Дело № 33-4248 судья Борисова Д.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2018 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Андреевой О.В. на решение Советского районного суда г. Тулы от 14 сентября 2018 года по иску Андреевой О.В. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить льготы многодетной семье, взыскании невыплаченных сумм.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Андреева О.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты, подлежащей начислению на старшую дочь Андрееву А.А. за период с 03.10.2014 по 30.11.2017 в размере <данные изъяты> а также скидки на услуги ЖКХ на А за период с 03.10.2017 по 30.11.2017 в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований ссылалась, что является матерью троих детей: <данные изъяты> Семья имеет статус многодетной, на содержание и воспитание детей ежемесячно начисляются денежные выплаты, предусмотренные Законом Тульской области №1154 ЗТО. 03.10.2014 старшая дочь Андреева А.А. достигла совершеннолетия и выплаты на всех детей многодетной семьи прекратились. После подтверждения обучения А в ВУЗе выплаты были возобновлены на содержание и воспитание двух несовершеннолетних детей А Полагала, что совершеннолетний ребенок, проходящий обучение в учебных заведениях всех форм обучения до достижения возраста 23 лет имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на свое содержание. Поскольку на момент достижения Андреевой А.А. (03.10.2014) совершеннолетия действовала редакция закона №1154 ЗТО, в п.4.1 ч.1 ст.4 которого было указано, что мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется на содержание и воспитание ребенка, А как ребенок, не достигший возраста 23 лет и обучающийся в ВУЗе имеет право на получение данной выплаты. Также полагала, что что в ЗТО №1154 содержится указание на предоставление скидки по оплате ЖКК, которая А не предоставляется, размер задолженности составляет
В судебное заседание истец Андреева О.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Андреевой О.В. по доверенности Уткин В.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что в состав многодетной семьи включаются, в том числе, совершеннолетние дети, обучающиеся в учебных заведениях до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет. Наряду с несовершеннолетними детьми А должна получать ежемесячную денежную выплату. Ст.6 ЗТО №1154 предусматривает, что одной из мер соцподдержки многодетных семей является скидка в размере 30 % платы, установленной за пользование отоплением, водой, канализацией и электроэнергией, однако ответчиком данная скидка по оплате ЖКХ на Андрееву О.В. и старшую дочь А не предоставляется.
Представитель истца Андреевой А.А. по ордеру адвокат Стручкова В.К. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Илюшечкина Е.В. исковые требования не признала и пояснила, что семья Андреевых является многодетной. На имя отца Андреева А.Е производились выплаты на содержание и воспитание троих несовершеннолетних детей. С 03.10.2014 выплата на детей была прекращена, поскольку старшая дочь А достигла совершеннолетия. Когда А предоставила справку об обучении на очном отделении в «Санкт- Петербургском государственном институте культуры», выплаты на несовершеннолетних детей продолжились, и был произведен перерасчет. Однако на содержание и воспитание А выплата не производится, т.к. она достигла совершеннолетия. Требования истца о взыскании 30% компенсации по оплате ЖКХ не основаны на законе, поскольку данная скидка трансформировалась в ежемесячную денежную выплату на содержание и воспитание несовершеннолетних детей с 01.01.2012, то есть с момента внесения изменений в закон Тульской области.
Третье лицо представитель УСЗН Тульской области по доверенности Фесак Н.В. исковые требования также не признала, дополнительно пояснила, что семья Андреевой О.В. состоит на учете как многодетная с 2009 года. Мать Андреева О.В. и старшая дочь А зарегистрированы по адресу: <адрес> Остальные члены семьи проживают по месту регистрации отца: г<адрес>. Получателем мер социальной поддержки является Андреев А.Е. В период с 2009 по 01.01.2012 Андреев А.Е. и Андреева О.В. являлись получателями ежемесячной денежной выплаты по оплате ЖКУ. С 01.01.2012 Андрееву А.Е. назначена ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание каждого ребенка. С 03.10.2014 ежемесячная выплата на А была прекращена в связи с достижением ею совершеннолетия. На остальных детей выплата была прекращена, поскольку семья утратила статус многодетной в связи с достижением старшим ребенком возраста 18 лет. Но после предоставления справки об очном обучении А выплаты на двоих несовершеннолетних членов семьи А были возобновлены. Был произведен перерасчет за период с 31.01.2015 по 22.02.2017 года на сумму 94633 руб. 08 коп. Указала, что все выплаты произведены в соответствии с законом Тульской области №1154 ЗТО, в связи с чем полагала, что оснований для удовлетворения иска нет.
Суд постановил решение, которым отказал Андреевой О.В. в удовлетворении ее исковых требований.
В апелляционной жалобе Андреева О.В. ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей Андреевой О.В. по доверенности Уткина В.С, по ордеру адвоката Стручковой Н.К., судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей. При этом правительствам республик в составе РФ поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Законом Тульской области №1154 ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» (ст.1) определено, что многодетной признается семья, имеющая трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а совершеннолетних детей - воспитанников, учащихся, студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы в образовательных организациях, - до окончания обучения, и проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Статья 4 определяет меры социальной поддержки многодетным семьям, в п.4.1 ч.1 которой указано, что многодетным семьям устанавливаются следующие меры социальной поддержки: в том числе ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание несовершеннолетнего ребенка (кроме ребенка, находящегося на полном государственном обеспечении) в размере 1500 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание ребенка ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В соответствии с ч.7 Положения о порядке и сроках предоставления ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание ребенка в многодетной семье в Тульской области, утв. Постановлением Правительства Тульской области №22 от 20.01.2012, ежемесячная денежная выплата прекращается со дня признания ребенка дееспособным.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с 2009 года семья Андреевых состоит на учете как многодетная. <данные изъяты>
03.10.2014 Министерством труда и социальной защиты Тульской области выплата на старшую дочь А и двух несовершеннолетних детей А прекращена в связи с тем, что старшая дочь А достигла совершеннолетия и семья утратила статус многодетной.
После подтверждения Андреевой А.А. обучения в ФГБОУВО «Санкт- Петербургский государственный институт культуры», выплата на содержание двоих несовершеннолетних детей А возобновлена, произведен перерасчет за период с 31.01.2015 по 22.02.2017 на сумму <данные изъяты> На А выплата прекращена в связи с достижением ею возраста 18 лет.
Разрешая исковые требования, суд первой, руководствуясь выше приведенными положениями действующего законодательства, с учетом норм ст.21 ГК РФ, правильно исходил из того, что прекращение ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание А в связи с достижением ею совершеннолетия выполнено в соответствии с законом и положением о порядке и сроках предоставления указанной выплаты на содержание и воспитание ребенка в многодетной семье Тульской области, в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании ежемесячной денежной выплаты за содержание и воспитание совершеннолетней А за период с 03.10.2014 по 30.11.2017.
Скидка по оплате услуг ЖКХ была установлена п.1 ст.1 Закона Тульской области № 1154-ЗТО в редакции от 30.04.2010 и предусматривала установление многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 30 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории, независимо от вида жилищного фонда, при наличии печного отопления).
15.12.2011 в Закон №1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» были внесены изменения: в ч.1: пункты 1, 2, 3, 4 признаны утратившими силу; дополнена п.4-1 следующего содержания: «4-1) ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание ребенка в размере 1500 рублей».
В ст.6 указанного закона до 01.01.2010 мера социальной поддержки многодетных семей, установленная п.1 ч.1 ст.4 настоящего Закона, осуществляется в виде скидки в размере 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных администрациями муниципальных образований.
Установив, что 30% скидка по оплате услуг ЖКХ с 01.01.2012, то есть с даты вступления соответствующих изменений в ЗТО №1154 не производится, а заменена ежемесячной денежной выплатой на каждого ребенка многодетной семьи, принимая во внимание, что многодетной семье Андреевых за период с января 2012 по 02.10.2014 были осуществлены выплаты ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание А за период с января 2014 по 31.07.2018 - на содержание и воспитание А за период с января 2012 по 31.07.2018 - на содержание и воспитание А а также за период с января 2010 года декабрь 2011 года была предоставлена 30% скидки по оплате ЖКХ на троих несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Тульской области, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
Полно установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне проверив доводы и возражения сторон, суд правильно определил материальный закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для отмены постановленного решения судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на определение многодетной семьи в ЗТО, в котором содержится указание на то, что в состав многодетной семьи включаются совершеннолетние обучающиеся дети до 23-х лет, а значит, совершеннолетнему ребенку должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация, основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют позицию истца в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене законного решения суда. Исходя из смысла ст.1,4 Законом Тульской области №1154 ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации несовершеннолетнему ребенку, ограничивается достижением им возраста 18 лет. Иное толкование приведенной правовой нормы не отвечает конституционным принципам равенства и справедливости, поскольку приводит к необоснованным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной категории. Назначение ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание несовершеннолетнего ребенка и прекращение данной выплаты в связи с достижением совершеннолетия не свидетельствует и не влечет ограничения права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной данным Законом.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Тулы от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреевой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи