УИД: 59RS0004-01-2022-003063-86
Дело № 2-2639/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ЛНА к управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
ЛНА, с учетом уточнения исковых требований, обратилась с иском к управлению жилищных отношений администрации г. Перми с требованиями о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № ЛНА, ЛВА, ЛЮВ, восстановлении ЛНА, ЛВА, ЛЮВ на учете вкачестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что истец с составом семьи из четырех человек, в том числе ЛАВ, ЛВВ, ЛЮВ, приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании договора найма жилого помещения в студенческом общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, истцу в связи с работой, во временное пользование предоставлено жилое помещение в общежитии в ФГБОУ ВО Пермская ГСХА по адресу: <Адрес>. С 1998 года по настоящее время истец и члены ее семьи проживают по указанному выше адресу. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи из четырех человек,снята с жилищного учета в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц. Истец и члены ее семьи не имеют постоянной регистрации, являются малоимущими. Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ действия по снятию ЛАВ с учета признаны незаконными.
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика ЗМВ в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв из которого следует, что истец с составом семьи из четырех человек, была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С момента постановки на учет и до настоящего времени истец с семьей были временно зарегистрированы по адресу: <Адрес>, указанное жилое помещение принадлежит ФГБОУ ВО ПГ АТУ на праве оперативного управления. С ДД.ММ.ГГГГ функции учета и распределения жилья осуществляется ответчиком, до указанной даты названные функции находились в ведении территориальных органов администрации г.Перми (районных администрациях г. Перми). В ходе перерегистрации установлено, что истец и члены ее семьи не имеют документов, подтверждающих постоянную регистрацию на территории г. Перми, решение о постановке семьи на учет было принято неверно, в связи с чем истец с составом семьи из четырех человек была снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в порядке, предусмотренном законом.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Оценив доводы искового заявления, с учетом уточнения исковых требований, изучив материалы дела, материалы учетного дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, устанавливающим правила регулирования жилищных отношений, закрепляет общие критерии нуждаемости граждан в жилье.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных т. 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В период возникновения спорных правоотношений основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и учета таких граждан были предусмотрены ст. 29 и ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Постановка на учет граждан в рассматриваемый период времени регламентировалась Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Пермского областного Совета народных депутатов от 16.08.1988 № 102 (с последующими изменениями и дополнениями), Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.01.1984 № 335.
Пунктом 7 Правил учета граждан предусматривалось, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР).
Согласно п. 11 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление в исполком местного Совета народных депутатов, а по месту работы - администрации предприятия. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, выписка финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, выписка из технического паспорта формы 2-ТИ, справки учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Из материалов дела следует, что решением администрации Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ ЛНА поставлена на жилищный учет, учетный №, по списку первоочередников 2859 (инвалид детства) (том 1 л.д. 283).
Для постановки на учет ЛНА было представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что семья состоит из 4 человек, в том числе муж ЛВВ, дочь ПНВ, сын ЛАВ (том 1 л.д. 284).
На момент принятия на учет ЛНА с членами семьи проживали в общежитии Пермской государственной сельскохозяйственной академии по адресу: <Адрес>, в помещении площадью 32 кв.м. (том 1 л.д. 286). Иных жилых помещений в собственности семьи не имелось, что подтверждено справкой МУ БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 287).
Начиная с 1998 года по настоящее время ЛНА, ЛВВ ПНВ., ЛАВ зарегистрированы по месту пребывания в общежитии по адресу: <Адрес>, ком. 102, что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации по месту пребывания, справками, представленными в материалы учетного дела.
При этом с ЛНА заключались ФГБОУВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени ак. Д.Н. Прянишникова» (ФГБОУ ВО Пермская ГСХА) договоры найма жилого помещения в студенческом общежитии, поскольку ЛНА является работником академии, что также подтверждается материалами учетного дела.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии ИЕФ, ШКВ, КЗД и др. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», отделу по реализации социальных гарантий и выплат предписано снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, в том числе ЛАВ (п. 1.10) (том 1 л.д. 91-92).
Распоряжением начальника от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о внесении в распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии ИЕФ, ШКВ, КЗД и др. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» следующие изменения: пункт 1.10 изложить в следующей редакции: «1.10 ЛНА, с составом семьи из четырех человек, в том числе ЛАВ, ЛВВ, ПНВ Соответствующее уведомление направлено в адрес ЛНА (том 1 л.д. 13-14, 41-42).
ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г. Перми исковые требовании ЛАВк управлению жилищных отношений администрации г. Перми в части, признания незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворены (том 1 л.д. 34-40, материалы гражданского дела №).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о внесении в распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии ИЕФ, ШКВ, КЗД и др. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» следующие изменения: пункт 1.10 изложить в следующей редакции: «1.10 ЛНА, с составом семьи из трех человек, в том числе ЛВВ, ПНВ На отдел по реализации социальных гарантий и выплат возложена обязанность с ДД.ММ.ГГГГ ЛАВ восстановить на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Соответствующее уведомление направлено в адрес ЛАВ (том 1 л.д. 31,32).
Из письма управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЛАВ восстановлен на учете и в списке инвалидов и семей имеющих детей –инвалидов, распоряжением начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д. 29-30).
По результатам рассмотрения обращения о разъяснении основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ЛНА, управлением жилищных отношений администрации г. Перми дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ЛНА с составом семьи из четырех человек, в том числе ЛАВ, ЛВВ, ПНВ. приняты на учет с ДД.ММ.ГГГГ по общегородскому списку. В результате проверки учетного дела в ходе проведения перерегистрации было выявлено, что с момента постановки на учет и до настоящего времени ЛНА с семьей имели место регистрации по месту пребывания по адресу: <Адрес>. В связи с принятием неверного решения должностного лица, осуществлявшего принятие на учет семьи, которая не имела регистрации по месту жительства на территории г. Перми, на основании распоряжения начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № семья снята с учета (том 1 л.д. 9).
На основании вышеизложенного судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ЛНА была принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с семьей из четырех человек, в том числе супруг и двое детей. Распоряжениями начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, ЛНА, ЛВВ, ЛАВ и ПНВ сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ действия по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ЛАВ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № признаны незаконными. ЛАВ восстановлен на учете и в списке инвалидов и семей имеющих детей –инвалидов.
Также установлено, что ЛНА, ЛВВ, ПНВ с 1998 года проживали и пользовались жилым помещением, предоставленным ЛНА в связи с трудовыми отношениями, расположенным в студенческом общежитии по адресу: <Адрес>. Начиная с 1998 года по настоящее время ЛНА, ЛВВ, ПНВ имеют регистрацию по месту пребывания в указанном помещении, поскольку помещение предоставлено для временного проживания. Иного места жительства ЛНА, ЛВВ, ПНВ в указанный период времени не имели.
Снимая ЛНА и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Управление жилищных отношений администрации г. Перми исходило из того обстоятельства, что ЛНА, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, была ошибочна поставлена на учет, поскольку как на момент принятия на учет, так и по настоящее время ЛНА и члены ее семьи не имеют постоянной регистрации, а зарегистрированы по месту пребывания.
С таким выводом органа местного самоуправления суд не соглашается по тому основанию, что ЛНА и члены ее семьи имеют регистрацию по месту пребывания в указанном помещении, поскольку помещение предоставлено для временного проживания. Иного места жительства ЛНА и члены ее семьи в указанный период времени не имели.
Исходя из представленных суду доказательств, основываясь на вышеприведенных положениях законодательства, суд приходит к выводу, что ЛНА была правомерно принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, следовательно у Управления жилищных отношений администрации г. Перми не имелось законных оснований для снятия ЛНА с жилищного учета распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, данные действия признаются судом незаконными.
Поскольку снятие ЛНА с составом семьи из трех человек, в том числе ЛВВ, ПНВ с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным, надлежащим способом восстановления права истца является возложение на ответчика обязанности восстановить ЛНА с составом семьи из трех человек, в том числе ЛВВ, ПНВ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Печенкина Н.В. сменила фамилию на Бардасова, в связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ с БАС (том 1 л.д. 228).
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконными действия управления жилищных отношений администрации г. Перми по снятию с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ЛНА, ЛВВ, ПНВ;
возложить обязанность на управление жилищных отношений администрации г. Перми восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ЛНА, ЛВВ, ПНВ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2022
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-2639/2022
Ленинского районного суда г. Перми