Дело № 2а-1210 (2016 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Агинское 7 октября 2016 года
Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Деговцовой О.Р.
при секретаре Жамьяновой М.А.
с участием:
помощника прокурора Агинского района Забайкальского края Дондоковой З.Д.
заинтересованного лица Бекетовой Натальи Юрьевны
представителя административного ответчика Администрации городского округа «Поселок Агинское», административного ответчика Межведомственной комиссии Администрации городского округа «Поселок Агинское», по доверенности от 11 января 2016 года Элбыкова Чингиса Юрьевича
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах ФИО7, ФИО13, ФИО6; ФИО8, ФИО11
к Администрации городского округа «<адрес>», Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» о признании заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления главы Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, произвести повторное обследование жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с составлением соответствующего заключения по результатам обследования, с установлением в силу ст. 187 Кодекса административного судопроизводства РФ межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции предельный срок исполнения настоящего решения суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
<адрес> по результатам проверки по коллективному обращению граждан, проживающих в домах № и № ДСУ-5 <адрес>, по вопросу переселения из аварийного жилья, подлежащего сносу, установлено следующее.
Семья ФИО8, в состав которой входят он, его супруга ФИО2, дети ФИО3, ФИО4, проживает по адресу: <адрес> <адрес> (комната) №. По указанному адресу данная семья проживает с 2006 года.
Семья ФИО7, в состав которой входят она, ее дочь ФИО14, ее сын ФИО15, проживает по адресу: <адрес> <адрес>, квартира (комната) №. По указанному адресу данная семья проживает с 2003 года.
Согласно сведениям технического паспорта, жилой дом по вышеуказанному адресу построен в 1985 году дорожным строительным управлением, в настоящее время - ФГУП «Забайкалавтодор». Указанная организация в лице филиала Агинского дорожного эксплуатационного управления предоставляла жилые помещения в общежитии работникам ДЭУ.
Семья ФИО6 получила данную квартиру (комнату) по месту его работы в Агинском филиале ДЭУ.
Семья ФИО7 получила данную квартиру (комнату) от брата ФИО8. ФИО6 получил данную квартиру по месту работы в Агинском филиале ДЭУ. ФИО7 начала проживать в указанной квартире с разрешения Агинского филиала ДЭУ.
На основании акта обследования Межведомственной комиссией Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления главы Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес> признан пригодным для проживания и требующим капитального ремонта.
Согласно пункта 43 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции многоквартирного дома, сочла, что требуется ремонт верхней части фундаментных столбов, поврежденных участков стен, карнизов, перемычек, замена кровли, восстановление централизованного водоснабжения и отопления.
Процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования многоквартирного дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений.
При таких обстоятельствах заключение Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» о признании жилого помещения пригодным для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление главы Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ приняты незаконно, так как ответчиком нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.
Также необоснован вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО10 поддержала исковые требования в части признания заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления главы Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Заинтересованное лицо ФИО7 поддержала требования прокурора.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа «<адрес>», административного ответчика Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>», по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что Межведомственной комиссией Администрации городского округа «<адрес>» в порядке, установленном Положением проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, по результатам которого составлено заключение.
Выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО10, заинтересованное лиц ФИО7, представителя административного ответчика Администрации городского округа «<адрес>», административного ответчика Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>», по доверенности ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Вместе с тем, согласно требованиям статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из анализа приведенных норм и исследованных в судебном заседании документов следует, что заключение Межведомственной комиссии Администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление главы администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ относятся к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Об указанных заключении и постановлении прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания по гражданскому делу по иску прокурора в интересах ФИО6, ФИО7 к Администрации городского округа «<адрес>» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органа государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям установлена пунктом 44 Положения, она включает в себя в том числе: определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес> ДСУ-5, <адрес>, в котором проживает семья ФИО7 в состав которой входят она, ее дочь ФИО5, 2000 года рождения, ее сын ФИО6, 2003 года рождения, Межведомственной комиссией составлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее выводы комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспорено сторонами, что оспариваемое заключение вынесено лишь на основании визуального осмотра конструкции многоквартирного дома.
При этом техническое состояние конструктивных элементов жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> в мае 2016 года не исследовалось, а также на момент принятия оспариваемого решения не имелось какого-либо заключения о необходимости либо возможности проведения капитального ремонта жилого дома, соответствии жилого дома требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам.
Согласно пояснений представителя административных ответчиков, на момент принятия оспариваемого решения Межведомственная комиссия не располагала сведениями о соответствии жилого дома требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам ввиду отсутствия на день заседания комиссии составленных соответствующими надзорными органами заключений, позволяющих определить фактическое техническое и санитарное состояние жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Кроме того, заключениями Межведомственной комиссии №, № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлениями Главы городского поселения «Агинское» от ДД.ММ.ГГГГ № и № жилые помещения по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес> признаны непригодными для проживания, многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о достаточности оснований для проведения Межведомственной комиссий обязательной оценки технического состояния конструктивных элементов, в том числе с использованием соответствующих измерительных приборов и приспособлений, ввиду осведомленности последней о фактическом состоянии дома и наличии сведений об возможной угрозе жизни и здоровью проживающих по адресу: <адрес> ДСУ-5, <адрес> граждан.
Вместе с тем, судом по делу на основании пояснений сторон, занесенных в протокол судебного заседания установлено, что работы по капитальному ремонту на день рассмотрения административного искового заявления не начаты, на основании оспариваемого заключения Межведомственной комиссии распоряжение о проведении капитального ремонта спорного жилого дома и отселении на период проведения капитального ремонта проживающих в нем граждан издано не было.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, сторонами вопреки требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлены.
Учитывая, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, без исследования технического состояния конструктивных элементов жилого по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в отсутствие заключений о необходимости либо возможности проведения капитального ремонта жилого дома, а также о соответствии жилого дома требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения, установленным в пункте 44 Положения требованиям и необоснованности решения комиссии о возможности проведения капитального ремонта, ввиду неподтверждения его целесообразности техническим заключением и определяющим стоимость ремонтных работ документом.
При указанных обстоятельствах, заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░7, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░5, ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░