дело № 3а-86/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 03 июля 2020 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А. И.,
с участием представителя административных истцов Ложниковой Г. В., Ложникова А. Г. - Аксельрод А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ложниковой Г. В., Ложникова А. Г. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
установил :
Административные истцы - Ложникова Г. В. и Ложников А. Г. обратились в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …, площадью 10598 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, в размере равном его рыночной стоимости - 7 427 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленных исковых требований административные истцы указали, что Ложникову А. Г. на основании договора дарения № … от 11 января 2019 года на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок. Данное право зарегистрировано 16 января 2019 года в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04 октября 2019 года № … (запись регистрации № …).
Бывшим собственником спорного земельного участка с кадастровым номером … является Ложникова Г.В., что подтверждается погашенным свидетельством о государственной регистрации права серии … № … от 01 октября 2014 года.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 октября 2019 года № … кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером … по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере – 21491790, 18 рублей.
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка значительно превышающей его рыночную стоимость, нарушающей права и законные интересы, административный истец Ложников А. Г. обратился к независимому оценщику – ООО «Южное Региональное юридическое агентство» для определения рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка.
ООО «Южное Региональное юридическое агентство» произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка. Согласно отчету об оценке № … от 08 октября 2019 года рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером … определена в размере – 7427 000 рублей.
Административные истцы полагают, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает их права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых из его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административных истцов Ложникова А. Г. и Ложниковой Г. В. – Аксельрод А. В. поддержала заявленные исковые требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, проведенной по делу. Просила суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года – 8090 000 рублей.
В судебное заседание административные истцы Ложников А. Г. и Ложникова Г. В., не явились, от них поступили ходатайства о рассмотрении данного административного дела в их отсутствие.
От представителя административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края и представителя заинтересованного лица - администрации города Ставрополя поступили ходатайства о проведении судебного заседания без их участия.
Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просило рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления.
При таких обстоятельствах суд с учетом мнения представителя административных истцов считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В письменных возражениях на иск административный ответчик – Управление Росреестра по Ставропольскому краю указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости – земельный участок с кадастровым номером …, с разрешенным использованием: под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), категорией земель : земли населенных пунктов. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 21491790, 18 рублей внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380. Заявление о пересмотре вышеуказанной кадастровой стоимости, поданное в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в адрес комиссии не поступало.
В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо – администрация города Ставрополя сослалась на несогласие с заключением судебной оценочной экспертизы и указала, что считает установленную по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость спорного земельного участка законной и обоснованной, а определенную отчетом оценщика рыночную стоимость указанного земельного участка необоснованно заниженной, применение которой приведет к уменьшению бюджета муниципального образования – г. Ставрополь.
Заслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утратившие силу с 1 января 2019 года.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 ранее действовавших Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером … затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку земельный налог за ранее находившийся до 16 января 2019 года в собственности Ложниковой Г. В. и ныне находящийся в собственности Ложникова А. Г. земельный участок рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из материалов административного дела и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, административному истцу Ложникову А. Г. на основании договора дарения недвижимого имущества № … от 11 января 2019 года, заключенного с Ложниковой Г. В., на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером …, площадью 10 598 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилая застройка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. … (том 1 л. д. 23-24).
Право собственности Ложникова А. Г. на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 16 января 2019 года, запись регистрации № …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04 октября 2019 года № …, согласно которой на земельном участке находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами : …:348, …:349, …:144, …:121, …:122, …:151, …:170, …:161 (том 1 л. д. 25-27).
До заключения вышеуказанного договора дарения недвижимого имущества спорный земельный участок с кадастровым номером … на основании нотариально удостоверенных свидетельства о праве на наследство по закону от 04 сентября 2014 (номер в реестре нотариуса …) и свидетельства о праве собственности от 04 сентября 2014 года (номер в реестре нотариуса …) принадлежал на праве собственности административному истцу Ложниковой Г. В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии … № … от 01 октября 2014 года и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01 октября 2014 года была сделана запись регистрации № … (том 1 л. д. 22).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером … по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере – 21491790, 18 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 октября 2019 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года (том 1 л. д. 31).
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, нарушающей права и законные интересы, административный истец Ложников А. Г. обратился к независимому оценщику – ООО «Южное Региональное юридическое агентство» для определения рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка.
Согласно отчету об оценке № … от 08 октября 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером … составила – 7427 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года (том 1 л.д. 89-198).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 вышеуказанного Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В процессе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости спорного земельного участка и установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству представителя административных истцов Ложниковой Г. В., Ложникова А. Г. – Аксельрод А. В. определением Ставропольского краевого суда от 16 января 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказский экспертно-консультативный центр» (том 1 л. д. 229-232).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 18 марта 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 10 598 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилая застройка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, по состоянию на 01 января 2015 года составила – 8090 000 рублей (том 2 л.д. 17-67).
Правильность суждений эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы № … от 18 марта 2020 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения следует, что идентификация объекта исследования проведена экспертом по материалам административного дела № 3а-86/2020 с использованием данных из альтернативных источников информации : публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичная спутниковая карта www.google.ru/maps, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР, rosreestr.ru и др.
В заключении судебной экспертизы подробно описан объект исследования, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, а именно : земельный участок с кадастровым номером …, площадью 10 598 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилая застройка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. ….
В заключении эксперта учтено, что объект исследования расположен по ул. … на «второй линии» в 100 метрах от …, имеет хорошую транспортную доступность, в том числе и для большегрузных транспортных средств, доступ к участку обеспечен с ул. …, которая является дорогой городского значения, имеется возможность всесезонного доступа к участку, подъездные пути асфальтированные, участок используется в соответствии с видом разрешенного использования, обеспечен инженерными коммуникациями, окружающая застройка представлена производственно-складской застройкой преимущественно до 1990 года. Для целей исследования земельный участок принят как свободный от обременений, а также с учетом того, что рассматриваемый объект на дату исследования имеет расположенные на нем объекты капитального строительства.
Экспертом в заключении произведен анализ рынка объекта исследования за 2014 год, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков г. …, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков города, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки – земельные участки коммерческого назначения, определена активность рынка, описан выбор и применение подходов и методов оценки.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходным с оцениваемым. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 кв.м. общей площади земельного участка.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами–аналогами. Из выставленных на продажу на открытом рынке объектов экспертом выбрано 4 наиболее близких к объекту оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы : все земельные участки расположены в г. Ставрополе в Северо-Западном районе по ул. …, вид их разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, имеют возможность подключения коммуникаций, хорошую транспортную доступность, расположены на удалении от крупной автомагистрали, объекты-аналоги №№ 1, 2, 3 находятся в краткосрочной аренде, а объект-аналог № 4 находится в собственности.
При расчете рыночной стоимости спорного объекта оценки экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и таблицы 7 «расчет рыночной стоимости объекта оценки ЗУ к. н. … площадь 10598 кв. м.» следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на имущественные права, на физические характеристики, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере - 763,32 рублей.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:20, с учетом его местоположения, целевого использования.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
С учетом изложенного, а также выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № … от 18 марта 2020 года, опровергающих содержащиеся в отчете об оценке № … от 08 октября 2019 года данные об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером …, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленного в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.
Содержание заключения эксперта № … от 18 марта 2020 года свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости спорного земельного участка не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, расчеты, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.
Как указано выше, в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поэтому обращение Ложниковых в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
С учетом изложенного, а также того, что иных надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено, суд полагает, что административные истцы представили надлежащие доказательства в обоснование своих исковых требований, а потому их требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером … в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы, подлежат удовлетворению.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Ложниковой Г. В., Ложникова А. Г. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 10598 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объектами производственного назначения (литеры «А» - административный корпус, «Б» - производственный корпус, «Г» - гаражи, «ТП» - трансформаторная подстанция, «П» - проходная), расположенного по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилая застройка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, в размере равном его рыночной стоимости – 8 090 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ….
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения Ложникова А. Г. и Ложниковой Г. В. в Ставропольский краевой суд – 17 декабря 2019 года.
Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2020 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.