Решение по делу № 2а-1944/2018 от 23.05.2018

Дело а-1944/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2018 года                                            город Симферополь

         Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Благодатной Е.Ю.,

при секретаре – Василюк Э.М.,

с участием:

представителя административного истца – Костюченко Р.С..,

представителя заинтересованного лица Государственного комитета ветеринарии Республики Крым –Колонтай С.А.,

представителя заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК – Назаренко Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заместителя прокурора Республики Крым к административному ответчику Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет ветеринарии Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Администрации Почтовского и Каштановского сельского поселения Бахсисарайского района Республики Крым, Администрации Добрушинского, Вересаевского, Штормовского, Уютненского, Воробьевского, Фрунзенского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании бездействия незаконным, установлении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым поступил административный иск Заместителя прокурора Республики Крым к административному ответчику Совету министров Республики Крым, в котором истец (с учетом принятого судом к рассмотрению заявления об изменении предмета исковых требований) просит суд:

- признать незаконным бездействие административного ответчика, выражающееся в не постановке на учет сибиреязвенных скотомогильников на территории Бахчисарайского и Сакского районов, не приведении в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, скотомогильника, расположенного    на территории     Почтовского    сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году, скотомогильника, расположенного    на    территории Почтовского     сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году, скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году;

- обязать административного ответчика в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1) принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества: скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году; скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году; скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году; скотомогильника, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Приветное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1964 годах; скотомогильника, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Поповка, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 и 1959 годах; скотомогильника, расположенный на территории Воробьевского сельского поселения на расстоянии около 500 м от с. Воробьево, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 году; скотомогильника, расположенный на территории Уютненского сельского Поселения на расстоянии около 1500 м от с. Уютное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1947 годах; скотомогильника, расположенный на территории Добрушинского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Елизаветово, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1947 году; скотомогильника, расположенный на территории Фрунзенского сельского поселения на расстоянии около 2000 м от с. Фрунзе, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1948 году; скотомогильника, расположенный на территории Вересаевского сельского поселения на расстоянии около 1000 м от с. Глинки, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1975 году,

2) провести кадастровые работы по формированию земельных участков, занятых вышеуказанными скотомогильниками;

3) организовать обустройство скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году, скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году, и скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году, скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году, путем ограждения указанных объектов глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкапыванием траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики Крым была проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды при содержании скотомогильников на территории Республики Крым, в ходе которой выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, при их функционировании. Согласно информации Государственного комитета ветеринарии Республики Крым сведения о собственнике, балансодержателе, пользователе, ответственных за их содержание, отсутствуют. Вышеуказанные скотомогильники в Реестре имущества Республики Крым не значатся, в едином государственном реестре сведения о земельных участках, на которых расположены сибиреязвенные скотомогильники, отсутствуют. Таким образом, по мнению административного истца, вышеуказанные скотомогильники относятся к бесхозяйному имуществу. При этом согласно Закону Республики Крым от 08.08.2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым, исходя из чего мероприятия по постановке на учет бесхозяйного имущества – указанных скотомогильников, а также по проведению кадастровых работ по формированию занятых ими земельных участков, должны быть выполнены Советом министров Республики Крым. Прокуратурой республики 02.03.2017 года в адрес Главы Республики Крым внесено представление об устранении нарушений ветеринарного законодательства. Однако меры, направленные на устранение нарушений закона в указанной части, Советом министров Республики Крым приняты не были. В результате бездействия административного ответчика по постановке на учет сибиреязвенных скотомогильников на территории Бахчисарайского и Сакского районов, а также по их обустройству, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия.

В судебном заседании, которое состоялось 22.08.2018 года, представитель административного истца Костюченко Р.С. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить административный иск в полном объеме по доводам в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым в судебное заседание 22.08.2018 года не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства. Причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представляла.

Представитель административного ответчика – Совета министров Республик Крым Игнатьева А.А. в судебном заседании 31.07.2018 года против удовлетворения административного иска возражала, указав на необоснованность заявленных исковых требований, просила отказать в его удовлетворении. В обоснование своей позиции административным ответчиком указано, что в соответствии с положениями пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. С учетом изложенного, возложение на Совет министров Республики Крым, являющегося высшим исполнительным органом государственной власти в Республике Крым, обязанности, установленной для исполнения местной администрации, противоречит требованиям федерального законодательства.

Заинтересованным лицом Государственным комитетом ветеринарии Республики Крым, привлеченным к участию в административном деле на основании определения суда от 07.08.2017 года, обеспечена явка в судебное заседание полномочного представителя и Колонтай С.А., которая против удовлетворения исковых требований возражали, полагая их необоснованными. В обоснование своей позиции, ранее изложенной письменно, указали, что Совет министров Республики Крым в силу законодательно определенной компетенции не наделен компетенцией по профилактике сибирской язвы, такими полномочиями наделен Государственный комитет ветеринарии Республики Крым, которые им исполняются в полном объеме. В дополнение указано, что Советом министров Республики Крым приняты соответствующие организационные меры в указанном направлении, в частности, создана Республиканская чрезвычайная противоэпизоотическая комиссия, главам муниципальных образований дано поручение провести обустройство скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями. В части требований о постановке на учет сибиреязвенных скотомогильников указано, что данная обязанность в силу предписаний Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, лежит на органах местного самоуправления.

Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым, привлеченным к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на основании определения суда от 24.10.2017 года, не обеспечена явка в судебное заседание представителя. 14.06.2018 года представлены суду письменные возражения, согласно которым в удовлетворении административного иска просят отказать..

Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, привлеченное к участию в административном деле на основании определения суда от 07.08.2017 года, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом. Ранее заинтересованным лицом суду представлены письменные пояснения на заявленные исковые требования, в которых министерство просит в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции со ссылками на нормы действующего законодательства министерством указано, что одним из первых этапов обустройства скотомогильника является отвод земельного участка, при этом выбор и отвод земельного участка является прямой обязанностью органов местной администрации.

Заинтересованное лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, привлеченное к участию в административном деле на основании определения суда от 05.10.2017 года, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя с учетом ранее изложенных письменных пояснений. В письменных пояснениях заинтересованным лицом указано, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мер по предупреждению и ликвидации эпидемий, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрации Почтовского и Каштановского сельского поселения Бахсисарайского района Республики Крым, Администрации Добрушинского, Вересаевского, Штормовского, Уютненского, Воробьевского, Фрунзенского сельского поселения Сакского района Республики Крым, привлеченные к участию в административном деле на основании определений суда от 06.09.2017 года и от 15.11.2017 года, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 14.08.2018 года представили суду ходатайство рассматривать дело в их отсутствие и принять решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, привлеченного к участию в деле определением суда 31.07.2018 года, просил принять решение суда в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Судом при исследовании вопроса о том, извещены ли все участвующие в деле лица о дате, времени и месте судебного разбирательства, установлено, что заинтересованные лица, отсутствующие в судебном заседании, наделены публичными полномочиями, ранее судебное извещение согласно приобщенным к материалам дела почтовым уведомлениям получали. При этом информация о движении административного дела с указанием даты судебного заседания – 22.08.2018 года своевременно была размещена на официальном сайте суда.

Согласно части 9 статьи 96 КАС РФ лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, в целях проверки информации, изложенной в публикации СМИ «Крымская правда», о наличии на территории Республики Крым сибиреязвенных и иных скотомогильников, представляющих значительную угрозу для жизни и здоровья человека и животных прокуратурой Республики Крым в адрес Государственного комитета ветеринарии Республики Крым направлено требование №Исорг-7/4-1678-2017/329 от 09.03.2017 года о предоставлении сведений о перечне скотомогильников на территории республики с указанием их месторасположения, сведений о собственнике, пользователе, балансодержателе, ответственных за их содержание в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами; сведений о результатах проведенных Комитетом и подведомственными ему учреждениями в 2016-2017 годах мероприятиях с целью исполнения пункта 1.3 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2016 года № 180 «О дополнительных мероприятиях, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации».

На вышеуказанное требование прокуратуры Государственным комитетом ветеринарии Республики Крым предоставлена информация исх.№02-35/2-2554 от 16.03.2017 года, исходя из которой на территории Республики Крым находится 13 сибиреязвенных скотомогильников, из них 3- на территории Каштановского и Почтовского поселений Бахчисарайского района и 7 - на территории Фрунзенского, Уютненского, Штормовского, Добрушненского, Вересаевского сельских поселений Сакского района.

В адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 09.03.2017 года направлено требование исх.№ Исторг-7/4-1677-2017/329 о предоставлении информации относительно того, осуществлялась ли в 2014-2017 годах постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых сибиреязвенными скотомогильниками, а также государственная регистрация прав на вышеуказанные объекты.

По требованию прокуратуры Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 17.03.2017 года предоставлено информационное письмо №10585/15, согласно которому по состоянию на 16.03.2017 года в ЕГРН сведения о регистрации земельных участков, занятых скотомогильниками, не содержатся.

По требованию прокуратуры Республики Крым от 18.05.2017 года №Исорг-7/4-4156-2017/329 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым предоставлена информация исх. №01-14/19500 от 22.05.2017 года, согласно которой в Реестре имущества Республики Крым по состоянию на 22.05.2017 года не числятся объекты недвижимого имущества – скотомогильники.

Судом также установлено, что прокуратурой Республики Крым 02.03.2017 года в адрес Главы Республики Крым внесено представление №прд-7/4-17-2017 об устранении нарушений ветеринарного законодательства, в том числе, указано, что должностными лицами Государственного комитета ветеринарии Республики Крым не приняты действенные меры по устранению выявленных в июне 2016 года нарушений требований обеспечения безопасности трех сибиреязвенных захоронений в Бахчисарайском районе республики, что создает значительную угрозу для жизни и здоровья человека и животных.

В ответ на указанное представление в части не принятия мер по надлежащему содержанию скотомогильников в Бахчисарайском районе Советом министров Республики Крым в адрес прокуратуры Республики Крым направлена информация от 31.03.2017 года №1/6999/01-20 с указанием на то, что разрешение данного вопроса возможно после принятия соответствующего судебного решения.

Полагая, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствует об уклонении административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности, что, в свою очередь, указывает на наличие со стороны административного ответчика незаконного бездействия, административный истец обратился с данным иском в суд.

Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В статье 8 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

Согласно пунктам 1.4, 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.12.2014 №81 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации», в целях, обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии со ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил; оценить ветеринарно-санитарное состояние всех сибиреязвенных скотомогильников, прочих известных захоронений павших от сибирской язвы животных и представить главам администраций субъектов Российской Федерации по их обустройству.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2016 №180 «О дополнительных мероприятиях, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано уточнить в I квартале 2017 года перечень сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности, определение балансодержателей сибиреязвенных скотомогильников, и принять меры по их обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил в максимально короткие сроки.

В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Согласно статье 35 Закона Республики Крым от 29.05.2014 №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» Совет министров Республики Крым в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: участвует в проведении единой федеральной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организует и контролирует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы Республики Крым, улучшению состояния и защите окружающей среды; принимает меры по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия населения, предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

    Действующими нормативно-правовыми актами Республики Крым не определены иные органы исполнительной власти Республики Крым, к компетенции которых непосредственно относится\я осуществление мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных путем обустройства сибиреязвенных захоронений (скотомогильников).

Из материалов дела следует и установлено судом, что на территории Бахчисарайского района Республики Крым расположено три сибиреязвенных скотомогильника: скотомогильник, расположенный на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году; скотомогильник, расположенный на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка площадью 300 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году; скотомогильник, расположенный на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году.

    На территории Сакского района Республики Крым расположено семь скотомогильников: скотомогильник, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 300 м. от с. Приветное, площадью 25 кв.м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1964 годах; скотомогильник, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии 1500 м от с. Поповка, площадью 25 кв.м, в котором захоронены животные павшие от сибирской язвы в 1940 и 1959 годах; скотомогильник, расположенный на территории Воробьевского сельского поселения на расстоянии 500 м от с. Воробьево, площадью 25 кв.м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 году; скотомогильник, расположенный на территории Уютненского сельского поселения на расстоянии 1500 м от с. Уютное, площадью 25 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1947 года; скотомогильник, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с.Заветное, площадью 25 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1947 году; скотомогильник, расположенный на территории Фрунзенского сельского поселения на расстоянии около 2000 м от с. Фрунзе, площадью 25 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1948 году; скотомогильник, расположенный на территории Вересаевского сельского поселения на расстоянии около 1000 м от с. Глинки, площадью 25 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1975 году.

    Согласно информации Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 16.03.2017 года № 02-35/2-2554, сведения о собственнике, балансодержателе, пользователе, ответственных за их содержание в соответствии с Ветсанправилами, о принятых мерах по устранению, отсутствуют.

    Кроме того, указанные скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Сведения о выявленных нарушениях отражены в справке «О результатах проведённой совместной проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при содержании скотомогильников (биотермических ям)».

Поскольку скотомогильники на баланс сельских поселений не передавались, правовых актов по делегированию органам местного самоуправления полномочий, в том числе по непосредственному содержанию и оборудованию скотомогильников на территории Почтовского и Каштановского сельского поселения Бахсисарайского района Республики Крым, Администрции Добрушинского, Вересаевского, Штормовского, Уютненского, Воробьевского, Фрунзенского сельских поселений Сакского района Республики Крым, не издавалось, суд приходит к выводу о том, что бремя по содержанию и оборудованию скотомогильников лежит на органе исполнительной власти Республики Крым, к компетенции которого непосредственно относится осуществление мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

    Учитывая приведённые выше положения законодательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обязанность за надлежащее содержание скотомогильников возложена именно на Совет министров Республики Крым.

Доказательства совершения действий, направленны на обустройство сибиреязвенных захоронений в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, суду не представлено.

При этом суд учитывает, что проведение мониторинга и ревизии вышеуказанных скотомогильников, не является надлежащими действиями по постановке на учет и содержанию вышеуказанных скотомогильников, а также организацией их благоустройства.

    Суд также принимает во внимание, что требование о возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия является направленным на устранение допущенного бездействия.

Согласно сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 43253/04 от 14.08.2018 года, сведения о наличии кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены спорные скотомогильники, отсутствуют.

Таким образом, требования административного истца в части возложения на Совет министров обязанности по проведению кадастровых работ по оформлению земельных участков, на которых расположены вышеуказанные скотомогильники, также является направленным на устранение допущенного бездействия.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что требования административного иска основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Разрешая административный спор по существу, суд также учитывает, что административным истцом срок на подачу административного иска в суд не пропущен, так как административным истцом были заявлены исковые требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, при этом бездействие носит длящийся характер, исходя из чего оснований полагать, что срок, когда административному истцу стало известно о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц следует исчислять с даты получения ответа на требование прокурора от 02.03.2017 года, не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктами 7, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец и ответчик от уплаты государственной пошлины по данному делу освобождены, понесенные по делу судебные расходы со сторон взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

р е ш и л :

    Административное исковое заявление Заместителя прокурора Республики Крым к административному ответчику Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет ветеринарии Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Администрации Почтовского и Каштановского сельского поселения Бахсисарайского района Республики Крым, Администрации Добрушинского, Вересаевского, Штормовского, Уютненского, Воробьевского, Фрунзенского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании бездействия незаконным, установлении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Совета Министров Республики Крым, в части непринятия мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий, выражающееся в не постановке на учет сибиреязвенных скотомогильников на территории Бахчисарайского и Сакского районов, не приведении в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, скотомогильника, расположенного    на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году, скотомогильника, расположенного    на    территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году, скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году.

    Обязать Совет Министров Республики Крым в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества: скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году; скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году; скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году; скотомогильника, расположенного на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Приветное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1964 годах; скотомогильника, расположенный на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Поповка, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 и 1959 годах; скотомогильника, расположенный на территории Воробьевского сельского поселения на расстоянии около 500 м от с. Воробьево, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 году; скотомогильника, расположенный на территории Уютненского сельского Поселения на расстоянии около 1500 м от с. Уютное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1947 годах; скотомогильника, расположенный на территории Добрушинского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Елизаветово, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1947 году; скотомогильника, расположенный на территории Фрунзенского сельского поселения на расстоянии около 2000 м от с. Фрунзе, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1948 году; скотомогильника, расположенный на территории Вересаевского сельского поселения на расстоянии около 1000 м от с. Глинки, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1975 году.

    Обязать Совет Министров Республики Крым в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести кадастровые работы по формированию земельных участков, занятых: скотомогильником, расположенным на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году; скотомогильником, расположенным на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году; скотомогильником, расположенным на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году; скотомогильником, расположенным на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Приветное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1964 годах; скотомогильником, расположенным на территории Штормовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Поповка, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 и 1959 годах; скотомогильником, расположенным на территории Воробьевского сельского поселения на расстоянии около 500 м от с. Воробьево, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 году; скотомогильником, расположенным на территории Уютненского сельского Поселения на расстоянии около 1500 м от с. Уютное, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1944 и 1947 годах; скотомогильником, расположенным на территории Добрушинского сельского поселения на расстоянии около 300 м от с. Елизаветово, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1947 году; скотомогильником, расположенным на территории Фрунзенского сельского поселения на расстоянии около 2000 м от с. Фрунзе, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1948 году; скотомогильником, расположенным на территории Вересаевского сельского поселения на расстоянии около 1000 м от с. Глинки, площадью 25 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1975 году.

    Обязать Совет Министров Республики Крым принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году, скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Заветное, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1938 году, и скотомогильника, расположенного на территории Почтовского сельского поселения на расстоянии около 1500 м от с. Нововасильевка, площадью 300 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1939 году, скотомогильника, расположенного на территории Каштановского сельского поселения на расстоянии около 800 м от с. Отрадное, площадью 150 кв. м, в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1940 году, путем ограждения указанных объектов глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкапыванием траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                        Е.Ю.Благодатная

Решение принято судом в окончательной форме 27 августа 2018 года.

2а-1944/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РК
Ответчики
Совет Министров РК
Другие
Администрация Фрунзенского сельского поселения Сакского района
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Администрация Воробьевского сельского поселения Сакского района
Администрация Уютненского сельского поселения Сакского района
Администрация Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района
Государственный комитет ветеринарии РК
Межрегиональное УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучия человека по РК и г. Севастополю
Администрация Вересаевского сельского поселения Сакского района
Министерство чрезвычайных ситуаций РК
Администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района
Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района
Администрация Каштановского сельского поселения
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
23.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018[Адм.] Судебное заседание
10.07.2018[Адм.] Судебное заседание
10.07.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.07.2018[Адм.] Судебное заседание
22.08.2018[Адм.] Судебное заседание
27.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее