Судья Торичная М.В. дело № 33-6546/2015 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Романова Б.В.,

судей Волошковой И.А.,

Звягинцевой Л.М.,

при ведении протокола помощником судьи Патласовой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 28.05.2015 гражданское дело по заявлению ( / / )1, ( / / )2 к администрации Сысертского городского округа о признании постановления от 22.08.2014 № 2706 незаконным и недействующим с момента принятия, по апелляционной жалобе ( / / )1 на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 19.02.2015.

Заслушав доклад судьи Романова Б.В., судебная коллегия

установила:

( / / )5, ( / / )2 обратились в суд с вышеназванным заявлением, требуя признать незаконным и недействующим с момента принятия постановление администрации Сысертского городского округа № 2706 от 22.08.2014 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для населения на территории Сысертского городского округа». Заявление мотивировано отсутствием у органа местного самоуправления полномочий на утверждение нормативов образования отходов, наличием противоречий обжалуемого акта с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потреблений», ростом платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов без изменения условий либо качества оказываемых услуг.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 19.02.2015 в удовлетворении заявления ( / / )5, ( / / )2 отказано.

В апелляционной жалобе ( / / )5 просит отменить указанное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Согласно доводам жалобы, утверждение органом местного самоуправления единых и обязательных для применения норм накопления твердых бытовых отходов лишает потребителей свободы в определении цены, уплачиваемой ими за услугу, определяемой по соглашению между исполнителем услуг и потребителем, при этом цена услуги и другие условия устанавливаются равными для всех потребителей. Порядок определения размера платы за услугу по содержанию и ремонту жилого помещения, включающую в себя плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов также устанавливает Жилищный кодекс Российской Федерации, подлежащий применению в случае, если нормативные правовые акты органов самоуправления противоречат ему. Суд также не учел, что в обжалуемом постановлении указаны не только нормы накопления на одного человека в год, но и из расчета 1 кв.м. общей площади жилья.

В заседание суда апелляционной инстанции 28.05.2015 заявители не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители администрации Сысертского городского округа, МУП ЖКХ п. Двуреченск в судебном заседании полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования. К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержит часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Оспариваемым постановлением администрации Сысертского городского округа № 2706 от 22.08.2014 утверждены годовые нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека в следующих размерах: для граждан, проживающих в благоустроенном секторе (многоквартирные жилые дома) - 3,95 куб.м. на одного человека в год, 0,22 куб.м. на 1 кв.м. общей площади жилья; для граждан, проживающих в частном секторе 3,12 куб.м. на одного человека в год, 0,17 куб.м. на 1 кв.м. общей площади жилья.

По мнению заявителей, указанное постановление противоречит статьям 8, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов органы местного самоуправления городских округов не обладают.

Такие доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку вышеназванные положения поименованного Федерального закона определяют установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, тогда как накопление отходов это их временное складирование на обустроенных местах (площадках) в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Нормой накопления отходов является количество отходов, образующихся на расчетную единицу в единицу времени, определение которой органами местного самоуправления не противоречит реализации вышеприведенных полномочий организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Так, статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Вышеуказанным нормам Федеральных законов в области полномочий органов местного самоуправления соответствует подзаконный акт в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которым являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88.

Как правильно указано судом первой инстанции, на территории Российской Федерации до настоящего времени действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации (письмо Роспотребнадзора от 10.04.2007 N 0100/3637-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по коммунальной гигиене»), в том числе санитарные требования к содержанию территорий населенных мест, установленные Санитарными правилами содержания территорий населенных мест.

Согласно этим правилам для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4). Нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год утверждаются исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов (п. 6.2), правопреемниками которых в настоящее время являются органы местного самоуправления.

Пир таком положении доводы заявителей об отсутствии у городского округа полномочий утверждения норм накопления бытовых отходов для населения в расчетный период времени, обоснованно отклонены судом. Более того, такие полномочия реализованы во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 31.12.2008 № 1452-ПП «О плане мероприятий по реализации Концепции областной программы «За чистый Урал», которым было рекомендовано муниципальным образованиям принять нормативные акты, утверждающие нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, что также не нашло опровержения при рассмотрении дела.

Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ( / / )1, ( / / )2

Доводы жалобы заявителя о противоречии оспариваемого постановления, в том числе, в связи с установлением нормы накопления отходов исходя из объема на 1 кв.м. общей площади жилья, положениям статей 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилого помещения, и размер платы за жилое помещение, являются ошибочными и подлежат отклонению. Оспариваемое постановление не устанавливает тарифы на содержание жилья, а потому не определяет структуру платы за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения.

Более того, материалы дела не содержат сведений о выборе способа управления многоквартирным домом по месту жительства ( / / )1, наличия решения общего собрания об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Часть 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Равным образом, является несостоятельной ссылка заявителя на подпункт «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, устанавливающего составные части содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку оспариваемое постановление не регулирует указанные правоотношения.

В свою очередь правомерность действий уполномоченных органов по применению данного постановления и начислению платы за оказываемые ( / / )1 коммунальные и иные услуги, повлекшие, согласно доводам заявителей, необоснованное увеличение платы за вывоз бытовых отходов, иные нарушения прав потребителей, предметом рассмотрения суда в рамках настоящего дела, с учетом заявленных ( / / )1, ( / / )2 требований, не являлась, в связи с чем вышеназванные доводы жалобы не влекут отмены или изменения обжалуемого решения.

Иные доводы апелляционной жалобы отражают субъективное толкование заявителем норм материального права, но не опровергают выводов суда, в связи с чем не являются основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 320, 327, 327-1, п. 1 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.02.2015 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ( / / )1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-6546/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Панова Е.В.
Елисеева Е.В.
Ответчики
Администрация Сысертского городского округа
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Романов Борис Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Передано в экспедицию
28.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее