Решение по делу № 2-701/2024 от 04.07.2024

Дело № 2-701/2024

УИД: 23RS0049-01-2024-000812-51

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Тбилисская 08 августа 2024 года

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

    председательствующего судьи Нечаева Е.А.,

    при секретаре судебного заседания Волковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Здоровенко Валентины Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании заключить договор на оказание услуг с возложением обязанностей по приему и вывозу растительных отходов,

УСТАНОВИЛ:

В Тбилисский районный суд обратилась Здоровенко В.В. к ООО «ЭкоЦентр» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате услуг вывоза ТКО и понуждении заключить письменный договор на оказание услуг по вывозу ТКО.

Свои требования истец мотивировал тем, что проживает по адресу: <адрес>, и является потребителем услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с мест их накопления. С 01 апреля 2024 года в Тбилисском районе начал свою работу по оказанию услуг вывоза ТКО региональный оператор ООО «ЭкоЦентр». Договор на оказание услуг с Ответчиком не заключался. В нарушение действующих норм, по мнению истца, мусор с указанной контейнерной площадки вывозится не регулярно, в связи с чем, возникает перегрузка контейнеров и мусор вываливается на площадку у контейнера. На территорию, прилегающую к контейнерам, жители складируют траву, сухие ветки деревьев, строительный мусор. Данный вид ТКО Ответчик не вывозит, и его представители отказывают жильцам в их вывозе. Со стороны Ответчика никак не определены места складирования с целью последующего вывоза данного вида отходов. Кроме того, с 2020 года в своём домовладении истец проживает одна, так как сын в 2020 году был призван в ряды Российской армии, а с 2021 года проживает в г. Краснодар, что подтверждается справкой о составе семьи, выданной администрацией Тбилисского сельского поселения. В квитанции за оказанные услуги Ответчик начисляет оплату за 2 человек.

Истец в судебное заседание не явился, однако представил ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает, настаивает на их удовлетворении. О рассмотрении дела в порядке заочного производства не возражает.

Ответчик – представитель ООО «ЭкоЦентр» в судебное заседание не явился, но был уведомлен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель третьего лица - Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края в судебное заседание не явился, однако предоставило суду отзыв и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду доверяет. Отводов не имеет.

В силу ст. 35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими правами.

Согласно ч.2 ст.35 ГПК РФ лица участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственном участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные доказательства, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства и вынести заочное решение.

Как следует из материалов дела с 01 апреля 2024 года на территории Тбилисского района Краснодарского края начало осуществлять свою деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами по Выселковской зоне, в которую входит и Тбилисский район, ООО «ЭкоЦентр».

Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

По разъяснениям письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.07.2020 N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором", потребителем, согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Краснодарского края по Выселковской зоне обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО ООО "ЭкоЦентр". При этом, ООО "ЭкоЦентр" не представило достоверных доказательств об исполнении возложенной на нее обязанности по направлению публичной оферты: в свою очередь - филиал "Тбилисский" регионального оператора так же не представил доказательств об извещении потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации в сетевом издании «Информационный портал Тбилисского района http://www.info-tbilisskaya.ru, на сайте администрации муниципального образования Тбилисский район http://www. adm-tbilisskaya.ru, в средствах массовой информации: в газете "Прикубанские огни".

Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По смыслу указанной правовой нормы, исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства только при совершении указанных в договоре действий (деятельности).

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Согласно положениям статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52 предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" а так же Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с ТКО N 1156 и региональной программой в области обращения с отходами.

Как указано выше, вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, регулируются положениями Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Понятийным аппаратом данного Закона определено, что к твердым коммунальным отходам, то есть ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 года N 242 определен Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

Согласно указанного Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (ФККО), группа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (7 31 300 01 20 5) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (7 31 300 02 20 5). Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации").

Так же, согласно указанного ФККО, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код по ФКО 73120000 00 0) включает виды отходов-мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.

Придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. (СП 59.0013330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001",

утверждена приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, в том числе ИЖС, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления ТКО, являющихся одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.

Кроме того, в разъяснениях Минстроя России (письмо от 18 мая 2018 года N 22270-МП/06 "По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами") указывается, что организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Отмечается, что отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ 15.01.2019 N12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО" с учетом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (ФККО), дано разъяснение о том, что "Отходы от жилищ" включают в себя отходы от уборки территории городских и сельских поселений, а так же растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно - кустарниковыми насаждениями и являются твердыми коммунальными отходами.

Приведенный анализ так же изложен в определении Верховного Суда РФ от 10.10.2023 года N 16-КГ23-32-К4 и апелляционном определении Волгоградского областного суда от 30.11.2023 по делу N 33-12990/2023, где сделаны выводы о том, что отходы, которые образуются при уборке придомовых территорий жилых и многоквартирных домов, вследствие чего придомовая территория объекта ИЖС или МКД подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании ТКО, а так же о том, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО должно обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО, без взимания дополнительной платы, поскольку расчет нормативов произведен в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N484 от 30.05.2016, где так же предусмотрено, что при определении нормативов накопления ТКО в их составе учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Суд, анализируя изложенное, дав оценку представленным доказательствам и исходя из приведенных правовых норм, приходит к выводу о необоснованности довода ответчика ООО "ЭкоЦентр" о том, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений, данные доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм права.

С учетом системной взаимосвязи вышеуказанных правовых норм, довод истца о том, что вывоз отходов, образовавшихся при уборке придомовых территорий, в том числе, уходе за кустарниковой и древесной растительностью путем ее обрезки, должен осуществлять региональный оператор в данном случае ООО "ЭкоЦентр", является правомерным. Поскольку, в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а так же в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 N 242, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками включены в группу отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам (код 7 31300 00 00 0).

Следовательно, отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, входят в состав ТКО, их сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО, в данном случае ООО "ЭкоЦентр", без взимания дополнительной платы.

Кроме того, на основании пункта 6 раздела II Постановления правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги в том числе и вывоз ТКО начисляется исходя из количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Здоровенко В.В. о возложении на ООО "ЭкоЦентр" обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную Здоровенко В.В. за период с 01 апреля 2024 по день принятия решения суда, в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. №354.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Здоровенко Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную Здоровенко Валентине Владимировне за период с 01 апреля 2024 по день принятия решения суда, в соответствии с требованиями пункта 17 раздела 7 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354 исходя из 1 постоянно проживающего собственника домовладения.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" заключить со Здоровенко Валентиной Владимировной договор на оказание услуг в письменной форме.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" принимать и вывозить растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    

Председательствующий: /подпись/

Подлинник заочного решения находится в гражданском деле №2-701/2024

2-701/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ЗДОРОВЕНКО В.В
Ответчики
ООО "ЭКОЦЕНТР"
Другие
Департамент государственного регулирования тарифов
Суд
Тбилисский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
tbilissky.krd.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.09.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
09.10.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
09.10.2024Дело оформлено
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее