УИД 04RS0010-01-2022-000582-50 №2-597/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Иволгинский районный суд Республики Бурятии в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре и помощнике судьи Чернышевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования СП «Иволгинское» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Иволгинское", в котором просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления площадью 1192,93 кв.м, расположенной в местности системе координат -№ до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требование указано, что прокуратурой Иволгинского района проведена проверка исполнения федерального природоохранного законодательства, в частности в сфере обращения с отходами в деятельности МО СП "Иволгинское". В ходе проверки прокуратурой совместно со специалистом Управления Росреестра по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ осмотрен земельный участок с кадастровым номером №, координаты № установлено захламление почвы бытовыми отходами, общей площадью 1192,93 кубических метров, о чем составлена справка, произведена фотосъемка. В нарушение требований действующего законодательства ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона Республики Бурятия от 09 марта 2010 года №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», Земельного кодекса РФ, ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчиком ненадлежащим образом организован регулярный сбор, вывоз и размещение отходов.
В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО СП "Иволгинское" Тугаринова Н.А. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление рассмотрении дела в ее отсутствие и о признании иска.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Статьями 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно ч. 6 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2010 года №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как было установлено в судебном заседании, проведенной проверкой прокуратурой Иволгинского района РБ были выявлены нарушения ответчиком исполнения федерального природоохранного законодательства, в частности в сфере обращения с отходами, а именно ДД.ММ.ГГГГ был осмотрен земельный участок, с кадастровым номером № координаты № где установлено захламление почвы бытовыми отходами, общим 1192,93 кубических метров, о чем составлена справка, произведена фотосъемка.
Как следует из представленных материалов, земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена свалка отходов, принадлежит на праве собственности Администрации МО СП «Иволгинское». Указанное подтверждается генеральным планом пункта <адрес>, границами населенного пункта <адрес>, выписками из ЕГРН, и не оспаривалось ответчиком.
Выявленные нарушения ответчиком федерального природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ведут к повышению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, установленные ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ответчик представил суду заявление о признании исковых требований, последствия признания иска представителям разъяснены и понятны.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений, а также с учетом признания иска ответчиком, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поэтому суд возлагает на ответчика обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, с учетом необходимого времени для исправления указанных нарушений.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования СП «Иволгинское» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную по координатам координаты №, с кадастровым номером № общим объемом 1192,93 кубических метров, до ДД.ММ.ГГГГ года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия его мотивировочной части.
Судья: Н.Н. Редикальцева
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.