РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 13 апреля 2023г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,
с участием представителя ответчика Власовой Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-752/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-006697-59) по исковому заявлению ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными действий, обязании возвратить средства социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными действий, обязании возвратить средства социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа от 25.11.2022г. социальная выплата в размере 200 000 рублей, возвращенная ФИО4, была зачислена в областной бюджет. ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2 считают, что зачисление данных средств в бюджет Иркутской области является незаконным. 18.06.2014г. ФИО5 родила третьего ребенка - ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении III-СТ №. Согласно ст.4 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 09.06.2021г. №-уг у семьи ФИО12 возникло право на получение социальной выплаты. На основании заявления от 15.09.2021г., поданного ФИО12, было принято распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области №/з от 28.09.2021г. о перечислении социальной выплаты в размере 200 000 рублей. Согласно платежному поручению № от 25.10.2021г. денежные средства в размере 200 000 рублей были переведены на счет ФИО4 в целях погашения основного долга и уплаты процентов по кредитному договору № от 25.03.2013г., взятого на приобретение жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. 27.05.2022г. кредитный договор был полностью погашен. Таким образом, социальная выплата в размере 200 000 рублей была использована в погашении основного долга и уплате процентов по кредитному договору. Согласно п.36 Положения о социальной выплате в случае расторжения договора купли-продажи жилого помещения, земельного участка, договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, договора строительного подряда, а также отказа многодетной семьи от получения социальной выплаты средства социальной выплаты, предоставленной многодетной семье, подлежат возврату в областной бюджет. Таким образом, законодательством, регулирующим порядок получения социальной выплаты, предусмотрено два основания возврата денежных средств в областной бюджет: расторжение договора купли-продажи жилого помещения; отказ многодетной семьи от получения социальной выплаты. Таким образом, Положением о социальной выплате предусмотрено только два случая возврата средств социальной выплаты, которые не попадают под ситуацию семьи ФИО12.
Просит суд признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Иркутской области по зачислению возвращенных средств социальной выплаты в размере 200 000 в областной бюджет; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области возвратить средства социальной выплаты в размере 200 000 на реквизиты ФИО4, указанные в платежном поручении.
Определением суда от 20.02.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ФИО4.
В судебное заседание истец ФИО5 не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО11, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просила в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание третье лицо ФИО4 не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие истца и третьего лица.
Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года « 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 данного Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Закон Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» определяет случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности (далее - земельные участки), в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - земельный учет), порядок снятия граждан с земельного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Указом Губернатора Иркутской области от 09.06.2021 № 158-уг «Об установлении меры социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта» установлено, что в Иркутской области за счет средств областного бюджета гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляется мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - социальная выплата).
Положением «О порядке и условиях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта» установлен порядок, размер и условия предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - социальная выплата).
В силу п.4 Положения, право на получение социальной выплаты предоставляется гражданам, проживающим на территории Иркутской области, имеющим трех и более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством (родителям (усыновителям, опекунам или попечителям) или единственному родителю (усыновителю, опекуну или попечителю)), отвечающим в совокупности следующим условиям (далее - многодетная семья):
1) многодетная семья состоит на учете в качестве имеющей право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно (далее - земельный учет) не менее трех лет;
2) наличие согласия многодетной семьи на предоставление социальной выплаты взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка.
Социальная выплата предоставляется многодетной семье однократно в размере 200 000 рублей (п.5 Положения).
Пунктом 6 Положения установлено, что социальная выплата предоставляется при условии ее использования для следующих целей:
1) оплаты обязательств по договору купли-продажи жилого помещения, садового земельного участка либо земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее при совместном упоминании - земельный участок), расположенных на территории Иркутской области, или по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома при приобретении жилого помещения, расположенного на территории Иркутской области;
2) уплаты первоначального взноса при получении кредита, в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения, земельного участка, расположенных на территории Иркутской области;
3) погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения, земельного участка, расположенных на территории Иркутской области;
3(1)) уплаты первоначального взноса при получении кредита, в том числе ипотечного, или погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам, в том числе ипотечным, на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории Иркутской области (далее - объект индивидуального жилищного строительства);
4) оплаты строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, выполняемых с привлечением индивидуального предпринимателя или строительной организации.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление социальной выплаты, является министерство имущественных отношений Иркутской области (п. 3 Положения).
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО5 состояли в зарегистрированном браке, на день рассмотрения настоящего гражданского дела брак между ними расторгнут.
В период брака у ФИО4 и ФИО5 были рождены трое детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельствами о рождении.
29.03.2013г. ФИО4 была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с использованием собственных средств и кредитных средств, предоставленных ему АКБ «РОСБАНК» (ОАО) по кредитному договору № от 25.03.2013г.
15.09.2021г. семья ФИО12 обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перечислении социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, в целях погашения основного долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту по кредитному договору № от 25.03.2013г. Просили перечислить социальную выплату в размере 200 000 руб. в ПАО «РОСБАНК».
Распоряжением министерства №/з от 28.09.2021г. принято решение о перечислении социальной выплаты в размере 200 000 рублей по реквизитам указанным в заявлении.
Денежные средства в размере 200 000 руб. перечислены на расчетный счет ФИО4, открытый в ПАО «Росбанк», что подтверждается платежным поручением № от 25.10.2021г.
26.09.2022г. в Министерство имущественных отношений Иркутской области поступило заявление от ФИО4, в котором он просил предоставить реквизиты для возврата денежных средств в размере 200 000 рублей (социальная выплата), в связи с тем, что на день обращения ипотечный кредит, на который должны были поступить перечисленные денежные средства закрыт, а перечисленные денежные средства в размере 200 000 рублей не были использованы при его погашении.
В соответствии с платежным поручением № от 14.11.2022г. полученная ФИО4 социальная выплата в размере 200 000 руб. была возвращена в бюджет Иркутской области.
Обращаясь с иском в суд, истец указывает на незаконность действий ответчика по зачислению денежных средств в областной бюджет.
Вместе с тем, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии незаконности действий ответчика по зачислению денежных средств в областной бюджет. Поскольку денежные средства поступили в Министерство имущественных отношений Иркутской области на основании заявления ФИО4
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, социальная выплата семьей ФИО12 не была использована по назначению.
Согласно ответу ПАО «РОСБАНК» № от 28.03.2023г., кредитный договор № открыт на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. По счету клиента было поступление денежных средств в размере 200 000 рублей – социальная выплата 25.10.2021г. Частичное досрочное погашение по ипотеке 25.10.2021г. за счет социальной выплаты не проводилось. 14.11.2022г. клиент возвратил социальную выплату в сумме 200 000 рублей.
Таким образом, оценивая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что социальная выплата в размере 200 000 руб. не была использована при исполнении кредитных обязательств по кредитному договору № от 25.03.2013г., то есть не была направлена на покупку и оплату квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
С учётом вышеприведенных норм закона, суд не усматривает нарушений прав истца со стороны ответчика.
По правилам ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разрешает спор в пределах заявленных требований. При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. Поскольку социальная выплата не была использована по назначению и возвращена в областной бюджет, в связи с чем, истец не лишен возможности по восстановлению своего права на получение социальной выплаты в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными действий, обязании возвратить средства социальной выплаты, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными действий, обязании возвратить средства социальной выплаты – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 27.04.2023г.
Судья О.В. Луст