незаконно изъяла у Цыганковой А.А. часть используемого ею земельного участка шириной <данные изъяты> м, поскольку никакого изъятия не происходило. Напротив, границы земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности (<адрес>), определены с учетом красной линии и не заступают на земельные участки, находящиеся в собственности у других лиц, в том числе, на земельный участок, которым пользуется Цыганкова А.А., что подтверждается представленной схемой красных линий (л.д. 46).

При этом суд учитывает, что границы используемого Цыганковой А.А. земельного участка никогда и никем не были определены, данный земельный участок каким-либо государственным (муниципальным) органом ей не предоставлялся. Данный земельный участок даже не отображен на публичной кадастровой карте г. Барнаула, представленной в суд главным специалистом администрации г. Барнаула Завьяловой А.А., которая вынуждена была собственноручно отметить адрес земельного участка ввиду отсутствия такового, чтобы возможно было понять, где он фактически изображен на карте.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (<адрес>) принадлежит на праве собственности городскому округу – городу Барнаулу с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Малого Совета Барнаульского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ , а также п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что подтверждается ответом из Управления Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы административного истца о необходимости уведомления правообладателем вновь образованного земельного участка смежных землепользователей о зарегистрированном праве не основано на законе. Такая обязанность ни на кого каким-либо законом не возложена.

ДД.ММ.ГГГГ Цыганкова А.А. обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула с заявлением о переносе красных линий за пределы земельного участка по адресу: <адрес> посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом искусственных границ (ограждения, забора) земельного участка по фасадной меже границ по существующему на местности забору с учетом фактического пользования земельным участком (8-9).

В письме Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в переносе красных линий отказано, поскольку земельный участок по адресу: <адрес> не образован в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют, а территория общего пользования (<адрес>) поставлена на государственный кадастровый учет. Ограждение, возведенное заявителем, частично расположено за красной линией, находится в профиле <адрес> (на территории общего пользования. Также проектом планировки улично-дорожной сети городского округа – г. Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 06.09.2019 №1494, ранее установленные красные линии в районе земельного участка заявителя не были изменены (л.д. 10).

Данный ответ Цыганкова А.А. считает незаконным, однако суд не может согласиться с такой позицией.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 №1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Таким образом, улично-дорожная сеть городского округа законодательно отнесена к территории общего пользования, обозначаемой красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Видами документации по планировке территории являются проекты планировки территории и проекты межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

При этом на основании ч. 6 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, смотренных частью 5 настоящей статьи Кодекса.

Частью 5 статьи 41 ГрК РФ установлено, что применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных ч. 2 ст. 43 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 42, п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Установление, изменение, отмена красных линий осуществляется посредством подготовки документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Согласно ч. 5, ч. 13 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

При этом частью 20 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 – 5.2 настоящей статьи, подготовленной, в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории утвержден постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ

Первоначально расчет красных линий в районе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ и согласован главным архитектором г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ. Указанный расчет занесен в книгу красных линий (л.д. 66-67).

Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, согласно которому в районе спорного земельного участка установлены красные линии, которые не изменены.

Таким образом, с указанной даты первоначального расчета перенос красной линии в районе земельного участка по <адрес> не осуществлялся, что подтверждается идентичностью координат в книге красных линий и в схеме и списке координат на настоящий момент.

Законность установления красных линий административным истцом в настоящем деле не оспаривается, а корректировка существующих красных линий возможна лишь в строго определенных случаях.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 №18-30, применяемой в настоящий момент в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 Инструкции №18-30 установлена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1 Инструкции №18-30).

В соответствии с п. 4.6 Инструкции №18-30 корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Согласно Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 №344, <адрес> относится к улицам и дорогам местного значения.

На основании нормативов градостроительного проектирования на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 22.03.2019 №282, ширина улиц и дорог составляет 15 -30 м.

В соответствии с представленным топографическим материалом (масштаб 1:500) ширина <адрес> составляет 20 м, что соответствует предъявляемым требованиям.

Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Расчет красных линий сам по себе прав административного истца не нарушает, поскольку показывает координаты узлов и точек излома проектных красных линий и привязку их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям. Установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует пользованию административным истцом земельным участком до пределов самой красной линии.

Вопреки доводам административного истца и его представителя Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула не переносил красную линию, как установлено судом ранее, никакого наложения границ красных линий на фасадную межу (со стороны <адрес>) земельного участка Цыганковой А.А. не произошло. Красные линии разработаны с учетом существующей жилой застройки территории, фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил. Красные линии не проходят через земельный участок, на котором находится принадлежащий Цыганковой А.А. жилой дом.

Нарушений СП 42.13330.2011 актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 №820, которые приводит Цыганкова А.А. в административном иске, судом в ходе разбирательства дела не установлено. Кроме того, данный документ утратил силу с 01.08.2020 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 №985.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Однако таких доказательств ни административным истцом, ни ее представителем суду не представлено, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение прав и свобод административного истца отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований Цыганковой А.А. не имеется.

Ответ Цыганковой А.А. дан заместителем председателя Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Алтайского края Бутаковым В.А. в пределах его компетенции и в установленные законом сроки (30 дней), поэтому оснований для признания такого ответа незаконным у суда не имеется.

Поскольку административные исковые требования о возложении обязанности на Комитет произвести соответствующие уточнения границ земельного участка с кадастровым номером и зарегистрировать эти уточнения в ЕГРН, являются производными от первых двух требований (пункты 1 и 2 административного иска), в удовлетворении которых судом отказано, они также не подлежат удовлетворению.

При этом суд разъясняет административному истцу и ее представителю, что требования, изложенные в пунктах 3 и 4 административного иска, заявлены к ненадлежащему лицу – Комитету, поскольку данный орган не обладает такими функциями в силу Положения о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.07.2010 №333.

Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований Цыганковой Александры Александровны к Комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Алтайского края, в том числе к заместителю председателя Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Алтайского края Бутакову В.А., о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в уточнении красных линий, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с 31 августа 2020 года.

Судья Р.В. Тагильцев

2а-2251/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цыганкова Александра Александровна
Ответчики
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Бутаков Владимир Анатольевич
Другие
Администрация г. Барнаула
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Тагильцев Роман Валерьевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее