Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дело № 3-32/2014
г.Тюмень 10 декабря 2014 года
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Плосковой И.В.,
при секретаре Саитовой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Сибкомлпектспецстрой» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, Правительству Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ООО «Сибкомлпектспецстрой» обратилось в суд с иском к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что в аренде у истца находится земельный участок, кадастровый номер <.......>, площадью 15 521 кв.м., расположенный по адресу: <.......>, категория земель: земли поселений (населенных пунктов), вид разрешенного использования: под нежилые строения (производство строительных материалов). В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 года № 530-п по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость участка составила <.......> руб. Истец обратился к независимому оценщику ИП Гуревич Е.В., по результатам проведения оценочных работ установлено, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года составляет <.......> руб. Истец считает, что при таких обстоятельствах значительное расхождение между данными государственной кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости обусловлено характеристиками именно данного конкретного участка. Истец полагает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости является нарушением его прав как арендатора земельного участка, так как увеличивается арендный платеж, также это влияет на цену выкупа участка. Указывает, что права истца могут быть защищены только посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Истец считает, что с учетом положения п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ и представленного отчета об оценке, в ГКН подлежит внесению рыночная стоимость участка в размере <.......> руб. по состоянию на 01.01.2011г.
К участию в деле привлечены в качестве соответчика Правительство Тюменской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, – Управление Росреестра по Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В судебном заседании представитель истца ООО «Сибкомплектспецстрой» Захаров Д.В. иск поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Тюменской области Швейцер Н.А. иск не признала, суду пояснила, что необходимо руководствоваться решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представители ответчика Правительства Тюменской области, третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области, третьего лица Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные ООО «Сибкомлпектспецстрой» исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и истцом ООО «Сибкомлпектспецстрой» (арендатор) был заключен договор аренды, по которому истцу передан в аренду земельный участок, кадастровый номер <.......>, площадью 15 521 кв.м., расположенный по адресу: <.......>, категория земель: земли поселений (населенных пунктов), вид разрешенного использования: под нежилые строения (производство строительных материалов).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере <.......> руб. установлена на основании Постановления Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п (ред. от 04.08.2014) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области" (Приложение № 26. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в городском округе город Тюмень).
В соответствии с ч.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как закреплено в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
На основании ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.Согласно представленному в материалы дела отчету № 20 от 22.05.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП Гуревич Е.В., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года составляет <.......> рублей.
В соответствии с экспертным заключением № 2209/2014 Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Отчет № 20 от 22.05.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В ходе рассмотрения дела результаты оценки не оспорены лицами, участвующими в деле, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости участка, а также на предмет соответствия отчета об оценке закону об оценочной деятельности, не заявлено. Оснований ставить под сомнение представленный отчет об оценке у суда не имеется, при этом порядок проведения оценки и содержание отчета об оценке соответствуют общим требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в частности положениями ст. 11 этого Закона, устанавливающий основные требования к содержанию отчета.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого истцом земельного участка его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Тюменской области определена по состоянию на 01.01.2011 года, что регламентировано в Постановлении Правительства Тюменской области от 02 декабря 2013 года № 530-п, в связи с чем определение рыночной стоимости земельного участка произведено также по состоянию на 01 января 2011 года.
Таким образом, в статье 66 Земельного кодекса РФ закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (применяемые к кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и работы, по проведению которых не завершились в указанный выше срок), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, не исключает использование индивидуально определенной рыночной стоимости участка.
При этом установление кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости не свидетельствует о недостоверности кадастровой стоимости, определенной Постановлением Правительства Тюменской области № 530-п, поскольку, как было указано ранее, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости участка как в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, так и исходя из рыночной стоимости.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав собственника участка на получение доходов от арендной платы, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов обеих сторон договора аренды.
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, приняв указанный отчет об оценке в качестве допустимого доказательства размера рыночной стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст.ст. 12, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п (ред. от 04.08.2014) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области", ст.ст. 3, 56, 67, 68, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Сибкомлпектспецстрой» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, Правительству Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер <.......>, площадью 15 521 кв.м., расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли поселений (населенных пунктов), вид разрешенного использования: под нежилые строения (производство строительных материалов), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года в размере <.......> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2014 года
Судья
Тюменского областного суда (подпись) И.В. Плоскова
Копия верна
Судья И.В.Плоскова