Решение по делу № 8Г-3597/2022 [88-5315/2022] от 28.02.2022

№ 88-5315/2022

74RS0038-01-2021-001561-71

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                                     30 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Марченко А.А.,

судей Ишимова И.А., Коренева А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1530/2021 по исковому заявлению прокурора Сосновского района Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности осуществить строительство автомобильной дороги и мостового сооружения

по кассационной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя администрация Сосновского муниципального района Челябинской области – по доверенности Козленковой О.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Москвитина Н.Н. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика осуществить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу строительство:

– автомобильной дороги от дома № 4а ул. Заготзерно п. Есаульский Сосновского района Челябинской области до переправы через р. Зюзелга, протяженностью 1 км, а также от переправы через р. Зюзелга до пересечения с ул. Центральная в д. Заварухино Сосновского района Челябинской области протяженностью 90 м, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007;

– мостового сооружения, связывающего д. Заварухино Сосновского муниципального района и п. Есаульский Сосновского района Челябинской области, отвечающего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33384-2015.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2021 года, исковые требования прокурора удовлетворены: на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области возложена обязанность в течение 3 лет после вступления решения суда в законную силу организовать строительство: автомобильной дороги, отвечающей требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, расположенной в Челябинской области, Сосновском районе от д. Заварухино до п. Есаульский, а именно: от дома № 4а по ул. Заготзерно п. Есаульский до переправы через реку Зюзелга, а также от переправы через реку Зюзелга до пересечения с ул. Центральной в д. Заварухино; сооружения – моста через реку Зюзелга в д. Заварухино Сосновского района Челябинской области, отвечающего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33384-2015, расположенного по ходу вышеуказанной автомобильной дороги.

В кассационной жалобе администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит судебные акты отменить. Указывает, что перечнем мероприятий Программы «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы», обязательным для исполнения органами местного самоуправления, не предусмотрена обязанность по осуществлению каких-либо мероприятий по строительству автомобильной дороги от д. Заварухино до поселка Есаульский, а также мостового сооружения, связывающего д. Заварухино и п. Есаульский, соответствующие расходы бюджетом не предусмотрены. Изменения, связанные со строительством спорных линейных объектов, в указанную Программу не вносились. Отмечает, что строительство указанных объектов запланировано в течение нового срока действия программы по развитию сети автомобильных дорог с 2023 года, уже ведутся соответствующие подготовительные работы. Полагает, что возложенная судом обязанность по строительству является ограничением прав органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Челябинской области просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.

Представители третьих лиц администрации Есаульского сельского поселения, администрации Краснопольского сельского поселения, ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.

Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Есаульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области от 30 августа 2018 года № 33, автомобильная дорога от п. Есаульский до д. Заварухино (ул. Заготзерно), протяженностью 1 881 км является собственностью администрации Есаульского сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой Сосновского района совместно с сотрудниками ОМВД России по Сосновскому району проверки в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера в Сосновском муниципальном районе выявлены следующие нарушения: проезжая часть от ул. Заготзерно п. Есаульский Сосновского района до сооружения через р. Зюзелга, соединяющего д. Заварухино с п. Есаульский, не имеет твердого покрытия, имеет многочисленные провалы, просадки, выбоины шириной до 1,2 м, длиной до 2,5 м, глубиной до 20 см, в то время как согласно требованиям ГОСТ Р 50597-2017 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. При этом по указанной дороге осуществляется, в том числе движение школьного автобуса, осуществляющего подвоз детей, проживающих в д. Заварухино, в МОУ «Есаульская СОШ».

Транспортное сообщение между указанными населенными пунктами осуществляется через р. Зюзелга по сооружению, выполненному в виде рамной конструкции из металла и железобетонных плит, установленной на водопропускных трубах, с одной стороны с перилами. В период с 05 апреля 2021 года по 08 апреля 2021 года произошло подтопление в районе данного сооружения через р. Зюзелга, соединяющего д. Заварухино и п. Есаульский. При этом указанное сооружение является единственным транспортным сообщением для населения д. Заварухино с иными населенными пунктами района.

В связи с отсутствием транспортного сообщения в администрацию Сосновского муниципального района прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, согласно ответу на которое проект межевания и проект планировки территории для размещения линейного объекта автодороги от п. Красное поле до д. Заварухино Сосновского муниципального района Челябинской области будет выполнен в течение одного года; в последующем администрацией района будет решен вопрос финансирования проектно-изыскательских работ строительства мостового сооружения, связывающего д. Заварухино и п. Есаульский, строительства автомобильной дороги «от автодороги Обход г. Челябинска до д. Заварухино», а также автомобильной дороги от д. Заварухино до п. Есаульский Сосновского муниципального района.

Постановлением администрации Сосновского муниципального района № 1883 от 25 ноября 2020 года установлен срок подготовки проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта автомобильной дороги от д. Заварухино до п. Есаульский Сосновского муниципального района Челябинской области. Постановлением администрации Сосновского муниципального района № 1882 от 25 ноября 2020 года установлен срок подготовки проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Мост через р. Зюзелга в дер. Заварухино» Сосновского муниципального района Челябинской области.

Из ответа администрации Сосновского муниципального района следует, что согласно вышеуказанным постановлениям проект планировки и проект межевания территории спорных линейных объектов будет выполнен в течение одного года. После согласования документации по планировке и межеванию территории будут проведены публичные слушания. После проведения вышеизложенных мероприятий администрацией Сосновского муниципального района будет рассмотрен вопрос о финансировании проектно-изыскательских работ строительства мостового сооружения, связывающего п. Есаульский и д. Заварухино, строительства автомобильной дороги «от автодороги Обход г. Челябинска до д. Заварухино», а также автомобильной дороги от д. Заварухино до п. Есаульский Сосновского муниципального района Челябинской области.

Отделом капитального строительства управления архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области сообщено, что для строительства автомобильной дороги потребуется подготовить проектно-сметную документацию, положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза» и документ (кадастровый паспорт земельного участка), подтверждающий землеотвод для размещения линейного объекта, после чего объект включается в заявку на софинансирование из бюджета Челябинской области и предоставляется в соответствующий уполномоченный орган. Администрацией Сосновского муниципального района организованы работы по разработке проекта планировки и межевания территории в целях формирования земельных участков под автомобильную дорогу от д. Заварухино до п. Есаульский, автомобильную дорогу «от автодороги Обход г. Челябинска до д. Заварухино» протяженностью 3,14 км, а также мостового сооружения, связывающего д. Заварухино и п. Есаульский Сосновского муниципального района Челябинской области. Ориентировочные сроки строительных работ дороги от д. Заварухино до п. Есаульский составляет 12 месяцев, дороги «от автодороги Обход г. Челябинска до д. Заварухино» - 18 месяцев, мостового сооружения, связывающего указанные населенные пункты - 12 месяцев.

В письме начальника отдела по земельным отношениям КУИиЗО Сосновского муниципального района указано, что после разработки и утверждения проектов планировки и межевания территории администрацией Сосновского муниципального района в срок не позднее декабря 2021 года будет принято решение об изъятии частей земельных участков (если иное не будет предусмотрено проектами), попадающих в границы проектируемых объектов, для обеспечения проезда до д. Заварухино. Осуществление процедуры изъятия земельных участков, а также оценка рыночной стоимости и понесенных убытков при изъятии земельных участков планируется на 1-2 квартал 2022 года. После чего к началу 3 квартала 2022 года с собственниками земельных участков (в случае их согласия) будет заключено соглашение об изъятии путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд и зарегистрировано право собственности на изъятые земельные участки за муниципальным образованием «Сосновский муниципальный район»

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о невыполнении ответчиком требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на ней, что нарушает право неопределенного круга лиц, проживающего, работающего, учащихся в указанных населенных пунктах на безопасность дорожного движения, на защиту от чрезвычайных ситуаций. Определяя в порядке ст. 204 ГПК РФ срок, в течение которого следует ответчику исполнить решение суда, суд с учетом нахождения работ по формированию земельных участков под размещение линейных объектов на начальной стадии, необходимости прохождения стадии изъятия земельных участков для муниципальных нужд, попадающих в границы проектируемых объектов, проведение конкурсных процедур по отбору подрядчиков, выполнение изыскательских, проектных работ, согласование проектной документации, включение строительства линейных сооружений в программу района, открытия финансирования по указанным проектам, посчитал возможным установить срок в 3 года с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда, признав их соответствующими установленным обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции также не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

С учетом вышеизложенных правовых норм суды верно исходили из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Сосновского муниципального района Челябинской области и обеспечение безопасности дорожного движения на них осуществляется непосредственно данным муниципальным районом.

Указанные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Дорожная деятельность в силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.

Согласно СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающие удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (п. 6.1). Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения (п. 6.17).

Суды, установив наличие необходимости в строительстве автомобильной дороге и мостового сооружения, суды в силу приведенных выше правовых норм правомерно возложили обязанность на ответчика по строительству спорных линейных объектов.

Не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений ссылки в кассационной жалобе на то, что перечнем мероприятий Программы «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы» не предусмотрена обязанность по осуществлению каких-либо мероприятий по строительству автомобильной дороги от д. Заварухино до поселка Есаульский и мостового сооружения, связывающего д. Заварухино и п. Есаульский, а строительство указанных объектов запланировано в течение нового срока действия программы по развитию сети автомобильных дорог с 2023 года, поскольку суд обязал администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области исполнить возложенную на нее обязанность в течение 3-х лет со дня вступления в законную силу решения суда, т.е. фактически в срок до 18 ноября 2024 года.

Отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для исполнения установленных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения указанных обязанностей. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по созданию дороги и обеспечению транспортного сообщения между населенными пунктами, соблюдения безопасности дорожного движения в зависимость от их финансовой возможности.

Доводы кассационной жалобы о том, что возложение на органы местного самоуправления обязанности произвести работы по строительству автомобильной дороги и мостового сооружения ограничивает права данного органа и фактически является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, нельзя признать состоятельными.

На основании статьи 45 ГПК РФ, ст.ст. 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Требования по созданию дороги и обеспечению транспортного сообщения между населенными пунктами, соблюдению безопасности дорожного движения определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности администрации и не определяется усмотрением муниципалитета. Поэтому понуждение ответчика устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность.

Состоявшиеся судебные акты не определяют компетенцию и полномочия ответчика, а устанавливают обязанность по выполнению предусмотренных законом мероприятий.

Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-3597/2022 [88-5315/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Сосновского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Другие
Администрация Краснопольского сельского поселения
ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области
администрация Есаульского сельского поселения Сосновского района
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ишимов Иван Андреевич
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее