Дело № 2а-6375/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Хлюпину А. В. о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с иском к Хлюпину А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 52 727 руб., пени по транспортному налогу в сумме 4 125 руб. 60 коп. за период с 01.12.2015 по 10.12.2017.
В обоснование требований указано, что в связи с наличием в собственности ответчика транспортных средств он является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом произведен расчет налога за 2016 год, перерасчет налога за 2014 год, ответчику направлено налоговое уведомление. Налог ответчиком не уплачен, в связи с чем налоговым органом произведено начисление пени. Направленное в адрес ответчика требование об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнено.
Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, требования уточнил, просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 45 900 руб., пени по транспортному налогу в сумме 4 108 руб. 70 коп. за период с 01.12.2015 по 10.12.2017, сведения об уплате недоимки в суд не представлены. Указано, что доначисление транспортного налога за 2014 год по повышающему коэффициенту сторнировано, также учтена частичная уплата задолженности.
Административный ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев дело № 2а-944/2018, № 2а-1318/2018, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Хлюпин А.В. в 2016 году имел в собственности транспортное средство BMWX5 XDrive 35I, г.н. Т352АУ178, зарегистрированное в органах ГИБДД на его имя, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено уведомление об уплате налога за 2016 год, в котором приведен подробный расчет налога.
Требование в части взыскания транспортного налога за 2014 год налоговым органом не предъявлено.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога налоговым органом в адрес ответчика направлены требования:
- от 23.11.2017 № об уплате пени в сумме 3 995 руб. 10 коп., срок исполнения требования - 17.01.2018;
- от 11.12.2017 № об уплате налога в сумме 52 727 руб., пени в сумме 130 руб. 50 коп., срок исполнения требования - 05.02.2018.
Указанные требования, направленные в адрес налогоплательщика по месту его жительства, в установленный срок ответчиком добровольно не исполнены.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
На основании заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пени мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Архангельска 27.03.2018 был выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи от 12.04.2018 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 11.09.2018.
Как следует из представленных материалов, срок для взыскания недоимки по указанным требованиям на дату обращения в суд с настоящим иском не истек.
Возражений относительно суммы предъявленных к взысканию налога и пени от административного ответчика не поступило. Несмотря на право ознакомления с материалами дела как у мирового судьи, так и в суде, своим правом Хлюпин А.В. не воспользовался (несмотря на подачу возражений на судебный приказ), доказательств уплаты транспортного налога за 2016 год в суд не представил.
Подробный расчет налога приведен в уведомлении об уплате налога. Предметом настоящего спора после уточнения иска является недоимка по транспортному налогу за 2016 год (один автомобиль).
Размер пени, начисленных на указанную недоимку, составляет 113 руб. 60 коп. за период с 02.12.2017 по 10.12.2017.
Оснований для взыскания пени на недоимку по доначисленному налогу за 2014 год, впоследствии сторнированному налоговым органом, не имеется.
По требованию от 23.11.2017 налоговым органом начислены пени на недоимку по транспортному налогу за 2012, 2013 и 2015 годы.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание положения вступившего в законную силу на дату рассмотрения дела Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания пени, начисленных на недоимку по налогам по периодам до 2013 года включительно, у суда не имеется. Пени, начисленные на недоимку по налогам за периоды до 2013 года, подлежат списанию.
Факт отсутствия по состоянию на 01.01.2015 недоимки по налогу, подлежащей списанию (в связи с ее погашением должником ранее), не свидетельствует о том, что пени на недоимку по налогу за 2013 год подлежат взысканию с налогоплательщика.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, оснований для взыскания пени по транспортному налогу, начисленных на недоимку за 2012, 2013 годы, не имеется.
Размер пени, начисленных на недоимку по налогу за 2015 год, согласно расчету составляет 3 897 руб. 44 коп. (с учетом ранее предъявленной к уплате суммы пени 908 руб. 05 коп.). Контррасчета пени ответчиком не представлено. В данной части требование налогового органа подлежит удовлетворению.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени подлежит частичному удовлетворению.
С административного ответчика подлежат взысканию недоимка по налогу, а также пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016 год в общей сумме 4 011 руб. 04 коп. (3 897 руб. 44 коп. + 113 руб. 60 коп.).
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 1 697 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Хлюпину А. В. о взыскании недоимки по налогу, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Хлюпина А. В., проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 45 900 руб., пени по транспортному налогу в сумме 4 011 руб. 04 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Хлюпина А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 697 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2018 года
Председательствующий А.В. Калашникова