Решение по делу № 2-1577/2018 от 27.06.2018

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                       <адрес>

Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Тамбиев Х.М., при секретаре Мальсаговой М.М., с участием представителя истца Даурбекова Д.З., представителя МВД по РИ Гороховцева Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фаргиевой Аси А. к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности по выплате надбавки к пенсии по случаю потери кормильца и взыскании задолженности по ней,

установил:

Фаргиева А.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ее муж Фаргиев Х. А. погиб при исполнении служебных обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она как вдова погибшего сотрудника органов МВД по <адрес> является получателем пенсии по случаю потери кормильца. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МВД по РИ с заявлением о перерасчете пенсии на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В перерасчете пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием права, т.е. правового статуса, указанного в ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Данный отказ Фаргиева А.А. считает незаконным, учитывая, что погибший ее супруг являлся ветераном боевых действий, то она как член его семьи, являющаяся получателем пенсии по случаю потери кормильца, имеет право на повышение пенсии в указанном размере. В связи с чем просила обязать МВД по РИ выплачивать ей надбавку к пенсии по случаю потери кормильца в установленном законодательством размере с последующей индексацией, а также задолженность по ней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать в ее пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 1 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Даурбеков Д.З. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Гороховцев Р.Н. просил отказать по мотивам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, в органах внутренних дел или в других силовых структурах и ведомствах, производится на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон ).

Согласно части 2 статьи 5 Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу пунктов 1, 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (далее – ФЗ «О ветеранах») меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Согласно ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Фаргиева А.А. является получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, а именно по случаю смерти супруга Фаргиева Х. А. признанного ветераном боевых действий согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ серии РМ .

ДД.ММ.ГГГГ Фаргиева А.А. обратилась в МВД по РИ с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона .

На данное заявление истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ ответило, что повышение пенсии, установленное п. «г» ст. 45 Закона применяется непосредственно к самим ветеранам боевых действий и другим гражданам, имеющим соответствующий статус. Поскольку члены семей умерших ветеранов боевых действий в п. «г» ст. 45 Закона и в ст. 3 Закона № 5-ФЗ не указаны, оснований для повышения пенсии по случаю потери кормильца членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий не имеется.

В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Таким образом, п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий, и к числу таких лиц отнесены члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца.

Поскольку из материалов дела усматривается, что Фаргиевой А.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца, следовательно, на нее также распространяются положения названного пункта Закона.

Представитель МВД по РИ Гороховцев Р.Н. в судебном заседании ссылался на необходимость приложения к заявлению о перерасчете пенсии документов, подтверждающих фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.

Оценивая необходимость предоставления Фаргиевой А.А. дополнительных доказательств, подтверждающих факт выполнения задач ее умершим супругом в условиях вооруженного конфликта на соответствующих условиях и в соответствующие периоды, суд исходит из того, что в материалы дела представлено удостоверение «Ветеран боевых действий» серии РМ на имя Фаргиева Х.А. (супруг Фаргиевой А.А.). Из данного удостоверения следует, что оно выдано бессрочно, действительно на всей территории РФ, его предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

ФЗ РФ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - Руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды выполнения указанных задач.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что МВД по РИ, реализуя полномочия по исполнению норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №_5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , приняв решение о выдаче Фаргиеву Х.А. – супругу Фаргиевой А.А. в 2008 году удостоверения ветерана боевых действий признало за ним право на статус ветерана боевых действий.

Исходя из того, что подателем заявления о повышении размера пенсии по случаю потери кормильца является не сам ветеран боевых действий, а член его семьи, который не может и не располагает доступом к документам для их приложения к заявлению и отражения в нем периода участия умершего супруга в вооруженных конфликтах, предъявление требования о дополнительном доказывании соответствующих обстоятельств является со стороны государственного органа недопустимым при наличии ранее выданного и никем не оспоренного удостоверения «Ветеран боевых действий» на имя Фаргиева Х.А., которое само по себе является в соответствии с действующим законодательством подтверждением статуса ветерана боевых действий.

В статье 45 Закона приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий, к которым отнесены и ветераны боевых действий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг и помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие для всех видов пенсий положения.

При этом субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что надбавка по п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца. Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 4 ст. 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Фаргиева А.А. как член семьи ветерана боевых действий, получающий пенсию по случаю потери кормильца, имеет право на ее повышение в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона . Поскольку данное право установлено судом, то разница между новым и прежним размерами пенсии должна ей выплачиваться со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона ).

Истец в своем исковом заявлении просила взыскать задолженность по пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что с заявлением в МВД по РИ Фаргиева А.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с учетом положений ч. 2 ст. 55 Закона , перерасчет пенсии должен быть произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Фаргиева А.А. просила взыскать в свою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей и расходы по оформлению доверенности в сумме 1 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» отмечено, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (ст. 94 ГПК Российской Федерации).

В соответствии со ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что истцом на оформление нотариальной доверенности понесены расходы в размере 1 000 рублей и на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Фаргиевой Аси А. к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности по выплате надбавки к пенсии по случаю потери кормильца и взыскании задолженности по ней, удовлетворить.

Обязать МВД по РИ выплачивать Фаргиевой Асе А. пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ начиная с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией.

Взыскать с МВД по РИ в пользу Фаргиевой Аси А. недополученную пенсию согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с МВД по РИ в пользу Фаргиевой Аси А. расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1 000 рублей.

Взыскать с МВД по РИ в пользу Фаргиевой Аси А. расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

         Председательствующий:

                Копия верна:

                   Судья

           Магасского р/суда РИ:                                                       Х.М. Тамбиев

2-1577/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фаргиева А.А.
Ответчики
Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
27.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
27.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2018Подготовка дела (собеседование)
24.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2018Судебное заседание
05.09.2018Судебное заседание
06.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее